Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Скачать материал

Шмырина Галина Михайловна,

              учитель начальных классов

МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

 

Русский язык, 2 класс

Урок 1.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Заглавная буква в собственных именах существительных».

Основные цели:

1.      Тренировать навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.

2.      Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.

3.      Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1)     географические атласы;

2)     презентация к уроку;

3)     портрет  Д.А. Медведева.

Раздаточный материал:

1)     карточка №1 с заданием для пар

Ø  Почему в географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с большой?

Ø  Выпишите собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.

Необыкновенная Россия.

Россия – самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.

Ø  Выберите правильное утверждение, докажите.

1.      Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2.      Имена собственные пишутся со строчной буквы.

 

2)     Cамостоятельная работа учащихся (в парах).

-       Выпишите 3 названия городов, состоящих из 2 слогов.

-       Выпишите 2 названия рек, начинающихся на звонкую согласную.

-       Напишите название самого глубокого озера в России.

 

3)     Дифференцированное задание

Напишите рассказ о родном селе.

1.  Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:

Я живу в селе … . Оно находится в … районе. У нас протекает река … .

2. Спиши, исправляя ошибки:

Поражают своей живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические памятники.

3. Письменно ответь на вопросы:

1)     Какие улицы есть в родном селе?

2)     На какой улице находится наша школа?

Слова для справок: Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.

4)     Домашнее задание

1 вариант задания.

Списать текст и подчеркнуть заглавную букву.

Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки, а Витя – из деревни Каменки.

2 вариант задания.

Выбрать слова из справок, вставить в текст и подчеркнуть заглавную букву.

… и … – друзья. Они учатся в селе … и живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .

Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя, Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.

3 вариант задания.

Составить текст «Наш край», используя собственные имена существительные.

 

Ход урока:

I.       Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

1)      Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и отгадывания загадок.

Организация учебного процесса на этапе 1.

-       Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь. Внимание мое растет. Я все замечаю. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. Я работаю. Мне нравится учиться».

Минутка чистописания  (слайд 2)

Словарные слова (слайд  3)

Самопроверка 

-       Молодцы, вы справились, у вас все получилось. Предлагаю наш урок провести под девизом: «У меня всё получается!!!» (слайд 4)

II.    Актуализация знаний,  выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

1)      Определить содержательные рамки урока: собственные имена существительные.

2)      Согласовать тему и цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 2.

Ø  Проблемная ситуация и постановка проблемного вопроса. (слайд 5)

Второклассница Света написала сочинение: «Мы подъехали к деревне петухи. Голосисто поют на заборах Петухи. Заливисто лает шарик. Около школы стоят дети и смотрят, как Шарик летит ввысь».

-       Вы согласны, ребята, с тем, как написала Света?

-       Почему она допустила ошибки?

-       О каком правиле идёт речь? (слайд 6)

-       А зачем нужна заглавная буква?

-       Помогите мне исправить текст.

III. Первичное закрепление

Цель:

1)      Сформировать способность определять, в каких словах пишется заглавная буква.

2)      Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, аналогия.

 

Заглавная буква в именах собственных (фамилия, имя, отчество)

Ø  Портрет Путин Владимир Владимирович (слайд 7)

-       Чей это портрет?

-       Что вы о нем знаете?

-       Предположите, как произошла фамилия Путин?

Ø  Фамилии на Руси люди получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Старков, Рождественский, Москвин. По роду занятий людей: Столяров, Бондарев, Конюхов.  По ярким физическим  отличиям, по чертам характера: Добролюбов, Пьянков, Косолапов.

Ø  Предлагаю вам поиграть «Чья цепочка длиннее?» Образуйте как можно больше фамилий от данных слов: 1 ряд - кузнец, 2 ряд - василёк, 3 ряд - Иван. (слайд 8)

Кузнец - __________

Василёк  - _________

Иван - _________

-       Прочитайте слова.

Ø  - Послушайте стихотворения. Если вы услышите женское имя, поднимите вверх правую руку, если мужское – левую.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на горе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

«Отыскалась твоя сережка!»

