Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века"

Урок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века"

Скачать материал

Урок русской словесности  № _________22                5 ________класс

Тема: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века.

Дата проведения: 22.11.13

Цели:

образовательная

развивающая

воспитательная

Знать: Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.

РР: Анализ лирических произведений

Ученик формирует информационную компетенцию, компетенцию разрешения проблем при работе с тестом и карточкой , учится находить фольклорные образы в литературном произведении

Формирование базовой компетенции умение учиться

Наглядность и ТСО:

                                 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЭТАПЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ

1.МОТИВАЦИЯ.ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

 

Тест

 

Тест «Устное народное творчество»  10 мин

Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С, 4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.

·        Сравнительный анализ фольклорного и литературного текста (устно)

·        Работа с раскраской к Прологу

 

II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 (осмысление)

Сравнительный анализ фольклорного и литературного произведения

 

Работа с таблицей

Прочти статью учебника на стр. 170 и заполни Сравнительную таблицу

Стихи

Проза

Рифма

Ритм

Строфа

Запись текста в вертикальный столбик

Аллитерация

Звукопись

Главный герой – сам автор, его переживания

Запись текста в горизонтальную строку

Худ-изоб.ср-ва языка: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение

 

 

Главные герои - люди

III. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ

(РЕФЛЕКСИЯ)

 

 

Выводы: чем стихи отличаются от прозы?

Чтение стихотворения И.Никитина «Утро»

·        Анализ первых 6 строк: приём ступенчатого сужения образов:

Звёзды

Облака

Луга

Вода

Лозняк

Камыш

Тропинка

Куст

На лицо тебе

Цвет

Звук

Огонь

Облака (белый)

Белый пар зеркальная вода

От зари алый свет

Серебристая вода

Восток горит разгорается

Солнце встает и блестит

Золотыми потоками хлынуло

Чуткий камыш

Тишь

Брызнет роса серебристая

Потянет ветерок

Пронеслись утки с шумом

Далеко колокольчик звенит

Рыбаки пробудились

Птички песни поют

Едет пахарь с сохой

Едет песню поёт

 

Запуск карточек «Тренаж» - Лирика

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

д/з: Майков А.Н. «Колыбельная», стр. 173 – науизусть

Инд: Майков – небольшое сообщение биографии, желательно с портретом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест по теме «Устное народное творчество»

 

1.     Жанр УНТ (устного народного творчества), представляющий собой своеобразный экзамен на сообразительность, игру в узнавание, это:

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

2.     Жанр УНТ, представляющий собой краткое изречение, называющее ситуацию, это:

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

3.     Жанр УНТ, представляющий собой краткое стихотворение, предназначенное для расчета играющих, для установления объективной справедливости в игре – это:

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

4.     Жанр народного эпоса, эпические песни-сказания о богатырях, народных героях – это:

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

5.     Образное преувеличение – это:

А) метафора;      Д) олицетворение;

В) эпитет;            Е) гипербола.

С) сравнение;

6.     Определи жанр УНТ:

«Получил я ее в лесу,

Уселся и стал рассматривать.

Чем больше я смотрел,

Тем меньше она мне нравилась.

И так как я не нашел ее,

То принес с собой домой»

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

7.      Определи жанр УНТ:

«Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит – выйди вон!»

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

8.     Определи жанр УНТ:

Терпенье и труд всё перетрут.

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

9.     Определи жанр УНТ:

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать, да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

10. Определи жанр УНТ:

Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

А) пословица;      Д) былина;

В) сказка;             Е) загадка.

С) считалка;

 

 

 

 

Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С, 4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.

 

Оценки:

10-9 б – «5»

8-6 б – «4»

5 б – «3»

Менее 3 – 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

КАРТОЧКИ «ТРЕНАЖ» ТЕМА: «АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: сформировать следующие умения мыследеятельности:

-         автоматизировать необходимые термины (РИТМ, РИФМА, ВИДЫ ТРОПОВ, ПЕЙЗАЖ И ЕГО РОЛЬ, ФОЛЬКЛОРНОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ), умения анализировать знания, умения свои и партнёров

-         умения организовывать и управлять своей деятельностью и партнёров

 

       Т-ЛИРИКА-1

 

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Назовите основные отличия стихотворного произведения от прозаического.

1. Стихотворный текст:

·        записывается в вертикальную строку  по строфам;

·        имеет ритм;

·        имеет рифму;

·        аллитерацию.

 

2. Что такое ритм?

2. Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной речи.

3. Что такое рифма?

3. Рифма – это созвучие в конце стихотворной строки:

розы – морозы

огонь - ладонь

 

 

Т-«ЛИРИКА» - 2

 

 

Вопросы

Ответы

1. Для чего служит пейзаж в фольклорном произведении?

 

2. Пейзаж в фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.

2. Что такое эпитет?

2.Эпитет – это вид тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.

Бродяга-ветер, серебряная берёза.

3. Что такое олицетворение?

3. Олицетворение – это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.

 

 

 

 

   Т- «ЛИРИКА» - 3

Вопросы

  Ответы

1. Назовите основные отличия фольклора от литературы.

1.

·        фольклор старше литературы;

·        фольклорное произведение имеет коллективного автора – народ, а литературное – одного автора, он известен;

·        среда бытования фольклора – устная, а литература существует в письменной форме;

·        фольклорный текст имеет варианты (например, варианты одной сказки), а литературное произведение существует в одном варианте;

·        время создания фольклорных произведений нам неизвестно, литературные произведения имеют чёткую дату написания;

·        фольклорные произведения исполняли сказители;

·        в фольклорном произведении присутствует определенный набор изобразительно-выразительных средств (постоянные эпитеты, повторы и т.д.), литературное произведение не ограничено в выборе этих средств, всё зависит от манеры и мастерства автора.

 

2.Что такое пейзаж?

2. Пейзаж – это описание природы в литературе.

3. Для чего существует пейзаж в прозаическом и литературном произведении?

3. Пейзаж в литературном прозаическом произведении используется для сопоставления состояния человека и природы. Через состояние природы раскрывается состояние человека, его души. В лирическом стихотворном произведении пейзаж раскрывает лирические переживания героя. 

 

 

 

                                      Т-«ЛИРИКА» - 4

Вопросы

Ответы

1.Что такое тропы? Какие виды тропов вы знаете?

1. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Основные виды тропов: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.

2. Как изображаются люди в лирическом и прозаическом произведении?

2. В основе прозаического произведения лежит описание действия персонажей. В основе лирического произведения лежит описание переживания героя.

3. Что такое сравнение?

3. Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при помощи другого.

  

 

                                     

                            

                            Т-«ЛИРИКА» - 5

 

 

Вопросы

Ответы

1. Для чего служит пейзаж в фольклорном произведении?

 

2. Пейзаж в фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.

2. Что такое эпитет?

2.Эпитет – это вид тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.

Бродяга-ветер, серебряная берёза.

3. Что такое олицетворение?

3. Олицетворение – это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русской словесности в 5 классе общеобразовательной школы Республики Казахстан. На уроке ученик формирует информационную компетенцию, компетенцию разрешения проблем при работе с тестом и карточкой , учится находить фольклорные образы в литературном произведении. Ученик формирует на уроке базовую компетенцию умение учиться, используя технику "Сравнительная таблица". В приложении к уроку представлен тест, а также карточки КСО "Тренаж" по теме "Анализ лирического прозведения". С помощью карточек автоматизируются термины ритм, рифма, виды тропов, пейзаж. На уроке учащиеся разбирают стихотворение И.Никитина "Утро" и рисуют приём ступенчатого сужения образа.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 094 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 805
    • DOCX 23.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Целищева Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Целищева Ольга Николаевна
    Целищева Ольга Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 29151
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 365 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 377 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек