Тема
урока: «Второстепенные
члены предложения. Определение»
Цели:
1.
Обучающие:
-
расширить представления учащихся об определении;
-
ознакомить учащихся с несогласованными определениями.
2.
Развивающие:
-
начать формировать умение находить в предложении согласованные и
несогласованные определения;
-
развивать устную речь учащихся, их самостоятельность, уверенность в своих
силах.
3.
Воспитательные:
-
воспитывать дисциплинированность, требовательность к себе и товарищам.
О
б о р у д о в а н и е: слайды, индивидуальные карточки-задания.
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
-
Вспомним все, что изучали раньше о второстепенных членах предложения. Кроме
того, вы пополните знания о второстепенных членах предложения новыми сведениями,
узнав, какими они бывают (однозначные, многозначные), а также какими
бывают определения (согласованными и несогласованными), научитесь их отличать.
II.
Подготовка к объяснению нового материала.
1. Беседа
по материалам слайда 1.
Ясное,
без единого облачка небо поднималось над теплоходом.
В
лесу огонь пожара бураном размело.
-
Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются
друг от друга?
-
Как определить вид второстепенного члена предложения? Ответ на стр.214
учебника. Работа с учебником.
-
Ответы учеников (Слайд 2. Чтобы определить вид второстепенного члена
предложения, нужно:
1.найти
слово, от которого он зависит, 2. выяснить, что он обозначает, 3.на какой
вопрос отвечает и 4. какой частью речи выражен)
2.
Разбор предложения (неполный).
-
Запишите предложение: На улице дул пронзительно-холодный ветер, и я повязал
на шею свой слегка уже заношенный шарф из верблюжьей шерсти.
-
Подчеркните грамматическую основу. Это простое или сложное предложение?
-
А теперь определите вид каждого второстепенного члена предложения. (Можно
пользоваться алгоритмом на слайде 2)
III.
Объяснение нового материала.
-
Выпишите все возможные словосочетания с главным словом
шарф.
1. Свой
шарф; 2. Заношенный шарф; 3. Шарф из верблюжьей шерсти.
- Во всех трех
словосочетаниях зависимое слово является определением. Определите вид связи в
этих словосочетаниях. (Подчинительное.) Укажите способ подчинительной
связи. (1-е и 2-е словосочетание — согласование; 3-е —управление.)
- Вспомните, что
значит согласование. (Главное и зависимое слова сочетаются в роде,
числе и падеже.) Такие определения и называются согласованными.
- Какими
частями речи они выражены? Откройте учебник «Теория» п.175 на с. 214,
прочитайте, какими частями речи обычно выражаются согласованные определения.
-
Чем выражено определение в 3-м словосочетании? (Из шерсти — существительное
с предлогом + прилагательное.) Это несогласованное определение.
Прочитайте на с. 215, какими частями речи выражаются несогласованные
определения.
IV.
Закрепление нового материала
1.
Работа по закреплению терминов (Слайд 3)
-
Что значит «согласование», «согласие», «согласованные»? (Приведение в
надлежащее соотношение, соответствие с кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на
просьбу, единомыслие;
достижение
единства, согласия (согласованные действия);
-
А в грамматике? ( Стоять в одинаковом падеже, числе, роде или лице со словом,
от которого зависит данное слово в предложении).
-
Что значит «нет согласия», «несогласие», «несогласованные»? (Несоответствие;
разногласие)
-
А в грамматике? (Не в одинаковой форме главное и зависимое слова)
2.
Сопоставительный анализ
согласованных и несогласованных определений (Слайд 4 )
- Как доказать,
согласованные или несогласованные определения? (Определить способ связи слов в
словосочетании)
-
Какой способ связи характерен для согласованных определений?
Несогласованных?
(Согласованные –
связь согласование, несогласованные – связь управление или примыкание).
- Обратим внимание
на синонимию согласованных и несогласованных определений, их грамматическое
значение одинаково.
-
Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно –
согласованное или несогласованное?
Вывод.
Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно
3.
Распределительный диктант.
-
Какие определения называются согласованными, а какие несогласованными?
-
Распределите словосочетания по столбикам:
Согласованные Несогласованные
Д и к т а н т
Светло-русые волосы, пятнадцатая страница, лодка с
парусом, дайте книгу поинтереснее, яйца всмятку, желание нравиться, сочные
плоды, остывающий чай, сестрина книга, обрывистый берег, привычка
останавливаться, мальчик семи лет.
Проверка с подробным анализом
(Сильные учащиеся работают по заданиям карточек)
4.
Работа с учебником. Выполните упражнение 140, с. 65 учебника
«Практика».
5.
Грамматический разбор слов.
-
Выполните устно орфографический разбор слов: старинный, шелком;
письменно
— разбор по вариантам:
I в а р и а
н т — морфологический разбор с мезонином3
II в а р и а
н т — лексический разбор допоздна5.
Двое
учащихся выполняют разбор на доске. Затем проводится проверка.
V.
Подведение итога урока. Рефлексия.
-
Какую новую информацию получили, работая на уроке?
-
Чему научились?
-
Каковы ключевые слова темы урока?
- Какие
члены предложения называют второстепенными?
- Что вы можете
рассказать об определениях?
V1.
Домашнее задание: выучить § 175; упражнение 150 - устно; упражнение 151
- письменно, с. 69 учебника «Практика».
Приложения
Слайд 1
Ясное, без
единого облачка небо поднималось над теплоходом.
В лесу огонь
пожара бураном размело.
-
Назовите, какие второстепенные члены предложения вы знаете, чем они отличаются
друг от друга?
- Как определить
вид второстепенного члена предложения?
Слайд 2
Алгоритм
определения вида второстепенного члена предложения:
1. найти слово, от которого он зависит
2. выяснить, что он обозначает
3. на какой вопрос отвечает
4. какой частью речи выражен
Слайд 3
- «Согласование», «согласие»,
«согласованные»?
Приведение в надлежащее соотношение, соответствие с
кем-чем-нибудь; утвердительный ответ на просьбу, единомыслие; достижение
единства, согласия, согласованные действия.
- «Нет
согласия», «несогласие», «несогласованные»?
Несоответствие; разногласие.
Слайд
4
Сравним
словосочетания
Способ
связи в словосочетаниях?
|
Способ
связи в словосочетаниях?
|
• Сорок
первая квартира
• Балконная
решетка
• Гороховый
суп
• Апельсиновый
напиток
• Серебряные
серьги
• Меховая
шапка
• Царская
милость
|
• Квартира
сорок один
• Решетка
на балконе
• Суп из гороха
• Напиток
из апельсина
• Серьги
из серебра
• Шапка из
смеха
• Милость
по-царски
|
К
а р т о ч к а № 1
Замените
именные словосочетания с согласованными определениями именными словосочетаниями
с несогласованными определениями.
Кожаный
портфель, фарфоровая посуда, черноглазый мальчик, седобородый старик, осенние
дни, птичьи голоса.
К
а р т о ч к а № 2
Укажите,
в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком —
несогласованное.
Соседняя
комната, дом брата, крыша сарая, деловой человек, восьмилетний мальчик,
храбрость воина, выполненный план.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.