Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе

Скачать материал

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Определение»

              Цели:

 1. Обучающие:

- расширить представления учащихся об определении;

- ознакомить учащихся  с несогласованными определениями.

2. Развивающие:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

- развивать устную речь учащихся, их  самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:

-  воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.

О б о р у д о в а н и е: слайды, индивидуальные карточки-задания.

 

  Ход урока:

  I. Организационный момент.

- Вспомним  все, что изучали раньше о второстепенных членах предложения. Кроме того, вы пополните  знания о второстепенных членах предложения новыми сведениями, узнав, какими они бывают  (однозначные, многозначные), а также  какими   бывают  определения (согласованными и несогласованными), научитесь их отличать.

 II. Подготовка к объяснению нового материала.

1Беседа по материалам слайда 1.

Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом.

В лесу огонь пожара бураном размело.

- Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?

- Как определить вид второстепенного члена предложения? Ответ на стр.214 учебника. Работа с учебником.

 - Ответы учеников (Слайд 2. Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно:

 1.найти слово, от которого он зависит, 2. выяснить, что он обозначает, 3.на какой вопрос отвечает и 4. какой частью речи выражен)

2. Разбор предложения (неполный).

- Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.

- Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?

- А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения. (Можно пользоваться алгоритмом на слайде 2)

III. Объяснение нового материала.

-  Выпишите все возможные словосочетания с главным словом шарф.

1.    Свой шарф; 2. Заношенный шарф; 3. Шарф из верблюжьей шерсти.

-  Во всех трех словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)

- Вспомните, что значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде, числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными.

   - Какими частями речи они выражены? Откройте учебник «Теория»  п.175 на с. 214,  прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.

- Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение. Прочитайте на с. 215, какими частями речи выражаются несогласованные определения.

IV. Закрепление нового материала

1. Работа по закреплению терминов   (Слайд  3)

- Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»? (Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие;

 достижение  единства, согласия (согласованные действия);

 - А в грамматике? ( Стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом, от которого зависит данное слово в предложении).

- Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»? (Несоответствие; разногласие)

- А в грамматике? (Не в одинаковой форме  главное и зависимое слова)

2. Сопоставительный анализ согласованных и несогласованных определений (Слайд 4 )

- Как  доказать, согласованные или  несогласованные определения? (Определить способ связи слов в словосочетании)

- Какой способ связи характерен для согласованных определений?  Несогласованных?  

 (Согласованные – связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).

- Обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений, их грамматическое значение одинаково.

- Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно – согласованное или несогласованное?

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно 

3. Распределительный диктант.

- Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?

- Распределите словосочетания по столбикам:

                          Согласованные                                             Несогласованные

 

Д и к т а н т

Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка останавливаться, мальчик семи лет.

Проверка с подробным анализом

 (Сильные учащиеся работают по заданиям карточек)

4. Работа с учебником.  Выполните упражнение 140, с. 65 учебника «Практика».

5. Грамматический разбор слов.

-  Выполните устно орфографический разбор слов: старинный, шелком;

письменно — разбор по вариантам:

I в а р и а н т — морфологический разбор с мезонином3

II в а р и а н т — лексический разбор допоздна5.

Двое учащихся выполняют разбор на доске. Затем проводится проверка.

 V. Подведение итога урока.  Рефлексия.

- Какую новую информацию получили, работая на уроке?

- Чему научились?

- Каковы ключевые слова темы урока?

- Какие члены предложения называют второстепенными?

- Что вы можете рассказать об определениях?

V1. Домашнее задание: выучить § 175; упражнение 150 - устно; упражнение 151 - письменно, с. 69 учебника «Практика».

 

 

Приложения

Слайд 1

 

Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом.

В лесу огонь пожара бураном размело.

- Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются друг от друга?

- Как определить вид второстепенного члена предложения?

 

Слайд 2

 

Алгоритм определения вида второстепенного члена предложения:

 1. найти слово, от которого он зависит

 2. выяснить, что он обозначает

 3. на какой вопрос отвечает

 4. какой частью речи выражен

Слайд 3

 

 -  «Согласование», «согласие», «согласованные»? 

Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие; достижение  единства, согласия, согласованные действия.

 -  «Нет согласия», «несогласие», «несогласованные»?

Несоответствие; разногласие.

                                                                                                                                           Слайд 4

 Сравним словосочетания

Способ  связи в словосочетаниях?

Способ  связи в словосочетаниях?

      Сорок первая квартира

      Балконная решетка

      Гороховый суп

      Апельсиновый напиток

      Серебряные серьги

      Меховая шапка

      Царская милость

 

      Квартира сорок один

      Решетка на балконе

      Суп из гороха

      Напиток из апельсина

      Серьги из серебра

      Шапка из смеха

      Милость по-царски

 

 

 

 

 

                                                К а р т о ч к а № 1

Замените именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями с несогласованными определениями.

 

Кожаный портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние дни, птичьи голоса.

К а р т о ч к а № 2

Укажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком — несогласованное.

Соседняя комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик, храбрость воина, выполненный план.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 8 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка на тему «Второстепенные члены предложения. Определение» по программе В.В. Бабайцевой.

       Цели урока:

1.обучающие- расширить представления учащихся об определении;

- ознакомить учащихся  с несогласованными определениями.

2. Развивающие:

- начать формировать умение находить в предложении согласованные и несогласованные определения;

- развивать устную речь учащихся, их  самостоятельность, уверенность в своих силах.

3. Воспитательные:   воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам. Оборудованием являются слайды, индивидуальные карточки-задания.

Объяснение нового материала производится с опорой на ранее изученное. В ходе урока используются индивидуальные, фронтальные формы работы, которые включают работу с учебником, распределительный диктант, задания по карточкам, сопоставительный анализ, самостоятельную работу. Подбор материала урока способствует достижению поставленных целей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 31.12.2014 589
    • DOCX 25.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ларюшкина Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ларюшкина Татьяна Ивановна
    Ларюшкина Татьяна Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 12
    • Всего просмотров: 159119
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек