Этапы урока
|
|
Ход урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I Вводно-мотивационный
1.1. Создание проблемной ситуации.
|
|
Ребята, здравствуйте, прошу садиться,
начинаем урок. На партах лежат листочки в форме сердечка. Напишите комплимент
на листочке и подарите его своему товарищу по парте.
Сегодня вы будете работать в рабочих листах,
которые лежат у вас на партах («Рабочий лист» Приложение 1)
|
- Пишут комплименты товарищу на листочках.
|
1.2. Постановка целей и задач.
|
|
Дату: 23 февраля.
ЦЕЛЬ урока: уметь работать с текстом,
данными, таблицами, иллюстрациями с помощью техники «Иллюстрированный доклад»
ТЕМУ УРОКА: «Мысль семейная» в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»
Что нужно человеку для счастья?.....................................................Пожалуйста,
продолжите фразу
- В конце урока мы вернемся к этой фразе
|
Разминка.
Продолжите фразу: «Семья – это…»
МОЯ СЕМЬЯ
Подберите синоним к слову семья:
- Отчий дом
- Родина
- Родное гнездо
- Ячейка общества
- Мама, папа, я
- Кровная связь
- Любовь
- Заботы
- Радости
- Печали
- Привычки
- Традиции
|
1.3. Создание ориентировочной основы
действий
|
|
Слово учителя
Тема семьи так или иначе присутствует почти
у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19
века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли
народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и
мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна
упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные
в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы
можем понять, какую норму жизни проповедовал Л .Толстой.
Семья для Толстого- это почва для
формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли
писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.
В романе «Война и мир» семья выполняет
свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором
сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище
для человека и основа всего существующего.
В системе всех основных образов романа
Л .Толстой выделяет несколько семей, на
примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага ,
- это Болконские, Ростовы и Курагины.
|
Вариант 1
- Предлагаю разделиться по группам и назвать
их по фамилиям семей: «Болконские», «Курагины», «Ростовы».
Вариант 2
- Самостоятельная работа в парах с учебными
заданиями
|
II Операционно-познавательный.
2.1. Обеспечение учащихся необходимой
информацией.
|
|
Поработаем с интерактивной доской всем
классом:
Разминка (Флипчарт № 4): Под закрашенным
прямоугольником спрятан портрет героя. Угадай, чьё это лицо?
Задание № 1 (Флипчарт № 5): Определите, кому из персонажей романа принадлежат детали внешности и
поведения, впишите имена героев:
1)
Графиня Ростова.
2)
Граф Ростов.
3)
Соня, племянница Ростовых, воспитывающаяся в их
семье.
4)
Николай Ростов
Вывод: речь идет о семье Ростовых
Задание № 2-3
(Просмотр видеофлипчартов № 10-14)
Просмотрите видеофрагменты, отгадайте, каким
эпизодам романа они соответствуют, озаглавьте их, укажите нравственные
ценности, присущие членам данной семьи.
1)
Встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского,
Лунная ночь в Отрадном.
2)
Напутствие князя Николая Адреевича Болконского
сыну перед отъездом на войну.
3)
Размышления князя Андрея Болконского о желании
славы.
4)
Князь Андрей под Аустерлицким небом.
5)
Подвиг Николая Ростова на мосту
Задание № 4 (Флипчарты 6-9): Найди соответствие речевых характеристик персонажей романа с
портретными
|
Запись у интерактивной доски
Работают с заданием на рабочем листе
|
2.2. Использование дополнительной литературы
(словари, справочники, энциклопедии).
|
|
|
|
2.3. Выполнение заданий по алгоритму (с
помощью учителя).
|
|
Сейчас, ребята, вы получите задания, будете
работать самостоятельно, в паре, если необходимо, можно объединиться в
четверки, так как цель нашего урока: «уметь учиться», уметь работать с
текстом, данными, таблицами и иллюстрациями с помощью техники
«Иллюстрированный доклад». Суть техники изложена в методическом пособии
(книжка зеленого цвета) на ст. 15. Кто не сможет понять суть методики, я
подойду и объясню.
