Этап урока
|
Что делают
|
Использование
интерактивных средств
(с
указанием времени)
|
Учитель
|
Ученики
|
Организацион-
ный этап
|
-Тема
урока «Типы алгоритмов»
1.
Для чего нужны алгоритмы?
2. Какие
Исполнители вам знакомы?
3. Как
называется алгоритм, записанный для компьютера?
4. Какие
типы алгоритмов вы знаете?
5.
Как определить тип алгоритма?
Сегодня будем
эти знания применять при решении различных задач.Составить алгоритм непросто:
нужно знать из каких команд он должен состоять, последовательность этих
команд. Это - алгоритмическое мышление, которое мы продолжаем
развивать.
Вы будете
работать самостоятельно и в группах. Учитесь вместе работать дружно и
результативно.
А самое главное, сегодня вы увидите, что
алгоритм можно составлять для самых разных ситуаций и задач.
Но оказывается, что алгоритмы встречаются не только на уроках математики,
информатики, не только в повседневной жизни. Они проникли во все стихотворения,
басни, сказки.
В течение урока будут выставляться
оценки за выполнение заданий в оценочный лист. (На бумаге, с переносом в
электронную таблицу).
|
1. Достичь
какой-либо цели. Решить задачу.
2. Роботы,
люди, животные, компьютеры.
3. Программа.
4. Линейный,
циклический, разветвляющийся.
5.
По ключевым словам)
Кто-нибудь из учеников выходит к доске и
и открывает зеркальный текст.
|
Слайд 1
При
создании слайда использовалась средство из коллекции Lat 2.0- отображение
временной шкалы для 5 вопросов по теме «Алгоритмы»
Есть
ссылка на презентацию «Типы алгоритмов» из коллекции ЦОР.
Есть
ссылка на оценочный лист. (файл Excel)
Слайд 2
На этом слайде
анимированный текст (зеркальное отображение) со словами: «Сегодня
вас ожидает дорога по сказочной стране. А нашим спутником будет девиз Алисы
из страны чудес». Слова английского математика, поэта и писателя Льюиса Кэрролла:
«Прежде, чем что-то сделать, надо составить план!» - в
заголовке слайда. 7 минут
|
Этап
подготовки обучающихся к активной работе на уроке (выполнению практических
заданий)
|
Составляя
алгоритмы, вы у Лукоморья встретите кота, у большого камня застанете Ивана
Царевича за глубоким раздумьем, по-щучьему велению, но по вашему алгоритму
ведра должны сходить за водой. Затем займетесь подсчетом камней, подаренных
Серебряным копытцем. Если кто-то опередит всех, то быстрее встретится с
Винни-Пухом и получит дополнительную оценку. Но дальше ваши пути разойдутся: 1
группа пойдет на грядку за цветиком – семицветиком, 2 группа
будет ловить золотую рыбку.
Как вы
думаете, в какую страну нам предстоит совершить путешествие?
Задание
– разминка на упорядочивание команд в линейном алгоритме. Вспомните сказку
«Колобок» расположите в правильном порядке действия.
Оценивается
работа учащихся и баллы заносятся в таблицу.
|
Знакомятся
с планом работы на уроке.
Ученик у
доски работает с анаграммой.
Ученик
работает у доски.
|
Слайд 3
При
создании слайда использовалось
Значки
и анимация (появление) плана
работы на уроке, в соответствии со словами учителя (столбец1).
Слайд
4
Средство
Lat 2.0 -Анаграмма.
Слово -АЛГОРИТМИЯ
Слайд 5
При
создании слайда
интерактивное
средство
из
коллекции LAT 2.0
Упорядочивание изображений.
|
|
Задание I.
Поучись составлять алгоритмы трех типов.
Задания
на сообразительность и скорость.
Вопросы
к заданиям:
-
Условие или действие надо вставить?
- Какой
тип алгоритма в каждом задании?
- Какие
ключевые слова используются в алгоритмах?
Баллы
выставляются в таблицу.
1. Вставь условие или действие вместо … в
алгоритмах.
а) «Кот у Лукоморья»
начало
если кот идет направо
то песнь заводит
иначе …
конец
б) «Курочка Ряба»
начало
если яичко не разбивается,
то оно золотое
иначе …
конец.
2. Расставь номера команд по порядку в линейном
алгоритме «Ведра» из сказки «По щучьему веленью»
начало
залезть на лавку
слезть с лавки
выйти из дома
войти в дом
зачерпнуть воды
подойти к реке
вернуться к дому
конец
3. При каждом ударе Серебряного копытца появляется
12 камней. Сколько их будет, если Серебряное копытце выполнит этот алгоритм
повтора.
начало
повторить 4 раза
ударить копытцем
конец цикла
конец
После
выполнения заданий делается упражнение на определение принадлежности к типам
алгоритмов ключевых слов.
|
Задания
а) и б) выполняются устно, отвечающий у доски должен выбрать нужное слово.
Задание
2 выполняется у доски . Ученик должен правильно расставить цифры.
Ученики
просматривают фрагмент мультипликационного фильма «Серебряное копытце» и
первый поднявший руку даёт устный ответ.
Выходит
ученик по желанию.
|
Слайды
6,7 содержат картинки из сказок, тексты алгоритмов, здесь для слов условие
и действие использована утилита множественного
клонирования.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
На слайде
8 объекты блок-схемы закреплены, номера команд нет.
Слайд9
Содержит
видеоролик (скачанный из интернета, обрезанный и помещенный в боковую
закладку)
Слайд10
Использовано
интерактивное средство
из
коллекции LAT 2.0
Сортировка вихрей- текст.
|
|
II.Проверь,
знаешь ли ты типы алгоритмов
Определи
к какому типу относятся алгоритмы по басням И.А. Крылова.
1. «Слон
и Моська» 2. «Слон и Моська»
начало начало
увидела
Слона если Моська лает на Слона,
ну
на него метаться то знать она сильна
лаять
иначе она слаба
визжать
конец
рваться
лезет
в драку с ним
конец
2.«Мартышка
и очки» 4. «Квартет»
начало начало
повертеть
очки повторить 3 раза
надеть
очки на темя играй на инструменте
надеть
очки на хвост пересядь на другое место
понюхать
очки конец цикла
полизать
очки конец
выбросить
очки
конец
5. «Лебедь, Щука
и Рак» 6. «Ворона и Лисица»
начало
начало
если
в товарищах согласья нет, плутовка к дереву
то на
лад их дело не пойдет подходит
иначе
все получится вертит
хвостом
конец
с Вороны глаз не сводит
говорит
конец
Оценки
выставляются в таблицу.
|
Учащиеся
по вызову учителя выполняют упражнение у доски.
|
Слайды
11-13
Использовано
интерактивное средство
из коллекции LAT 2.0
Сочетание изображений.
|
|
III
Самостоятельная работа по карточкам.
1. Вставь
действие вместо … в разветвляющемся алгоритме.
«Винни-Пух в гостях»
начало
если ходишь в гости по утрам,
то …
иначе поступаешь глупо
конец
2. Расставь
номера команд по порядку в линейном алгоритме "Завтрак Винни-Пуха".
начало
вымой руки
открой кран
сядь за стол
закрой кран
вытри руки
съешь мёд
возьми ложку
конец
3.
В
одну ложку помещается 50 граммов меда. Сколько граммов меда съест Винни –
Пух, если выполнит этот алгоритм повтора? Ответ запиши после алгоритма.
начало
повторить 6 раз
набрать полную ложку
мёда
съесть мёд
конец цикла
конец
|
Учащиеся
получают карточки с заданиями, работают самостоятельно.
После
выполнения задания сверяют с ответами на интерактивной доске (слайд 15) и
ставят себе оценку, сдают работу учителю.
|
Слайд14
В
заголовке – этап урока. Три задания напечатан язычках (Графики) из коллекции Lat 2.0
Слайд
15
Таблица
с ответами к заданию III. Здесь
использовано затенение ячеек таблицы.
|
|
Физкульминутка.
|
Ребята
выполняют вместе с учителем упражнения, демонстрируемые с интерактивной
доски.
|
Слайд 16
Файл
формата flv, (flash) из
боковой закладки.
|
|
IV. Разбор задачи (подготовка к групповой
работе)
Вы
учились составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном.
