Урок русского языка
"Упражнение в написании слов с буквами и, у, а
после шипящих".
ОС «ШКОЛА 2100» ; Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина
О. В.
Русский язык. 2 класс
Составила: Мусина Инна Евгеньевна учитель начальных классов,
МАОУ «Гимназия №4» Башкортостан г.Стерлитамак.
Цель: обобщение единичных знаний в систему.
Þ
на основе повторения ранее изученного материала
развивать умение видеть орфограмму «Гласные И, У, А после шипящих» в слове,
графически обозначать ее;
Þ
Развивать познавательную активность учащихся, учить
наблюдать, сравнивать, анализировать увиденное.
Þ
Формировать у детей интерес к русскому языку,
воспитывать бережное отношение друг к другу.
Ход урока.
I. Орг. момент
Прозвенел звонок для
нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все друг другу улыбнёмся,
И урок мы наш начнем.
1)
Самоопределение к деятельности
Учитель: Сегодня к
нам на урок пришло солнышко, но оно ещё не достаточно греет нашу землю, что бы
к нам пришла весна.
За активную работу и
правильные ответы я вам буду давать лучики, а в конце урока вы их подарите
солнышку. Чем больше лучиков будет у нашего солнышка, тем ярче оно будет
светить нам.
II Актуализация
знаний.
1) Проверка
домашнего задания.
- Ребята, кто при
выполнении домашнего задания звал на помощь маму или папу? А почему?_________
Какие названия книг,
мультфильмов или кинофильмов про принцесс вы записали?
Были ли в названиях
слова с орфограммой – гласный после шипящих?
2)Чистописание.
Вы готовы работать?
Откроем тетради (Я тетрадь свою открою и наклонно
положу, я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь
за работу я возьмусь.)
В заготовку записываем
число. (17)
Работаем на строчке
чистописания по образцу.
- А какая буква похожа
на снежинку?
Стала снежинка буквою
«ж»
Солнце ее не растопит
уже.(Ж /// ЖИ///)
3)Словарная работа. (работа по слайдам)
Я буду вам задавать
вопросы.
Вы будете выбирать
нужное слово из нескольких слов, и записывать к себе в тетрадь.
(Слайды
2-10) читаем хором
Как называется густой
лес, заросли?
Чаща
Опушка
Аллея
Проталинка
Какую обувь носит
машина?
сапоги
кроссовки
шины
боты
Какое животное не
водится в наших лесах?
Заяц
Лиса
Белка
Жираф
Какая из этих птиц
умеет летать?
Пингвин
Страус
Щурок
Курица
- Какое слово
оказалось новым незнакомым? (Незнакомое слово щурок.)
Обратимся к
электронному толковому словарю С.И. Ожегова, который находится в энциклопедии
«Кирилла и Мефодия»
(На слайде 10 словарная статья из электронной энциклопедии)
Щур – небольшая
северная лесная певчая птица семейства вьюрковых(о вьюрковых мы будем с вами
говорить на уроках окружающего мира в 3-4 классе) с ярко-красным оперением головы
и груди (у самцов). Ласкательное слово - щурок.
-При помощи какой
части слова было образовано слово щурок? (При помощи
суффикса–ок)
- Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова. Он
стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова.)
-Прочитайте слова
отгадки, сравните свою работу с экраном. (Слайды 11)
- Обозначьте орфограмму графически во всех словах – отгадках.
- Что такое
орфограмма? ( -Если мы не можем точно определить на
слух, какую букву надо написать, то перед нами орфограмма. Орфограмма –
написание по правилу.)
- Назовите звуки с
которых начинались слова-отгадки.( Все слова- отгадки
начинаются на шипящие звуки; Ж, Ш, Ч, Щ. - согласные, шипящие )
- Какие это звуки? (согласные, шипящие) Дайте характеристику этим
звукам.
- Что общего в этих
словах? (подводящий диалог)
-Ребята, а почему я
постоянно обращаюсь к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (Это орфограмма.)
А кто сможет
сформулировать тему нашего урока. (Я думаю, что тема
нашего урока
Написании слов с буквами И, У, А после шипящих.)
Что мы сегодня будем
делать? Как вы думаете? (мы будем упражняться в написании
слов с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.) (Слайды
12)
III Физминутка. В
компьютере. (отключить проектор)
IV Применение
знаний.
