Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки."

Урок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки."

Скачать материал

Урок русского языка во 2  классе по программе «Школа 2100»

Тема: Состав слова.  Приставка-часть слова

Цель: Повторить и систематизировать знания детей о суффиксах, её роли в слове; дать понятие о приставках ;формировать умение находить в словах приставки ;содействовать умению сопоставлять языковой материал, анализировать, делать выводы; создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Орг. момент

-Проверить готовность к уроку.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Определение внутренней готовности к работе.

 У каждого на парте « градусник настроения»

-Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? Отметьте его на градуснике настроения и посмотрим, изменится ли оно к концу урока.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

2.Минута чистописания.

-Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв?

ик, ок, ёк,очк, ечк, ушк, юшк, ышк,

- Суффиксы.

Что такое суффикс?-

-эта часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 -Какую форму предмета образуют эти суффиксы?

-Уменьшительно-ласкательную форму.

В каких случаях пишется суффикс ик, а в каких ек?

-Суффикс ИК и ЕК обозначает ласкательно-уменьшительное значение) . -сли при применении существительного  гласный выпадает, то в суффиксе, надо писать букву «Е», если же гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву «И».

-Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

3. Работа по теме урока.

– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 132.

– Что вы видите на центральном кадре?

– Почему Катюша подставила башню к корню?

– Как думаете, что это означает применительно к названию параграфа (см. выше)? (Это часть, которая находится перед корнем и называется приставкой.)

– Запишите тему урока «Приставка»   1 СЛАЙД

 Задайте вопросы по этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое приставка?

2. Какие бывают приставки?

3. Зачем в слове нужна приставка?

1.-Обратимся к толковому словарю.

 

-Прочитайте значение слова приставка.            2СЛАЙД

Приставка:1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2)Часть слова.

2.-Прочитайте слова. Напишите.                              3СЛАЙД

Наезд  заезд  приезд   выезд  переезд

-Найдите закономерность в  этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень                

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.

Перед корнем есть приставка,                        4СЛАЙД

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются  слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?      5СЛАЙД

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

 

3. Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи приставок.                                        6СЛАЙД

Вы-

до-

за-

на-

о-  (об-)

от-

пере-

по-

под-

при-

про-

раз-

с-

у-

-Какой корень у этих слов? Выделите корень.

4.-А  теперь сами (по вариантам) образуйте новые слова  при помощи приставок.

пере-

из-

при-

раз-

до-

                - учить

под-

от-

по-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

              - бежать

под-

от-

про-

на-

вы-

 

 

пере-

за-

при-

с-

до-

- ходить

под-

от-

про-

на-

вы-

 

пере-

за-

при-

с-

до-

              - лететь

под-

от-

про-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

              - плыть

под-

от-

про-

на-

вы-

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте полученные слова.

-Меняется ли значение слова от применённой приставки?

 

-В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне -  смысл, но не весь

Главный, но не полный.

 Потому приставка есть

 Смысл она дополнит.

5.-Дополните текст смысловыми приставками. (тест у каждого ребёнка на парте)                                                            7СЛАЙД

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад.  (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.)

- Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку? (предлог)

-Как отличить приставку от предлога? (Приставка-это...,предлог-это…)

6.-Вот здесь написаны слова,                        8СЛАЙД

    Но, вот беда!

    Где приставка, где предлог,

    Кто бы мне понять помог?

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

Муз.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

7.Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

  – Какие слова изображены с помощью звуков?                          9 СЛАЙД

                [зб’ижат’]     [скрут’ит’]     [здат’]

                   сбежать       скрутить        сдать

                 [здружыт’]      [зброс]      

               сдружить        сброс         

-Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Чем сходны все эти слова? (приставкой  с-)

-Как может произносится приставка с-? А как пишется?

-Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте правило.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с- выполнив Упр..84

8-Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке.     10СЛАЙД

Приставка – это __________.

 Стоит перед ________

 Со словом пишется ________

Служит для ___________________.

 

Предлог – это _________.

Служит для ____________________.

 Со словом пишется _________.

 

Итог урока

-Мы с вами успешно ответили на все вопросы плана. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём говорили  сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тест (на парте  у каждого ученика листочек с тестом)  

   -Выберите правильный ответ и обведите букву расположенную справа от верного ответа.

                                                                                                     11 СЛАЙД-12 СЛАЙД

1. Корень это:
а) часть речи —п                                                                                                      

б) часть слова — м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слово

3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с

4. Приставка пишется со словом:

  а)раздельно— а
  б)слитно— о

5.В какой строке во всех словах есть приставка

а) доверить, домашний, добежать   -    т

б) завитушка, загадка, зарубка          -   д

 6. Укажите правильную  схему разбора слов:

                       -  е   

 7. В каких из этих слов есть приставка:
             
а) замок — ч
              б) записка — ц                       

 

-Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу-слово «молодец».

Итак,

-Что вы узнали  сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Какие затруднения возникли?

-Довольны ли своей работой на уроке?

Ребята, сделайте сейчас отметку своего настроения на «градуснике настроения»

 

9. Разгадайте ребусы                     13СЛАЙД

Запас,подарок,поезд.

10.Домашнее задание.                  14СЛАЙД

1. Правило в рамке.

2. Упр. 112 («Дидактический материал»).

