ФИО автора: Силина Ирина Вячеславовна
Тема урока: Добро и зло.
Класс:
4
Цель урока: расширение представлений учащихся о добре и зле.
Задачи: воспитывать доброе отношение к окружающим
людям, стремление
совершать
добрые дела, становиться лучше;
способствовать формированию умения объективно
оценивать личные
качества и поступки.
Оборудование к уроку: компьютер с выходом в интернет для каждого ученика,
мультимедийный проектор и экспозиционный экран, CD проигрыватель, карточки
с заданиями, иллюстрации феи и злой колдуньи.
Прилагаемые медиаматериалы: презентация, видеоролик с анимационным фильмом,
аудиозаписи песен, электронный тест.
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,
2011.
2. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3. Основы светской этики. 4-5 класс. Электронное приложение к учебному
пособию. – М.: Просвещение, 2010.
4. http://happy-school.ru/publ/v_oseeva_plokho/8-1-0-1818
Рассказы В.Осеевой.
5. http://www.agniyabarto.ru/07-33-drug-napomnil-mne-vchera.htm
Стихи А. Барто.
6.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BA
Иллюстрации
7. http://vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-dobre-i-zle/
Пословицы о добре и зле.
8. https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dHBwYkxpaXRpRTBMQ25
BN01vbjQwbGc6MQ#gid=0 Тест «Добро и зло»
9. http://www.youtube.com/watch?v=8qFWSyFGfZc
Притча «Всё в твоих руках».
10. http://www.audiopoisk.com Поиск
музыки.
11. http://www.audiopoisk.com/track/djivan-gasparan/mp3
Записи Д. Гаспаряна
Структура урока:
I.
Вызов. (3 минут)
II. Осмысление. (30 мин)
III. Рефлексия. (7 мин)
Содержание урока:
I. Вызов.
1.
Мотивирование детей, постановка целей.
- Посмотрите на экран (Слайд 1. ) Догадайтесь по изображению, о
чём сегодня будем говорить? Как вы это поняли? Почему важна эта тема?
2 . Актуализация
знаний учащихся. (Мозговой штурм.) (Слайд 2)
- Что для вас добро и
зло, скажите одним словом.
(Добро – радость, улыбки, милосердие, свет, сердечность, дружба,
взаимопонимание. Зло – горе, слёзы, беда, несчастье, вред, боль и т. д.)
- Вижу, что тема близка каждому из вас.
II. Осмысление
1. Работа с
учебником . (Чтение с пометами - «инсерт») (Слайд 3)
- Каковы же
определения добра и зла, давайте узнаем, прочитав материал учебника. Читайте
текст вдумчиво, делая карандашом пометы, которые помогут нам понять насколько
совпадает ваше представление о добре и зле с определениями данными в учебнике.
(Пометы: (V) – уже знал, (+) – новая информация, (-) – думал иначе, (?) – не понял, (!) – хочу узнать больше.)
- Что уже было
известно?
- Какая информация
оказалась новой?
- Какие ещё знаки поставили и почему?
-Что означает слово
«бескорыстный», встретившееся в учебнике?
Бескорыстный -
чуждый, корысти, расчетов на личную выгоду. (словарь Ушакова)
- Запомните это слово, мы к нему ещё вернёмся.
Вывод: Вы имеете довольно хорошее представление о том, что
такое добро и зло, ведь с самого раннего детства мы сталкиваемся с этими основными
понятиями этики.
2. Работа
над содержанием рассказа В. Осеевой «Плохо». (Чтение с остановками)
-Тему добра и зла часто затрагивали в своих произведениях писатели и
поэты.
Послушайте начало
рассказа Осеевой, приготовьтесь продолжить. (Слайд 4)
Собака яростно лаяла. Прямо перед ней сидел маленький взъерошенный
котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два
мальчика…(продолжи рассказ) …и ждали, что будет…(Слайд
5)
В окно выглянула женщина и поспешила на крыльцо. Она
отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно?!