Давай
вместе вспомним сказку В.Катаева «Цветик-семицветик».
Добрая старушка сорвала с грядки и подарила Жене
цветок. Если бы у него не было 7 лепестков разного цвета, его можно было
принять за ромашку. Но это был волшебный цветик – семицветик, который мог
выполнить всё, что захочешь. Только нужно было, оторвав
лепесток и бросив его, сказать волшебные слова и загадать желание.
Задание: Составь и запиши алгоритм,
объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.
Все
действия есть в списке.
Ключевые
слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.
Список действий:
У
цветка есть 7 лепестков разного цвета
Оторви
лепесток
Загадай
желание
Брось
лепесток
Подарила
цветок девочке
Это
цветик-семицветик
Это
ромашка
Сорвала
цветок с грядки
Скажи
волшебные слова
|
Учащиеся
принимают участие в выполнении задания
|
Слайд
17
На
слайде текст сказки, по которому составлена задача.
Слайд 18
На
слайде – задание, содержащее действия героев сказки и ключевые слова алгоритмического
языка. Элементы слайда интерактивны. Объект «цветик-семицветик» анимирован.
|
|
V.
Групповая работа
1 группа
Ты
учился составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном
Давай
вместе вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Огниво»
Старая ведьма попросила солдата достать из дупла
дерева волшебное огниво, а взамен набрать денег. Для этого надо было зайти в
3 комнаты. В каждой из них посадить собаку на передник, набрать монет. Если
есть огниво, то взять его.
Задание: Составь и запиши алгоритм,
объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.
Все
действия есть в списке.
Ключевые
слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.
Список действий
выйти из комнаты
посадить
собаку на передник
не брать огниво
войти в комнату
взять огниво
набрать монет
есть огниво
подняться наверх
спуститься вниз
2 группа
Ты
учился составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном.
Давай
вместе вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Старик ловил неводом рыбу…
Раз он в море закинул невод…
Он в другой раз закинул невод…
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!..
Удивился старик, испугался…
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Задание: Составь и запиши алгоритм,
объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.
Все
действия есть в списке.
Ключевые
слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.
Список действий:
испугался
рыбка золотая
закинул невод
достал невод
отпустил рыбку
рыбка молчит
удивился старик
сказал ласковое слово
рыбка взмолится
|
Класс
разбивается на 2 группы. Задание дается на карточке. Ответ записывается на
листочке. На интерактивной доске есть условия обеих задач. Группа, решившая
задачу первой, выполняет решение у доски.
По
окончании работы делается взаимопроверка по листочкам. Ребята выставляют друг
другу баллы.
Ответы
раскрываются на слайде22.
Оценки
заносятся в оценочный лист.
|
Слайд
19
На
слайде текст задания и две интерактивные кнопки (ссылки на страницы к задачам
групп).
Слайд 20
На
слайде – задание для группы 1, содержащее действия героев сказки и ключевые
слова алгоритмического языка. Элементы слайда интерактивны. Текст сказки
расположен на язычке.
Слайд 21
На
слайде – задание для группы 2, содержащее действия героев сказки и ключевые
слова алгоритмического языка. Элементы слайда интерактивны. Текст
сказки расположен на язычке.
Слайд 22
На
слайде – ответы к заданиям 1, 2 , закрытые анимированными картинками
соответствующих сказок.
|
|
VI Итоги
Подведение
итогов урока, оценивание ответов обучающихся, работы групп.
Домашнее задание не задается, т.к. это итоговый урок по теме «Типы алгоритмов
|
Урок
завершается просмотром оценочного листа. Ученики покидают класс, оставляя на
интерактивной доске смайлик, выражающий настроение учащегося.»
|
Слайд
23
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.