Урок русской литературы
5 класс
Тема: И. С. Тургенев «Муму».
Характеристика главного героя.
Цели:
1. Углубить знания учащихся об эпохе
крепостного права.
2. Привлечь их внимание к судьбе
Герасима.
3. Учить художественному пересказу,
рецензированию.
4. Способствовать формированию
чувства сопереживания, жалости.
Тип урока: урок-рассуждение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
-- Ребята! Мы прочитали рассказ
«Муму». Какие вопросы у вас возникли по прочтении? Если бы вам посчастливилось
встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили?
(Почему Герасим утопил Муму, а
не ушёл в деревню вместе с ней?)
-- Давайте попробует найти ответ на
этот вопрос. А для этого углубимся в эпоху крепостного права. Кто он – главный
герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.
III. Осмысление содержания. Работа в
парах.
Художественный пересказ по
предложенному учителем плану. Одни учащиеся отвечают, другие ищут подтверждение
в тексте и зачитывают цитату.
1. Где происходят события?
2. Что мы узнаём о Герасиме в самом
начале рассказа: как он оказался в городе, как чувствовал там себя поначалу,
его внешность.
3. Как описана автором работа
Герасима?
4. Чем он вызывал уважение у
окружающих?
5. Как обставил Герасим свою каморку?
Вывод: Каким мы представляем главного
героя после ответов на эти вопросы, прочтения описаний?
(Очень сильным, ловким, умелым,
трудолюбивым, находчивым, «сложенным богатырём», «нрава строгого и серьёзного».
Труд приносил ему радость, он был человеком долга.)
IV. Анализ через выразительное чтение
диалогов.
-- Давайте попытаемся представить и
понять людей, которые окружали Герасима.
Чтение в лицах диалогов Гаврилы
и Капитона (с. 84), Гаврилы и Татьяны (с. 88) помогают понять «небольшое
происшествие», которое трагически отзовётся в судьбе Герасима.
-- Татьяна Герасиму дорога. Но эта
привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его
привязанность к простому деревенскому труду.
Приходим к выводу о жестокости,
произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей
постоянно. Герасим же и в горе, и в радости проявил себя «самым замечательным
лицом» среди прочей дворни.
-- Несмотря на разлуку с Татьяной,
Герасим ещё раз становится счастливым. Что же приносит ему счастье?
(Возможность заботиться о
беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности).
V. Работа в группах.
-- Итак, Герасим, как говорит автор,
был счастлив год. А сколько времени он всего прожил в Москве? Попробуем
проследить за его жизнью в Москве.
1-я группа. Составить кадроплан жизни
Герасима до появления Муму.
2-я группа. Составить кадроплан жизни
Герасима с момента появления Муму в барских покоях.
VI. Выборочное заслушивание, рецензирование.
VII. Слово учителя.
-- Жизнь Герасима в Москве – это 3
года. А вторая половина рассказа – это события четырёх дней. Какими они были?
(Самыми тяжёлыми. События этих дней показали всю страшную силу крепостного
гнёта и беспомощность людей перед этим гнётом.)
Проблемный вопрос: почему же Герасим не ушёл в
деревню вместе с Муму?
-- Когда, по-вашему, Герасим принял
решение уйти в деревню: до смерти Муму или после?
Вывод. Гибель любимого существа и
была той каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест. Что-то в
Герасиме изменилось. Что? Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни
самостоятельный поступок.
VIII. Чтение отрывка из текста о пути
Герасима домой.
-- Герасим идет в деревню, где его
никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Найдите цитаты, которые
подтверждают эту мысль.
-- Мы с вами, да и сам автор,
приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над
самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь
своих решений.
IX. Заключительная беседа.
-- На доске я записала для вас
высказывания Ивана Сергеевича Тургенева. Сопоставьте их с текстом рассказа.
Кто стремится к великой цели,
уже не должен думать о себе.
Если стремление происходит из
источника чистого, оно всё-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может
принести пользу великю.
Сознание честно выдержанной
борьбы едва ли не выше торжества победы.
Чрезмерная гордость – вывеска
ничтожной души.
И.С. Тургенев
X. Домашнее задание.
Ребятам предлагается выполнить
домашнее задание на выбор:
1) Допишите произведение.
2) Сочините письмо Герасиму.
XI. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование
отметок.
-- Что понравилось на уроке?
-- Кто понравился на уроке?
-- Удалось ли нам ответить на вопрос,
который вы поставили в начале урока?
-- Я думаю, что теперь вам понятно,
почему И. С. Тургенев именно так закончил своё произведение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.