– А за что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились
мальчики.
(продолжи рассказ. ) - Как вы думаете, что ответила женщина?
– Вот это и плохо! – гневно ответила
женщина. (Слайд
6)
- Почему она так сказала?
- Мальчики были равнодушными, ни один не предложил спасти котёнка.
Вывод:
не допустить зла также важно, как и совершить добро!
3. Работа с памяткой.
- Сегодня мы начнём, а на следующем уроке продолжим, составлять памятку доброго
человека. Этот вывод может стать одним из её пунктов. (Учитель открывает на
доске первый пункт памятки)
4. Физминутка. (Слайд 7)
Солнышко символизирует добро. Всё живое тянется к нему.
Представьте себя в роли цветка. (Дети тянутся руками вверх). Цветочки
любят любоваться солнышком! Понаблюдаем за ним! (Упражнение для глаз.)
Но иногда набегает злая тучка и всё живое прячется! (Дети
присаживаются возле парт и закрывают руками голову, изображая закрывшийся
цветок).
Но после любого дождика снова появляется солнышко! (Дети изображают
распускание цветка). Добро побеждает!
5. Обсуждение стихотворения Агнии Барто «Друг
напомнил мне вчера».
(Приложение 1)
- Интересную историю о добрых поступках рассказала А.Л.Барто.
Послушайте стихотворение в исполнении одноклассника и подумайте, хорошими ли
друзьями были мальчики? (Прослушивание стихотворения.)
- Почему мальчик
больше не хочет дружить со своим другом?
- Чем же был плох его друг, ведь он старался совершить столько добрых дел?
Вывод: Добро должно быть бескорыстным. (Этот вывод также может быть
правилом доброго человека.)
- Дома продолжите составлять памятку доброго человека. На следующем
уроке мы обсудим ваши предложения, закончим составление памятки для нашего
классного уголка.
6.
Распределение сказочных героев на две группы. (Коллективная работа)
- С самого раннего детства
вы знакомы со сказками. Борьба добра и зла присутствует практически в каждой
из них.
- Распределите героев
на две группы : добрые и злые, объясните свой выбор (коллективная работа). (Слайд
8)
Баба Яга Золушка
Кощей Бессмертный Айболит
Шапокляк Крокодил Гена
Злодей Добрая Фея
- У каждого из этих
героев есть качества помощники, которые помогают совершать добрые или злые
дела.
7.
Распределение качеств доброго и злого человека. (Работа в парах.)
- Распределите качества
человека на 2 группы, работая в парах. (Приложение 2)
2 человека будут
работать на доске –распределять качества на два царства: доброй феи и злой
колдуньи.
(Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие,
бестактность, лживость, справедливость, выдержка, трусость, совесть, зависть,
жадность, честность, тактичность, правдивость, хитрость, эгоизм.)
- Может ли быть
такое, что в одном человеке сразу уживаются и положительные и отрицательные
качества?
Вывод: В
сказках всё просто, можно провести чёткую грань между добрым и злым героем. В
жизни часто в одном человеке уживается и плохое, и хорошее. Об этом притча.
8. Работа
с притчей «Два волка».
Учитель читает притчу
под Лирическую мелодию в исполнении Дживана Гаспаряна: (Слайд 9)
Как-то
давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:
- В каждом
человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. (Слайд 10) Один волк представляет зло: (Слайд 11) зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: (Слайд 12)мир,
любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до
глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в
конце побеждает? (Слайд 13)
Старик улыбнулся и
ответил: (Слайд 14)
- Всегда побеждает
тот волк, которого ты кормишь.
- От чего зависит,
какой волк в вас победит?
- В истории
человечества было много битв. Но самой большой из них является битва между
добром и злом. Её бои часто незаметны, ведь ведутся внутри каждого из нас.
9.
Обсуждение добрых и злых дел.