 

 

 

 

 

 


Приставка-часть слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приставка-часть слова

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки.""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Тема: Роль приставки в слове. Определение приставки.

Цель: Повторить и систематизировать знания детей о суффиксах, её роли в слове; дать понятие о приставках ;формировать умение находить в словах приставки ;содействовать умению сопоставлять языковой материал, анализировать, делать выводы; создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Орг. момент

-Проверить готовность к уроку.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Определение внутренней готовности к работе.

 У каждого на парте « градусник настроения»

-Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? Отметьте его на градуснике настроения и посмотрим, изменится ли оно к концу урока.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

2.Минута чистописания.

-Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв?

ик, ок, ёк,очк, ечк, ушк, юшк, ышк,

- Суффиксы.

Что такое суффикс?-

-эта часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 -Какую форму предмета образуют эти суффиксы?

-Уменьшительно-ласкательную форму.

В каких случаях пишется суффикс ик, а в каких ек?

-Суффикс ИК и ЕК обозначает ласкательно-уменьшительное значение) . -сли при применении существительного  гласный выпадает, то в суффиксе, надо писать букву «Е», если же гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву «И».

-Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

3. Работа по теме урока.

– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 132.

– Что вы видите на центральном кадре?

– Почему Катюша подставила башню к корню?

– Как думаете, что это означает применительно к названию параграфа (см. выше)? (Это часть, которая находится перед корнем и называется приставкой.)

– Запишите тему урока «Приставка»   1 СЛАЙД

 Задайте вопросы по этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое приставка?

2. Какие бывают приставки?

3. Зачем в слове нужна приставка?

1.-Обратимся к толковому словарю.

 

-Прочитайте значение слова приставка.            2СЛАЙД

Приставка:1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2)Часть слова.

2.-Прочитайте слова. Напишите.                             3СЛАЙД

Наезд  заезд  приезд   выезд  переезд

-Найдите закономерность в  этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень               

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.

Перед корнем есть приставка,                        4СЛАЙД

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются  слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?   5СЛАЙД

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

 

3. Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи приставок.                                        6СЛАЙД

Вы-

до-

за-

на-

о-  (об-)

от-

пере-

по-

под-

при-

про-

раз-

с-

у-

-Какой корень у этих слов? Выделите корень.

4.  теперь сами (по вариантам) образуйте новые слова  при помощи приставок.

пере-

из-

при-

раз-

до-

                - учить

под-

от-

по-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

              - бежать

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

 

пере-

за-

при-

с-

до-

- ходить

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

пере-

за-

при-

с-

до-

              - лететь

под-

от-

про-

на-

вы-

           

пере-

за-

при-

с-

до-

              - плыть

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте полученные слова.

-Меняется ли значение слова от применённой приставки?

 

-В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне -  смысл, но не весь

Главный, но не полный.

 Потому приставка есть

 Смысл она дополнит.

5.-Дополните текст смысловыми приставками. (тест у каждого ребёнка на парте)                                                            7СЛАЙД

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад.  (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.)

- Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку? (предлог)

-Как отличить приставку от предлога? (Приставка-это...,предлог-это…)

6.-Вот здесь написаны слова,                       8СЛАЙД

    Но, вот беда!

    Где приставка, где предлог,

    Кто бы мне понять помог?

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

Муз.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

7.Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

  – Какие слова изображены с помощью звуков?                          9 СЛАЙД

                [зб’ижат’]     [скрут’ит’]     [здат’]

                   сбежать       скрутить        сдать

                 [здружыт’]      [зброс]      

               сдружить        сброс         

-Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Чем сходны все эти слова? (приставкой  с-)

-Как может произносится приставка с-? А как пишется?

-Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте правило.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с- выполнив Упр..84

8-Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке.     10СЛАЙД

Приставка – это __________.

 Стоит перед ________

 Со словом пишется ________

Служит для ___________________.

 

Предлог – это _________.

Служит для ____________________.

 Со словом пишется _________.

 

Итог урока

-Мы с вами успешно ответили на все вопросы плана. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём говорили  сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тест (на парте  у каждого ученика листочек с тестом)  

   -Выберите правильный ответ и обведите букву расположенную справа от верного ответа.

                                                                                                     11 СЛАЙД-12 СЛАЙД

1. Корень это:
а) часть речи —п                                                                                                      

б) часть слова — м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о

3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с

4. Приставка пишется со словом:

  а)раздельно— а
  б)слитно— о

5.В какой строке во всех словах есть приставка

а) доверить, домашний, добежать   -    т

б) завитушка, загадка, зарубка          -   д

 6. Укажите правильную  схему разбора слов:

                       -  е   

 7. В каких из этих слов есть приставка:
              а) замок — ч
              б) записка — ц                       

 

-Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу-слово «молодец».

Итак,

-Что вы узнали  сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Какие затруднения возникли?

-Довольны ли своей работой на уроке?

Ребята, сделайте сейчас отметку своего настроения на «градуснике настроения»

 

9. Разгадайте ребусы                    13СЛАЙД

Запас,подарок,поезд.

10.Домашнее задание.                 14СЛАЙД

1. Правило в рамке.

2. Упр. 112 («Дидактический материал»)


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 535
    • DOCX 31.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хайдарова Гульназ Гаскаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хайдарова Гульназ Гаскаровна
    Хайдарова Гульназ Гаскаровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 5462
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 393 человека из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 212 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 424 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 610 человек

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе