Урок русского языка по теме “Формообразующие частицы” проведенный в 7в классе учителем русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 2 Зеленкиной Л. Н.
Цель: Углубить
знания учащихся о формообразующих частицах, показать функции формообразующих частиц;
Задачи:
Образовательные.
1. Создать условия
для формирования умений:
- находить частицы в предложениях и
тексте;
- определить роль
формообразующих частиц;
- различать частицы с другими служебными частями речи,
отличии от них;
- определять роль частиц в предложении и в образовании форм
глагольных наклонений;
- выработка умения отличать частицы от других неизменяемых
частей речи, в частности от союзов
- учить
выразительному чтению предложений с частицами;
- приобретать навыки в составлении
кластера, синквейна
- развивать умения работать с
тестами;
2. Обеспечить условия для закрепления
полученных знаний.
Развивающие.
- Способствовать развитию долговременной и
кратковременной памяти, речи;
- навыков
составления словосочетаний и предложений.
- Обеспечить развитие познавательной
активности, мышления, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной
работы, само- и взаимоконтроля.
- развить навыки индивидуальной и групповой
работы;
Воспитательные.
Воспитывать уважительное отношение к позиции
одноклассников в беседе, умение слушать друг друга, воспитывать патриотизм,
чувство гордости за Родину;
Прививать любовь к языку, его законам.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, листы для заданий в группах, детали для
кластера
Ход урока.
1.
Орг. момент. Приветствие.
Давайте, друзья,
улыбнёмся друг
другу!
Улыбки подарим
гостям!
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
2. Актуализация
знаний.
– Начинаем урок с
разминки. «Узнай слово по лексическому значению»
- Вооруженные силы государства (армия)
- Военнослужащий артиллерии (артиллерист)
- Прилагательное от слова война (военный)
- Огнестрельное оружие (револьвер)
- Ответная атака (контратака)
- Воинское подразделение – несколько рот
(батальон)
- Воздушный флот (авиация)
(В словах выделяем
орфограммы)
- Какой темой объединены
эти слова? (военной темой, темой Родины)
- Сегодня на уроке все задания будут объединены
одной темой, темой Родины.
- Как вы думаете, почему мы будем говорить
именно об этом?
- Подберите синоним к слову Родина….. (Отечество,
Отчизна, Колыбель…)
- А человек, который любит свою родину
называется …… (патриот)
3. Постановка проблемы. Тема и цели урока.
Слайд 2 – на
экране текст.
Если бы не было войны, не погибли бы 20
миллионов человек, не было бы разрухи, следовательно, ресурсы бы
тратились на создание новых предприятий, технологий, а не на восстановление
разрушенных. Пусть всегда будет мир во всем мире.
- Какова основная
мысль текста?
- Слова какой части
речи выделены? (частицы)
– Что
такое частица?
– С какими разрядами частиц мы уже знакомы? (называют)
- Частицы какого
разряда представлены в тексте? (формообразующие)
- Определите по
названию разряда, для чего служат эти частицы? (для образования формы глагола)
– Какие
наклонения глагола вам известны?
– Для образования, каких наклонений нам необходимы частицы?
- Как называются
такие частицы? (формообразующие)
- Какая тема нашего
урока? (слайд
3)
- Исходя из темы, сформулируйте
задачи, которые мы должны решить на уроке?
Чему мы должны
научиться?
- Откройте учебники.
Изучите схему. Все ли формообразующие частицы представлены в тексте?
Каких нет?
(перечисляют)
Составляем кластер из деталей схемы (работа
в парах, 1 уч-ся составляет на доске)
Мотивация
- А как вы
думаете, для чего нам нужно изучать эту тему? Где она нам пригодится?
4. Реализация построенного
проекта.
От данных
глаголов образуйте сначала форму повелительного, а потом сослагательного
наклонения единственного и множественного числа с помощью нужных частиц:
Воевать - давай
воюй, давайте воевать, воевал бы, воевали бы
Бежать – давай
(пусть бежит) беги, давайте бежать, бежал бы, бежали бы
Атаковать – пусть
атакует, пусть атакуют , атаковал бы, атаковали бы
Отступать – пусть
отступает, пусть отступают, отступал бы, отступали бы
Победить – пусть
победит, пусть победят, победил бы, победили бы
(работа у доски по цепочке)
5. Физминутка.
- Все встали.
Подберите эпитеты к слову Родина. (По очереди называют и садятся)
6. Закрепление.
Дифференцированное задание.
(Слайд 4) Сформулируйте задание к упражнению. (Вставить
подходящие по смыслу формообразующие частицы)
(Пусть) сильнее грянет буря;
Нет такой платы, которая была (бы) велика за
веру в человека.
(Пускай) же в век сердечных ран не растравит воспоминанье.
(Давайте) прощаться, друзья.
(Да) здравствует разум!
–
Индивидуальное задание (4-5 учащихся): придумайте и запишите предложения с
формообразующими частицами на тему: «Если бы не было войны…». У вас 3 минуты.
– Прочитайте, что у вас получилось.
7. Подготовка к региональному
экзамену - 1
- Вы знаете,
ребята, что в конце года вам нужно будет сдавать региональный экзамен. Давайте
посмотрим, как данная тема может отражаться в одном из заданий.
(слайд
5)
а) Эх, дороги, пыль да туман
б) На
взгляд-то он хорош, да зелен.
в) Да здравствует солнце!
– Определите функцию слова «да» в 1 предложении?
– Как можно доказать, что это союз?
– Какой это союз?
– Во 2 предложении?
– Какой это союз?
– В 3 предложении?
– Как это можно проверить?
– Ребята, а как вы думаете, для чего, с какой целью мы анализировали эти
предложения?
Чтобы показать, что у слова «да» разные функции: оно может быть и
соединительным, и противительным союзом и частицей и надо всегда помнить, что
частица «да» служит для образования повелительного наклонения глагола.
(Союз
заменяем другим союзом, частица образует форму повелительного наклонения)
8. Работа в группах.
- А
теперь обсудите в группах, чем вам показалась интересной частица.
Составьте
синквейн “Частица”. (слайд
6)
1
существительное, выражающее главную тему
2 прилагательных;
3 глагола;
Фраза, несущая определенный смысл;
Существительное (ассоциация с первым словом)
- Ответы
групп:
- Оцените в группе работу каждого участника, запишите
результат на обратной стороне листа с кластером.
9. Подготовка к
региональному экзамену - 2
- Продолжим подготовку к региональному
экзамену. Проведем тестирование по материалам пройденных тем.
- Взаимопроверка.
Анализ результатов..
10. Рефлексия.
«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться
одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд 7)
1.
сегодня я узнал…
2.
было трудно…
3.
теперь я могу…
4.
я научился…
5.
у меня получилось …
6.
я смог…
7.
урок дал мне для
жизни…
11. Итог.
- В заключение хочется прочитать такие строки:
Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты
можешь сделать для своей Родины.
12. Дом. зад. – (слайд 8)
По выбору: придумать
тесты по данной теме.
составить
небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.
упр. 282
Конспект
урока русского языка по теме
“Формообразующие частицы”
проведенного в 7в классе
учителем русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2
Зеленкиной Л. Н.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.