Урок русской
словесности № _________22 5 ________класс
Тема: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века.
Дата проведения:
22.11.13
Цели:
образовательная
|
развивающая
|
воспитательная
|
Знать:
Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.
РР: Анализ лирических произведений
|
Ученик формирует
информационную компетенцию, компетенцию разрешения проблем при работе с
тестом и карточкой , учится находить фольклорные образы в литературном
произведении
|
Формирование
базовой компетенции умение учиться
|
Наглядность и ТСО:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЭТАПЫ
|
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
|
ВРЕМЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ
|
1.МОТИВАЦИЯ.ПОСТАНОВКА
ПРОБЛЕМЫ
|
Тест
|
|
Тест «Устное
народное творчество» 10 мин
Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С,
4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.
·
Сравнительный анализ
фольклорного и литературного текста (устно)
·
Работа с раскраской к
Прологу
|
II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
(осмысление)
|
Сравнительный
анализ фольклорного и литературного произведения
|
|
Работа с таблицей
Прочти статью
учебника на стр. 170 и заполни Сравнительную таблицу
Стихи
|
Проза
|
Рифма
Ритм
Строфа
Запись текста в
вертикальный столбик
Аллитерация
Звукопись
Главный герой –
сам автор, его переживания
|
Запись текста в
горизонтальную строку
Худ-изоб.ср-ва
языка: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение
Главные герои -
люди
|
|
III. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ
(РЕФЛЕКСИЯ)
|
|
|
Выводы: чем стихи
отличаются от прозы?
Чтение
стихотворения И.Никитина «Утро»
·
Анализ первых 6 строк:
приём ступенчатого сужения образов:
Звёзды
Облака
Луга
Вода
Лозняк
Камыш
Тропинка
Куст
На лицо тебе
Цвет
|
Звук
|
Огонь
Облака (белый)
Белый пар
зеркальная вода
От зари алый свет
Серебристая вода
Восток горит
разгорается
Солнце встает и
блестит
Золотыми потоками
хлынуло
|
Чуткий камыш
Тишь
Брызнет роса
серебристая
Потянет ветерок
Пронеслись утки с
шумом
Далеко
колокольчик звенит
Рыбаки
пробудились
Птички песни поют
Едет пахарь с сохой
Едет песню поёт
|
Запуск карточек «Тренаж» - Лирика
Здравствуй, солнце
да утро весёлое!
д/з: Майков А.Н.
«Колыбельная», стр. 173 – науизусть
Инд: Майков –
небольшое сообщение биографии, желательно с портретом
|
Приложение 1
Тест по теме
«Устное народное творчество»
1.
Жанр УНТ (устного
народного творчества), представляющий собой своеобразный экзамен на
сообразительность, игру в узнавание, это:
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
2.
Жанр УНТ, представляющий
собой краткое изречение, называющее ситуацию, это:
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
3.
Жанр УНТ,
представляющий собой краткое стихотворение, предназначенное для расчета
играющих, для установления объективной справедливости в игре – это:
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
4.
Жанр народного
эпоса, эпические песни-сказания о богатырях, народных героях – это:
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
5.
Образное
преувеличение – это:
А) метафора; Д) олицетворение;
В) эпитет; Е) гипербола.
С) сравнение;
6.
Определи жанр УНТ:
«Получил я ее в лесу,
Уселся и стал рассматривать.
Чем больше я смотрел,
Тем меньше она мне нравилась.
И так как я не нашел ее,
То принес с собой домой»
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
7.
Определи жанр УНТ:
«Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон!»
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
8.
Определи жанр УНТ:
Терпенье и труд всё перетрут.
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
9.
Определи жанр УНТ:
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конём топтать, да стал копьем колоть,
Ай побил он эту силу всю великую.
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
10.
Определи жанр УНТ:
Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит
избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
А) пословица; Д) былина;
В) сказка; Е) загадка.
С) считалка;
Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С,
4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.
Оценки:
10-9 б – «5»
8-6 б – «4»
5 б – «3»
Менее 3 – 2
Приложение 2
КАРТОЧКИ «ТРЕНАЖ»
ТЕМА: «АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: сформировать
следующие умения мыследеятельности:
-
автоматизировать
необходимые термины (РИТМ, РИФМА, ВИДЫ ТРОПОВ, ПЕЙЗАЖ И ЕГО РОЛЬ, ФОЛЬКЛОРНОЕ И
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ), умения анализировать знания, умения свои и
партнёров
-
умения организовывать и
управлять своей деятельностью и партнёров
Т-ЛИРИКА-1
ВОПРОСЫ
|
ОТВЕТЫ
|
1. Назовите
основные отличия стихотворного произведения от прозаического.
|
1. Стихотворный
текст:
·
записывается в
вертикальную строку по строфам;
·
имеет ритм;
·
имеет рифму;
·
аллитерацию.
|
2. Что такое ритм?
|
2. Ритм – это
равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной речи.
|
3. Что такое рифма?
|
3. Рифма – это
созвучие в конце стихотворной строки:
розы – морозы
огонь - ладонь
|
Т-«ЛИРИКА» - 2
Вопросы
|
Ответы
|
1. Для чего служит
пейзаж в фольклорном произведении?
|
2. Пейзаж в
фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.
|
2. Что такое
эпитет?
|
2.Эпитет – это вид
тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.
Бродяга-ветер,
серебряная берёза.
|
3. Что такое
олицетворение?
|
3. Олицетворение –
это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.
|
Т- «ЛИРИКА» - 3
Вопросы
|
Ответы
|
1. Назовите
основные отличия фольклора от литературы.
|
1.
·
фольклор старше
литературы;
·
фольклорное произведение
имеет коллективного автора – народ, а литературное – одного автора, он
известен;
·
среда бытования
фольклора – устная, а литература существует в письменной форме;
·
фольклорный текст имеет
варианты (например, варианты одной сказки), а литературное произведение
существует в одном варианте;
·
время создания
фольклорных произведений нам неизвестно, литературные произведения имеют
чёткую дату написания;
·
фольклорные произведения
исполняли сказители;
·
в фольклорном
произведении присутствует определенный набор изобразительно-выразительных
средств (постоянные эпитеты, повторы и т.д.), литературное произведение не
ограничено в выборе этих средств, всё зависит от манеры и мастерства автора.
|
2.Что такое пейзаж?
|
2. Пейзаж – это
описание природы в литературе.
|
3. Для чего
существует пейзаж в прозаическом и литературном произведении?
|
3. Пейзаж в
литературном прозаическом произведении используется для сопоставления
состояния человека и природы. Через состояние природы раскрывается состояние
человека, его души. В лирическом стихотворном произведении пейзаж раскрывает
лирические переживания героя.
|
Т-«ЛИРИКА» - 4
Вопросы
|
Ответы
|
1.Что такое тропы?
Какие виды тропов вы знаете?
|
1. Тропы – это
слова, употребленные в переносном значении. Основные виды тропов: сравнения,
эпитеты, метафоры, олицетворения.
|
2. Как изображаются
люди в лирическом и прозаическом произведении?
|
2. В основе
прозаического произведения лежит описание действия персонажей. В основе
лирического произведения лежит описание переживания героя.
|
3. Что такое
сравнение?
|
3. Сравнение – это
сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при
помощи другого.
|
Т-«ЛИРИКА»
- 5
Вопросы
|
Ответы
|
1. Для чего служит
пейзаж в фольклорном произведении?
|
2. Пейзаж в
фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.
|
2. Что такое
эпитет?
|
2.Эпитет – это вид
тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.
Бродяга-ветер,
серебряная берёза.
|
3. Что такое
олицетворение?
|
3. Олицетворение –
это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.