Этапы урока
|
Действие учителя
|
Действие учащихся
|
1.
Орг.
момент
|
Добрый день, друзья! Садитесь. Меня зовут Жаргалма Васильевна. Давайте
настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
На уроке русского языка мы часто бываем в стране Частей речи. Вы уже
познакомились со многими жителями этой страны. Не раз вы были в гостях у
глагола. Многое рассказала о себе эта часть речи: как живет, чем занимается,
с кем дружит. Не так давно вы узнали об особых формах глагола. Это???
И сегодня мы на уроке повторим и обощим тему «Причастие» , проведем в
форме интеллектуальной игры «Брейн-ринг», где каждый может проявить свой
интеллект, быстроту мышления и реакции, показать свои знания и умения. Не
бойтесь ошибок, бывает, и ошибка приводит к открытию.
Послушайте, пожалуйста, условия игры. В игре принимают участие
команды: «Знающие», «Умеющие», «Работающие», «Думающие». Каждая команда
выбирает капитана; он организует обсуждение вопроса или задания и
определяет, кто из его команды будет отвечать. За правильный ответ команда
получает очки. Если команда не дает правильный ответ, то вопрос передается
другой команде. Команда, знающая правильный ответ, поднимает табличку.
Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.
|
Время: 3 мин
|
1 тур «Разминка»
|
Задание. Образовать от глагола с зависимым
словом причастный оборот. графически объяснить знаки препинания.
А) Мы вошли в лес (осветить) лучами осеннего солнца.
Б) Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.
В) Прекрасны клены (одеть) в багряную листву.
Г) (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.
|
Время: 3 мин
Образуют от глаголов с зависимым словом причастный оборот.
|
2 тур
|
Задание. Отыскать в тексте и выписать
словосочетание ППРИЧАСТИЕ +СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, выделить в причастиях суффиксы.
Главное очарование моря в какой-то тайне, хранимой в его
пространствах. Разве не тайна, когда в безлунную июльскую ночь вдруг
озаряется опущенная в воду рука, осыпаннаяголубыми искорками. Или движущиеся
огни невиданных судов?
|
Время: 4 мин
|
3 тур
«Черный ящик»
|
Внимание, черный ящик!
Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Прислали черный ящик.
Вот бы знать нам, что таится
В этом ящике большом!
Задание. Образуйте причастие, если известны
составные части. Приставка, как в слове «исчерпать», корень слова «печник»,
суффикс и окончание из слова «решенный». Какое же причастие образовалось?
А теперь заглянем в ящик и достанем испеченный пирог. Кроме заслуженного
балла команда получает яблочный пирог.
|
Время: 2 мин
Время: 3 мин
|
4 тур
|
(На экране мультимедиа)
Задание. Распределите по группам причастия.
В первый столбик запишите действительные причастия, во второй – страдательные
причастия.
Окружающая среда, нескошенная трава, просеянная мука, изображаемый
пейзаж, красящее вещество, видимые звезды, несший портфель, сжатый воздух,
приготовленный обед, лечащий врач, распустившийся цветок.
|
Время: 4 мин
Выписывают словосочетания, выделяют суффиксы в причастиях
|
5 тур
|
(На экране мультимедиа)
Задание. Собери предложения:
1.
Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью
сидящая на женщина книгу.
2.
Всегда с человек бодр закаляющийся здоров и
детства.
Ответ:
1.
Женщина, сидящая на скамейке под сенью раскидистых
деревьев, читает книгу.
2.
Человек, закаляющийся с детства, всегда здоров и
бодр.
|
Время: 4 мин
Составляют предложения, выделяют причастные обороты.
|
6 тур
«Блиц-турнир»
|
Задание. Условие: побеждает та команда,
которая правильно назовет ответ на вопрос.
1.
Что такое причастие?
2.
Какие вы знаете причастия?
3.
Признаки глагола у причастия
4.
Признаки прилагательного у причастия
5.
В каких стилях речи уместно активное употребление
причастий?
6.
Что такое причастный оборот?
|
Время: 3 мин
|
7. Подведение итогов урока
|
Подведем итоги (подсчет баллов)
|
|
Рефлексия
|
О чем шла речь сегодня на уроке?
Довольны ли своей работой на уроке?
На прощание небольшой совет: «Надо учиться грамотно, красиво выражать
свои мысли, и в этом помогает причастие. Было очень интересно с вами
общаться. Спасибо. До свидания».
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.