- К сожалению, каждый
совершал недобрый или злой поступок. Иногда мы причиняем боль близким,
друзьям. Боль – это часто слёзы… (Слайд 15) Представьте, что все слёзы
собрались в океане Зла. Предлагаю записать поступок, о котором вы сожалеете,
на слезинке и разорвать листочек на мелкие кусочки. Пускай всё плохое утёчёт
и больше никогда к нам не возвращается. Когда-нибудь ласковое солнышко из
царства доброй феи высушит этот океан, и на земле останутся только слёзы
радости А качества - помощники добра будут всегда с нами и помогут
совершать только хорошие добрые поступки, которыми мы будем гордиться. .(Дети
опускают слезинки в импровизированный океан Зла – к анимационной картинке на
экране прикрёплён прозрачный файл. (Слайд 16) )
10.
Восстановление пословиц о добре и зле. (Работа в парах)
- Из глубины веков
дошла до нас мудрость народа о добре и зле, сохранённая в пословицах. Соедините
начало и конец пословицы. Работайте в парах. (Слайд 17)
Приложение 3.
- Какая из составленных пословиц подойдёт к картинке? (Доброе слово,
что дождь в засуху.) (Слайд 18)
- В том, какой магической силой обладают добрые слова, мы сейчас
убедимся.
11. Упражнение
«Туннель доброты».
(Дети встают парами, взявшись за руки. По
очереди через импровизированный туннель проходят ученики. Дети, изображающие
туннель, кладут руку на плечо проходящему и говорят добрые слова в его адрес.)
- Вы видите, что доброе слово поднимает настроение, поддерживает,
радует. Не скупитесь на добрые слова. И помните о том, как бывает больно
слышать злые слова. Не даром говорят, что доброе слово – лечит, а злое –
…? (калечит). (Слайд 19)
12.
Тестирование. (Дети
отвечают на вопросы электронного теста)
III. Рефлексия.
1. Обобщение
изученного на уроке. (Составление синквейна)
- Обобщим наши
знания о добре и зле. Составим коллективно синквейн со словами добро и зло.
(Слайд 20)
1. ДОБРО
2. душевное,
сердечное
3. Исцеляет,
помогает, вдохновляет
4. Добро
сближает людей.
5. Радость
|
1.
ЗЛО
2.
Страшное, плохое
3.
Калечит, обижает,
убивает
4. Зло влечёт за собой горе и вражду.
5. Горе
|
2. Самооценка
учащихся.
-Вы хорошо
разобрались в теме урока. А в себе?
·
Работа с оценочными
листами. (Приложение 4)
- На оценочном листе
отметьте, сколько, по вашему мнению, каждого качества в вас самих.
- Дома покажите эти
листочки своим родителям и попросите их оценить ваши добрые и злые качества.
Обсудите это в семье. Также отметьте, сколько бы вам хотелось иметь каждого из
качеств.
·
Работа с оценочной
шкалой на доске.
- Если в
качестве шкалы добра использовать эту гору, которая вверху освещена лучами
добра, а внизу омывается океаном зла, на какую высоту вы бы себя поставили,
прикрепите магнит на гору.
3. Домашнее
задание.
1. Составить памятку
доброго человека.
2. Продолжить работу
с оценочными листами.
4. Итог урока
·
Работа с притчей.
- В заключении ещё одна притча. (Анимационный
ролик «Всё в твоих руках»)
- Как понимаете слова мастера?
-
Помните, что только от вас зависит, на стороне добра или зла вы будете. Вам
выбирать, будет жить или погибнет бабочка. (Слайд 21)
·
Пожелания учащимся (Слайд
22)
Добро и зло творить всегда во власти всех людей.
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
- Мои пожелания вам в этой песне. (Звучит 1 куплет
и припев песни А.Медведева «Твори добро», исполняет Александра Гетун)
-Надеюсь, что
вы сделаете правильный выбор в жизни! Творите добро!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.