Работаете в своем темпе, но в течение 30
минут, переходите к следующему заданию только после моей проверки задания.
В конце урока итогом вашей работы станет «Иллюстрированный
доклад» на тему нашего урока «Мысль семейная в романе «Война и мир»». Вы
должны ответить на вопрос: «Какая семья является идеалом семейных и
нравственных традиций, по мнению Толстого?»
|
|
2.4. Задания для самостоятельной работы
(помощь учителя уменьшается).
|
30
|
Выполнение разноуровневых заданий,
разработанных в соответствии с таксономией Блума
|
Выполняют разноуровневые задания
|
III Контрольно-оценочный
3.1.Задания для самостоятельной или
групповой работы (без помощи учителя)с использованием алгоритма.
|
|
Задание № 5:
Прочитай список героев романа «Война и мир» и представь с помощью техники
«Иллюстрированный доклад» Генеалогическое древо главных героев романа «Война
и мир»: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Элен Курагиной. Используй список
героев и шаблоны «Генеалогического древа».
Задание № 6:
Руководствуйся цитатами из текста, репликами героев, характеристикой
отдельных эпизодов романа (Приложение № 1) и с помощью техники
«Иллюстрированный доклад» подготовь сообщение «Мысль семейная» в романе
«Война и мир».
|
|
3.2.Эвристические задания (творческие,
конструкторские, исследовательские, небольшой сложности)
|
|
Задание № 7 (4 уровень): Проанализируй семейные ценности твоей семьи и проранжируй их: самой
ценной для тебя поставь цифру 9. менее значимой – цифру 1. Используй технику
«Как построить график и работать с ним».
Задание № 8 (5 уровень): Создай модель «счастливой семьи», которую проповедует Толстой, с
помощью техники «Синквейн». Смотри Эпилог, часть 1, главы VIII, X-XI.
Задание № 9 ( 6 уровень): Оцени ситуацию:
ты хочешь создать семью. Реши с помощью «Синквейна», каким стандартам должен
соответствовать твой избранник (жених) или избранница (невеста). Составь план
подготовки к свадебному торжеству.
|
|
IV Задание на дом
|
|
Д/з: написать сочинение-эссе на тему
«Каков мой идеал семейной жизни?»
|
|
V Подведение итогов
|
|
Вернемся к эпиграфу нашего урока
«Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям», - так ответил на
этот риторический вопрос Лев Николаевич Толстой.
В течение урока вы разбирали,
анализировали состав, традиции семей Болконских, Ростовых, Курагиных. А
теперь ПОДВЕДЕМ ИТОГИ, вернемся к интерактивной доске: верно ли распределены
качества, присущие данным семьям, нет ли ошибки, распределите верно качества
в колонках таблицы.
И в заключении урока мне хотелось бы на
память подарить вам стихотворение, отражающее суть нашего урока
Войну и мир взаимоотношений увидели в трех
семьях мы сейчас:
Болконские, Курагины, Ростовы и в двадцать первом веке среди нас!
Возьмите от Болконских уваженье, любовь к своим родителям, семье!
Цените, берегите маму с папой , и их любовь вернется к вам вдвойне!
"Умеющие жить" порой несчастны, зависимы от многого они,
Их удовольствия бесцветны и недолги , так редко светлые встречаются им дни!
Живите сердцем, полным оптимизма! Добро творите ! И не унывать!
И славные традиции Ростовых учитесь в вашей жизни применять!
Вернемся к эпиграфу и допишем его
Что нужно человеку для счастья? Тихая
семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям».
Л.Н.Толстой
Оценку за урок поставьте себе сами в
зависимости от количества выполненных заданий
Спасибо за урок!
Попрошу вас оценить свою работу на
листочках цветных и ответить на вопросы:
Хорошо……………………………………………..
Интересно………………………………………….
Мешало……………………………………………..
Возьму С собой……………………………………
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.