- Какие одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова вы услышали?

- Чем они различаются на письме?

Ø  А сейчас по цепочке с достоинством, с гордостью назовите свое отчество.

- Как вы его получили?

- Действительно, слово «отчество» родственно слову «отец». Когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу – отчество. Наличие отчества присуще исключительно славянским народам.

-       Как пишется отчество?

-       Давайте сформулируем правило. (слайд 6)

Ø  Назовите и запишите имена литературных героев. (слайд 9)

-       Самопроверка

Заглавная буква в географических названиях

Ø  Работа по карте России

-       Президентом какой страны является В.В. Путин? (слайд 7)

-       А можем ли мы увидеть всю страну сразу? (слайд 10)

-       Что можно увидеть на карте?

-       С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, селам, деревням?

-       Как пишутся географические названия?

IV.  Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталон (слайд 11 - памятка)  (слайд 12)

Цель

1)     Проверить умение применять правило при написании имен собственных.

 

Ø  Почему в географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с большой?

 

Ø  Выпишите собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.

Необыкновенная Россия.

Россия – самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.

Ø  Выберите правильное утверждение, докажите.

1.      Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

2.      Имена собственные пишутся со строчной буквы.

Самопроверка  (слайд 13)

Ø  Игра «Узнай город»

-       Как называют людей, проживающих в Москве?

Я называю жителей городов России, а вы – название этого города.

Ø  Cсамостоятельная работа учащихся (в парах).   (слайд 15)

-       Выпишите 3 названия городов, в которых 2 слога.

-       Выпишите 2 названия рек, начинающихся на звонкую согласную.

-       Напишите название самого глубокого озера в России.

 

Ø  Дифференцированное задание. Напишите рассказ о родном селе.  (слайд 16)

1.  Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:

Я живу в селе … . Оно находится в … районе. У нас протекает река … .

2. Спиши, исправляя ошибки:

Поражают своей живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические памятники.

3. Письменно ответь на вопросы:

1)     Какие улицы есть в нашем селе?

2)     На какой улице находится наша школа?

Слова для справок: Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.

Самопроверка  (слайд 17)

V.     Рефлексия деятельности  (слайд 18)

Цель:

1)      Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: написание собственных имен существительных.

2)      Оценить собственную деятельность на уроке.

3)      Обсудить и записать домашнее задание.

Ø  Урок прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) правило и могу помочь другим.                     

Ø  Научился (лась) правильно находить и писать заглавную букву в именах собственных, но иногда ещё нужна помощь.

Ø  На уроке было трудно, правило не усвоил(а).

Дифференцированное домашнее задание:    (слайд 19)

Прочитаем домашнее задание. Выберите для выполнения один вариант задания. Текст задания соответствует цвету карточки. Приглашаю взять выбранные карточки.

1 вариант задания.

Списать текст и подчеркнуть заглавную букву.

Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки, а Витя – из деревни Каменки.

2 вариант задания.

Выбрать слова из справок, вставить в текст и подчеркнуть заглавную букву.

… и … – друзья. Они учатся в селе … и живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .

Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя, Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.

3 вариант задания.

Составить текст «Наш край», используя собственные имена существительные.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок открытия новых знаний. На уроке русского языка используется демонстрационный и раздаточный материал, презентация. Обучение ведется по учебнику "Русский язык" Т. Г. Рамзаевой. Подобран соответствующий психологический настрой к уроку. На уроке проводится исследование фамилий, образовавшихся от места жительства, от рода занятий, от черт характера; отчеств, образовавшихся от имени отца. Включен в урок этап работы с картой. Для активного усвоения учебного материала применяется мультимедийная презентация, различные формы работы (групповая - при распределении имён существительных на собственные и нарицательные; парная - при выполнении заданий на карточках). Используются дифференцированные задания на уроке и для домашней работы. В конце урока проводится рефлексия деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 805 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.09.2020 389
    • DOCX 83.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Московкина Лариса Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104229
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 888 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 300 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек