Школа: КГУ
СОШ № 46 Дата ____________ №
27
Ценность: любовь.
Качества: любовь
к природе, защищать ее, помогать всему живому на Земле.
ТЕМА: В
гармонии с природой.
Цель:
расширение представлений о единстве человека и природы.
Задачи:
·
показать примеры как бережного, так и безответственного
отношения к природе;
·
развивать навыки бережного отношения человека к природе;
·
воспитывать любовь к многообразию окружающего нас мира.
Ресурсы: фонограмма песни на слова Ю.
Энтина, муз. Е. Крылатова
«Лесной олень», ватманы для составления кластеров, маркеры, картинки с
животным и растительным миром.
Ход урока:
1. Организационный момент. Позитивный настрой.
Мысленная
прогулка в лесу.
Сядьте, держа спину прямо.
Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше
расслабиться и стать спокойными. Представьте, как вы идете к двери класса,
открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий
воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо.
Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на
насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и
свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на
него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его
аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и
деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес,
смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени,
послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в
безопасности.
Нам легко и спокойно, мы
ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и
уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А
сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще
раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых.
И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните
свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это
чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
-
Ребята, что мы называем природой?
- Какие картины вы видели, когда слушали музыку?
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям! (И. Мазнин)
2.
Проверка домашнего задания.
Вы должны были дома
нарисовать радугу и написать, что в природе соответствует каждому цвету радуги.
- Какие предметы вы
написали к каждому цвету?
- Какой можно сделать
вывод?
Вывод:
многоцветный мир природы – ее богатство. Красочность окружающего мира радует
человека, помогает ему увидеть яркую красоту окружающего.
3.
Цитата нашего урока:
Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно
знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.
Мишель Монтень
- Ребята, а всегда ли человек наблюдает за
природой? Почему?
- Можно ли сказать, что сегодня человек
живёт в гармонии с природой?
- А можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?
- Что может произойти с природой, если человек будет продолжать свои
губительные действия?
4. Рассказывание истории.
Волшебная рябинка - философская сказка.
Повстречались
как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой
осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом
дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.
Разговорились
они. - Радостно мне сегодня, - сказал лесник.- Неподалеку отсюда деревце я
встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в
лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц - всех птиц и не перечислишь, - всю зиму
деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу.
Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи
дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У
деревца этого - не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем,
бывает, так и лакомятся: на первое - ягодки, на второе - листочки с веточками.
По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не
сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.
- Дедушка, - спросила девочка, - это ты
про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце
мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило
красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.
- Я
сегодня тоже чудо-дерево встретил, - обрадовано сказал художник. - У меня от
его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном
убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину
почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь
жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что
защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить.
Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.
-
Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,- заключил
дедушка. - Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку
попить.
Дома
всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать: - Садитесь
за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем
да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает.
- А мне сегодня
рябинка подарила свою красоту, - сказал художник, - и достал новую картину.
- А меня сегодня
рябинка успокоила своей щедростью, - вставил дедушка. - Ее урожай поможет птицам
и зверям зиму пережить.
- А меня сегодня рябинка развеселила, -
сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг
что-то вспомнила и встревожено спросила: - Бабушка, но как, же мы вареньем
рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их
попробовала, у меня от горечи язык заболел.
- Внученька,
вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам
зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было?
- Нет, бабушка, то
варенье было очень вкусное, - ответила девочка, - но у рябинки, с которой я
сегодня играла, ягодки горькие.
- Это потому, что
рябина еще с морозцем не повстречалась, - объяснил дедушка. - Рябинка дерево не
только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до
поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки
румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У
рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои
сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей
даже пятидесятиградусный мороз не страшен.
- Я тоже хочу быть
такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, - сказала девочка.
- Это ты славно
придумала, - обрадовался дедушка. - Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле
дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало.
Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.
А. Лопатина
- Ребята, почему рябинку называют волшебной?
- Почему для дедушки рябинка щедрая, добрая?
- Какая рябинка для девочки?
- Какой ее увидел художник?
- Ребята, как вы думаете, почему девочка хочет быть похожей
на рябинку?
Вывод: Природа
словно сказка, которая удивляет нас своими чудесами. Чтобы сохранить эту
сказку, человек должен беречь и понимать природу, не нарушать своей связи с
ней.
- Вы знаете, что животные это часть живой природы. Но как порой бывают,
жестоки люди по отношению к братьям нашим меньшим.
Бездомный
пёс. О. Зеленская
А для меня вдруг всё остановилось,
И друг мой рядом тоже замолчал.
Бежал щенок – из лапы кровь сочилась,
Растерзанный язык во рту пылал.
Облезла шерсть, в глазах тоска и горе.
Как много на себе он испытал!
Спина вся в ссадинах – наверно, от побоев-
И рта беззубого беспомощный оскал.
А люди, люди безразлично отвернулись –
Кому он нужен, сей бездомный пёс.
Больной, избитый, грязный и кровавый –
Неважно, что он в жизни перенёс!
И бродит пёс холодный и голодный,
Судьбою отрешённый от всего.
Найдётся ли хозяин сильный, добрый,
Что защитит от «человечности» его?
•
Как вы можете охарактеризовать хозяина пса?
• Что бы вы хотели сказать ему?
Видеоролик
«Счастливая история бездомного пса».
Вывод: Защищая природу, человек
защищает себя. Кто в детстве спас птенца, выпавшего из гнезда, не дал разорить
муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать всё живое, не позволит рубить
ель в парке для празднования Нового года, не нарушит тишину и чистоту
заповедных лесов и озёр, не пройдет мимо бездомных псов и кошек.
5. Творческая работа. Работа в группах.
- Представьте себе, что человек живёт в гармонии с природой, как
будет выглядеть наша планета? Нарисуйте (пение птиц). Защита рисунков.
6. Домашнее задание.
Подготовьте творческую работу на тему «Человек и
природа». Это может быть сочинение, стихотворение, рисунок, аппликация,
фотография.
7.
Групповое пение.
«Лесной
олень».
Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу олень,
Он летел над гулкой мостовой
Рыжим лесом, пущенной стрелой.
Припев:
Вернись, лесной олень,
По моему хотенью,
Умчи меня, олень,
В свою страну оленью.
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живёт и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень.
Он
бежал, и сильные рога
Задевали тучи, облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым.
Припев.
Говорят,
чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Только знаю, он ко мне придёт,
Если веришь, сказка оживёт.
Припев.
Со
мной лесной олень
По моему хотенью,
И мчит меня олень
В свою страну оленью.
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Он мчит меня туда, лесной олень.
Источник:
«Самопознание» – методическое пособие для учителя,«Бебек» - Алматы, 2010.
http://youtube.com/watch?v=53Gzq7ruBQ0
– музыка Шопена
http://portal.etherway.ru/f/images/1588.html#
- божьи коровки
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D0%B5
– Мишель де Монтень
http://dl32.musload.com/loads/dlhash1/m05/h15/8d4f0f224d1a5f453436fafc1b78895d.mp3
- звуки «Волшебство природы»
http://kissoprri.were.me/get_file/?sid=684&url=http%3A%2F%2Fhqtor.ru%2Fvk_video%2Fdownload%2Fd61161608f59593a2a7dd0760318a32a%2FaHR0cDovL3ZrLmNvbS92aWRlb19leHQucGhwP29pZD0tNTE5NDE4NzYmaWQ9MTY1NTcyOTE5Jmhhc2g9YjFlYzRjYmJlYzcyN2E1Yg%3D%3D.mp4&name=%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%81%D0%B0.mp4&type=video
– Счастливая история одного бездомного пса»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.