Интегрированный урок -исследование «Подснежник»
Цель: Развитие умения определять
фонетические , морфологические , лексические и синтаксические признаки слова.
Оборудование урока: Интерактивная доска,
этимологический словарь Н.Е.Ефремова ,аудиозапись Вивальди «Времена года»,индивидуальные
карточки.
Межпредметные связи: литература,
познание мира.
Задачи:
Образовательные: исследовать слово
«подснежник» с точки зрения фонетики, лексики, словообразования и морфологии;
Развивающие: развивать познавательный
интерес у учащихся , используя данные изучаемых явлений в природе; развитие
логического мышления ,навыков практической работы и самооценки.
Воспитательные: содействовать
эстетическому воспитанию, через музыку, поэзию, прививать любовь и бережное
отношение к природе.
1 этап урока:
Мотивация к деятельности.
Цель:
ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
Приветствие.
Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока.
Здравствуйте ,ребята! Здравствуйте
уважаемые гости! Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем уютнее и
теплее. А сейчас отгадайте загадку
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня ( весна) слайд
Правильно, это весна. Замечательное и
прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после
зимнего сна. Ребята, а какие слова помогли вам догадаться, что это весна.
Сегодня я научу вас слышать шаги весны с помощью музыки и стихотворения.
Учитель декламирует стихотворение «Тише
всех» из книги «Румяные щёки» под звуки музыки Вивальди из альбома «Времена
года».
Вот так тихо -тихо наступает весна. Но
приходит она к нам не одна, а со своими первоцветами. Какие первые весенние
цветы вы знаете? Отгадайте загадку.
На тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок,
Раскрылся раньше всех. (Подснежник) слайд
Открытие темы урока. Постановка
учебной задачи урока.
Итак, сегодня на уроке мы поговорим о
весне, о подснежнике –вестнике весны, и о том что он находится в опасности.
Но главное , мы научно исследуем
это слово : узнаем его происхождение, определим его звуко -буквенный состав, к
какой части речи оно относится. А помогут нам в этом знания ,полученные во 2
классе.
Откройте тетради и запишите число. А
вместо « Классная работа» -«Научное исследование». Чтобы размять пальчики.
безотрывно напишите элемент «Подснежник», как показано на доске.
2 этап урока: Интеллектуальные преобразования.
Цель:
выполнение практических заданий: информативных, импровизированных,
эвристических.
Мы начинаем своё исследование:
1.Объясните, что обозначает слово
подснежник?(Слайд)
Работа со словарём: «Подснежник-
многолетнее луковичное растение с неяркими цветами, распускающимися ранней
весной. Сразу после таянья снега» Н.И. Ефремов.
Подснежник- лесной цветок, развивающийся
под снегом и расцветающий сразу после его таянья». Ожегов.
Определите по названию цветка его
происхождение.
Пригрело солнышко, растопило потемневший
снег. Появились лужицы, а на полянке, под деревом, снег не растаял ,а только в
одном месте проклюнулся.
Из этой луночки через день цветок вырос.
Белый- белый и очень тонкий Родился цветок под снегом, вот его и назвали
подснежник.
2.Из каких звуков и букв состоит
слово подснежник? (Слайд)
Для этого сделайте фонетический разбор
этого слова. Разделите слово на слоги. Определите ударный звук. Произнесите
«звуковое слово».(патсн *э жн*ик).Назовите мягкие согласные звуки. Какие буквы
и звуки этого слова не совпадают?
Динамическая пауза:
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась. Потянулась.
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
А сейчас узнаем из каких частей состоит
слово «подснежник».
Какие части слова вы знаете? Что такое
корень слова, окончание, приставка, суффикс? Как называются слова с одинаковым
корнем?
Производится словообразовательный разбор.
3. Какая часть речи слово подснежник?(Слайд)
Назовите
части речи.
Что такое имя существительное? Как
изменяются имена существительные? Как определить род у имени существительного?
Какие бывают имена существительные?
Что такое имя прилагательное? Как
изменяются имена прилагательные?
Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
Морфологический разбор имени
существительного (в рамках материала изучаемого во 2 классе).
Динамическая пауза с тетрализованным
исполнением.
Ребята, а давайте представим ,что каждый
из вас нераскрывшийся бутон подснежника. Почувствуйте ,как он раскрывается,
пробуждается.
Нежный маленький бутон
Свёрнут туго-туго он.
Солнца луч ему протянет
Тут подснежником он станет.
Люди издавна называли самым храбрым
из первоцветов. Поэт посвящали им стихи, песни, легенды. По древнему поверью,
пока не покажется из- под снега подснежник , не жди весны. Поэтому его зовут
вестник весны. На лесных полянах расцветают подснежники – такие тонкие, простые
и милые. Но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Люди занесли их в
«Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет- цвет
опасности. Если не охранять эти цветы, они исчезнут с лица земли.
Поймал ты бабочку- она погибла,
сорвал цветок- он увял, и тогда стало понятно , что к природе можно
прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками - мы губим.
Чтение стихотворений о подснежнике
(домашнее задание).
4.Творческое задание
У вас на столах лежат карточки с текстом,
но в нём пропущены имена прилагательные. Вставьте имена прилагательные по
смыслу, выбирая те, которые помогут составить текст.
Задание-карточка
Наступила ….. весна.
Пригрело…...солнышко. ….. подснежниками покрываются ….. поляны. Радостно
смотреть на ….. цветы.
3 этап урока: Рефлексия.
Цель:самоконтроль
уровня усвоения знаний.
- Результаты
учебной работы:
- сегодня
я узнал…
- было
интересно…
- было трудно…
- я научился…
- мне
захотелось…
Домашнее задание: Написать мини
сочинение на тему «Подснежник»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.