( самостоятельная
работа по учебнику с взаимопроверкой в тетрадях.)
Открываем учебник
с.111 упр.183.
-прочитайте задание.
1ряд пишет слова с
орфограммой ЖИ-ШИ
2 ряд пишет слова с
орфограммой ЧА-ЩА
3 ряд пишет слова с
орфограммой ЧУ-ЩУ.
У доски работают
________, _________, ___________.
- Проверяем ребят
работающих у доски. (Ребята работают самостоятельно у
себя в тетрадях, проверяют друг друга в парах. Взаимопроверка в тетрадях.
Если все правильно Если 1-2 ошибки Если
более 2 )
-А теперь проверим,
как поработали ребята у доски.
-Покажите светофорик,
как ________выполнила работу, и т.д.
Сделаем звукобуквенный анализ слова ШИНА [шына]- 2слога, 2гласных, 2согласных
V работа с
фразеологизмами (количественное обогащение словарного запаса)
-Ребята вы любите
играть? Я предлагаю вам сыграть в слова, догадайтесь, о каком лесном животном
идет речь:
-За двумя погонишься,
ни одного не поймаешь?
-Вертеться, как кто в
колесе?
-Кто на ухо наступил?
-Его ноги кормят. Его
не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
-Спишите названия
животных в 1 столбик.
-А вот теперь самое
трудное задание на уроке.
- Во второй столбик
напишите названия детенышей этих животных, употребив слова в значении много.(Если
вам трудно поднимите руку я к вам подойду.)Обозначьте орфограмму графически.
-Какую орфограмму
выделили?
-В каком слове этой
орфограммы нет?
- А какая еще есть
орфограмма? (Мягкость согласных звуков на письме
обозначает Ь)
Слайд
10
- При помощи чего мы
образовывали новые слова? (слова образовали при
помощи суффикса - ат -.)
(так зовут детёнышей зверей, а вас, как дома ласково называет
мама?)
Ребята, а вот вам
новое задание от нашего солнышка
- Устно составьте по
моделям предложения про детенышей животных.
|_____ ______
_______! |_____ ______ __ _____.
С какой интонацией
нужно произносить предложение если в конце стоит ! А если ? Произнесите это
предложение с разной интонацией.
VI. Работа с
текстом. (формирование типа правильной читательской деятельности)
Если повезет, то в
лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете,
выполнив следующее задание:
- прочитайте
словосочетания на доске
Рыж…й зверёк,
пуш…стый хвост, еловую ш…шку.
Вы можете
предположить, о ком будет идти речь в тексте?
(Речь в тексте пойдет о белочке)
Раскрываем весь
текст.
1)На
пеньке сидел рыжий зверёк.
2)У зверька был пушистый хвост.
3)
Он грыз зубами еловую шишку.
- Подтвердились наши предположения?
Можно ли назвать эти
предложения текстом?
Что такое текст?
Ребята наш текст
звучит как то не очень красиво?
Что не так? А что
нужно сделать, чтобы текст стал красивым? (вместо
часто повторяющегося слова зверек употребляют слова белочка, она).
-Как можно озаглавить
этот текст?
В каких словах
встретилась орфограмма «Гласные после шипящих»?
-запишите текс к себе
в тетрадь.
1)На
пеньке сидел рыжий зверёк.
2)У белочки был пушистый хвост.
3)
Она грызла зубами еловую шишку.
1 предложение запишем
под диктовку.
2 предложение,
комментированное списывание.
3 предложение
списываем самостоятельно, с проговариванием по слогам орфографически.
Какое продолжение вы
бы придумали о белочке.
VII. откроем
дневники и запишем домашнее задание. Упр 182, стр
110. по желанию нарисовать картинку в наш картинный словарь на изученную
орфограмму.
VIII. Рефлексия
деятельности.
Какова была тема
нашего урока?
А цель? Выполнили мы
их?
Вы хорошо
поработали, если все задания вы выполняли с лёгкостью, вам было интересно, всё
у вас получалось, то покажите зелёный светофорик, если вы затруднялись в каких
– то заданиях – жёлтый светофорик, а если вам сегодня на уроке было трудно, вы
встретились с непонятными заданиями – красный светофорик. Поднимите и покажите
свои светофорики.
Всё мы с вами
выполнили, а теперь давайте подарим лучики нашему солнышку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.