Автор: Якимова Татьяна Николаевна,
Республика Татарстан, Высокогорский район, село Усады, МБОУ «Усадская СОШ»,
учитель начальных классов.
Описание работы: предлагаю вам конспект
урока - путешествия по русскому языку во втором классе по теме: « Парные
звонкие и глухие согласные звуки». Материал будет полезен учителям, работающим
во втором классе по УМК «Школа России».
Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России»
Тема: « Парные звонкие и глухие согласные
звуки»
Цели: 1) Формирование умения различать
парные звонкие и глухие согласные звуки.
2) Развивать фонематический слух
и орфографическую зоркость.
3) Воспитание интереса к урокам
русского языка и любви к окружающей природе.
План.
I.
Организационный момент.
-Ребята, урок у нас
сегодня необычный. Мы совершим с вами путешествие. А куда мы его совершим, вы
узнаете, когда отгадаете мою загадку.
Дом со
всех сторон открыт,
Он
резною крышей крыт.
Заходи
в зеленый дом,
Чудеса
увидишь в нём. (Лес)
-Правильно, ребята,
сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Посмотрите, как тут красиво!
Послушайте, как поют птицы! (слайд 1)
II.
Проверка домашнего задания (упр.160)
- Ой, кто это нас
встречает на лесной опушке? (Медведь)
-Конечно же, это медведь
– хозяин леса.
Он не зря здесь нас
встречает, он хочет напомнить, как себя нужно вести в лесу. А для этого он
передал вам задания на «ёлочках» (перфокарты).
-Вставьте пропущенные
буквы. На какое правило данные слова?
А теперь по рядам
прочитаем первое слово на карточке. Оно и напомнит нам, как себя вести в лесу.
(1 ряд – тишина, 2 ряд – участие, 3 ряд – чуткий).
III.
Минутка чистописания.
-Ребята, а вы хотите встретить лесных
обитателей?
-Угадайте, кого мы встретим первым?
Не мышь, не
птица,
В
лесу резвится,
На
деревьях живёт
И
орешки грызёт. (Белка) (слайд 2)
- Белочка принесла с собой задание.
-Запишем: число, классная работа и эти
буквы ( у, е, т, л, ь, ч, и)
-Какая буква может обозначать два звука?
(е)
-Какая буква обозначает всегда мягкий
звук? (ч)
-Какая буква звука не обозначает? (ь)
-Составьте из данных букв слово.
-Какое получилось слово? (учитель) (слайд
3)
Ребята, покажите белочке, как вы умеете
красиво и правильно писать. Напишите целую строку слово: учитель.
IV.
Работа над новым материалом.
Продолжаем наше
путешествие, а заодно и знакомство с обитателями леса.
Он как
ёлка,
Весь в
иголках,
Ловит
смело страшных змей.
И хотя
он очень колкий,
Обижать
его не смей.
Он в
лесу живёт, но вхож
И в сады,
забавный…(ёж) (слайд 4)
-А вот и наш старый знакомый.
-Он хочет познакомить нас с новыми
знаниями.
-Давайте прочитаем тему нашего урока
(слайд 5)
Какие звуки мы должны научиться различать?
-Ребята, кто попарно назовёт звуки,
обозначенные этими буквами.
[б] [в] [г] [д] [ж] [з]
[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] (слайд 6)
-Прочитаем их ещё раз, хором.
-Что можете сказать об этих звуках?
Вывод:
звуки [б в г д ж з]- звонкие
звуки [п ф к т ш
с]- глухие (слайд7)
-Молодцы, ребята, но это ещё не все задания
от ёжика.
Прочитайте данные предложения и объясните,
почему в словах выделены буквы.
Дуб
надел осенний наряд.
Мне в лесу
встретился ёж. (слайд8)
-Спишите внимательно эти предложения и
найдите главные члены.
V.
Физкультминутка (слайд9)
Молодцы, ребята, вы
хорошо справились с заданием ёжика, идём дальше. А по пути сделаем зарядку:
Мы
с вами входим в лес.
Сколько
здесь вокруг чудес!
Руки
подняли и покачали –
Это
деревья в лесу.
Руки
согнули, кисти встряхнули –
Ветер
сбивает росу.
В
сторону руки, плавно помашем –
Это
к нам птицы летят.
Как
они тихо садятся?
Покажем
– руки сложили назад.
VI.
Закрепление нового материала.
-Нашу интересную
физкультминутку услышал ещё один лесной зверь.
Комочек
пуха,
Длинное
ухо,
Прыгает
ловко,
Любит
морковку. (Заяц) (слайд 10)
-Зайчик имеет длинные
уши, у него хороший слух. Он хочет послушать, а как вы хорошо разбираетесь в
звуках. (слайд 11)
Задание:
Прочитайте слова, назовите выделенные буквы. Какие звуки они обозначают?
Борт
– порт
Вот
– флот
Дрова
– трава
Жить
– шить
Гость
– кость
Звезда
– свет
- Ребята, кто сможет
объяснить, как называются такие звуки и почему?
Вывод: Звуки
[б-п], [в-ф] и т.д. образуют пары звуков, один из которых звонкий, а другой –
глухой. Поэтому такие звуки называют парными! (слайд11)
VII.
Продолжаем нашу прогулку по лесу и нас
ждёт…
Рыжая плутовка
Коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживится
Любит рыжая…(Лисица) (слайд12)
-Правильно! Угадали!
А лисичке мы покажем, как мы умеем красиво
и правильно писать и выполнять задания из учебника. ( Стр.88, упр.163.)
VIII.
Ну, что ж, пора нам, ребятки, возвращаться
домой.
-Кто же это у нас на
пути?
Ходит
– бродит
Злой
разбойник
Без
дубинки и ножа.
Все в
лесу его боятся,
Кроме
дядюшки – Ежа. (Волк) (слайд13)
-Но нам не стоит его бояться, мы наловим
волку рыбки в лесном озере, и он отпустит нас домой.
(Дети выходят по очереди к доске и ловят в
импровизированном озере магнитных рыбок магнитной удочкой. На каждой рыбке
слово с парной согласной на конце.)
-Ловим рыбку, объясняем букву на конце
слова и даём рыбку волку.
X. Итог урока.
-Ну вот, и волк сыт и мы с вами остались
живы – здоровы. А попрощаться с нами прилетела наша мудрая Сова. (слайд14)
-Давайте расскажем ей, что нового вы
узнали сегодня на уроке, чем отличаются звонкие согласные звуки от глухих?
-Ребята, понравилось вам путешествие в
лес?
-Какие обитатели лесной зоны нам
повстречались?
XI.
Домашнее задание:
- Чтобы вам запомнилось
наше путешествие, обитатели леса оставили вам задания на этих осенних
листочках. Задания эти вы выполните дома.
Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.