МКОУ
Базарносызганская средняя общеобразовательная школа №1
Урок
русского языка в 7 классе
«Самостоятельные
и служебные части речи.
Предлог
как часть речи»
Разработала Щеголева
Вера Михайловна,
учитель русского языка
и литературы
Базарный
Сызган
2013 г.
Урок
русского языка в 7 классе
«Самостоятельные
и служебные части речи.
Предлог
как часть речи».
Цели: углубить
знания учащихся о самостоятельных и служебных
частях речи;
показать
отличие служебных частей речи от самостоятельных,
служебных частей речи друг от друга;
дать
понятие о предлоге как части речи;
формировать умение определять роль предлога в словосочетании и
предложении;
вырабатывать навык употребления предлогов в словосочетании и
предложении;
развивать речь учащихся;
воспитывать
у учащихся чувство прекрасного;
воспитывать трудолюбие;
знакомить
с народными промыслами.
Оформление:
1)видеофрагмент с иллюстрациями хохломских изделий;
2)доска оформленная (дата, тема, цели урока,
интерактивная гипертекстовая четырёхуровневая
таблица о частях речи, интерактивная таблица
«Призаки служебных и самостоятельных частей
речи», материал для наблюдения).
Ход урока.
№п/п
|
Этапы
урока
|
Дидактич
задача
|
Метод
обуче-ния
|
Содержание
основной деятельности
|
Реальн
резуль-тат
|
1
|
Организа
ционный момент.
|
Подгото вить
учащ-ся к уроку.
|
Словес
ный.
|
Доклад
дежурного о готов-ности, выявление наличия или отсутствия необходи-мого
матери ала.
|
Полная
готов- ность, быстр.
включе
ние в урок.
|
2
|
Актуализация
изучен ных знаний.
|
Подгото
вить учащ-ся к основ- ному этапу.
Развив.
Орфогра фическ. Зоркость воспиты вать чувство прекрасно го, знако- мить с народ-
ными промыс- лами.
|
Словес
ный.
Словес
ный, на- глядн, иллю
стра-
тивый
|
1.Сообщение
учителем целей урока. Выяснение того, что должен узнать учащийся, чему должен
научиться. (Использование доски)
2.Словарный
диктант (выполняется на листочках, которые после написания сдаются). Перед
прове- дением диктанта учащимся предлагается видеофрагмент с иллюстрациями
хохломских изделий. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000632-1000-4ddd-b32f-5d004753d028/i01_24_02.swf
Ассистент
сообщает сведения о Хохломе с использованием выставки (см. приложение).
Хохломская
роспись, опытные живописцы, традиции народа, дере- вянные изделия, золотис-
тый орнамент, цветной орнамент, декоративные тарелки, местный про- мысел,
русские сувениры. (Задание: выделите орфо- граммы №1,2).
|
Чёткое
включе ние в работу. Внима- ние.
Пра-вильн.
выделе- ние ор- фогр. №1,2.
|
3
|
Основной
этап. Усвоение и первич- ное закре пление знаний.
|
Углуб.
знания о самосто- ятельн. и слу- жебных частях речи.
-//-
-//-
Показ.
отличие служебн частей речи от самосто ятельн.
Дать
понятие о предло ге как части речи. Форми- ровать умение определ роль
предлога в предло жении и словосо четании, употреб предлоги в речи.
|
Словес
ный(бе седа), практи ческий
Словес
ный(бе седа).
Словес
ный, на гляд- ный.
Словес
ный.
Словес
ный.
Нагляд
ный, словес ный.
Нагляд
ный, словес ный, практи ческий
Словес
ный, нагляд ный, практи ческий
|
1.Синтаксический
разбор предложения.
От
древних ремёсел Хохлома унаследовала классические формы изделий и чёткие
ритмы орнамента.
2.Анализ
предложения.
-Какие
самостоятельные части речи присутствуют в предложении?
-Каких
нет?
-какие
служебные части речи есть в предложении?
-Какой
части речи нет?
3.Анализ
таблицы.
Таблица
открыва ется. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
-Какие
самостоятельные части речи есть в русском языке?
-Служебные?
4.Анализ
таблицы.
Таблица
открывается.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1b47e00b-4031-4cba-9366-9e0085d3bc3b/%5BRUS7_0-146%5D_%5BIA_002%5D.swf
-Что
характерно для само- стоятельных частей речи?
-Можем
ли мы задать во- прос к служебным частям речи?
-Являются
ли они членами предложения?
-Называют
ли они предме- ты, признаки, действия?
-Следовательно,
чем отли- чаются служебные части речи от самостоятельных?
5.Вывод
(делают сами учащиеся).
6.Анализ
материала на доске.
а)Изделия,
Хохлома, пользо- ваться, большой успех.
Б)на, и,
в, не.
-Слова
каких частей речи использованы в каждой группе?
-Попробуйте
составьте предложения из слов каж- дой группы.
-Могут
ли служебные части речи употребляться в предложении без самостоятельных?
7.Вывод
(делают сами учащиеся).
8.Диктант
с грамматичес- ким заданием: записать текст, подчеркнуть служеб ные части
речи.
Истоки
Хохломы восходят к концу 17 века. Фабрики расположены в сёлах Сёмино,
Новопокровское и Кулигино. Для каждого мастера характерна индивидуальность.
Хохлом- ской умелец никогда не по- вторяет рисунк.
9.Анализ
текста.
-Выпишите
словосочетания с предлогами.
Восходят
к концу
Расположены
в сёлах
Характерна
для мастера
-Укажите
главные слова.
-К чему
относится предлог?
-Для
чего нужен предлог?
10.Самостоятельное
выве- дение правила учащимися.
11.Работа
с книгой.
-Прочитайте
вывод.
-что ещё
вы узнали о пред- логе?
12.Выборочный
диктант: выписать словосочетания с предлогами.
В
современном быту, живут в быту, являются сувенирами, от древних ре- мёсел,
наносится на него, с золотой поверхностью.
13.Мини-сочинение.
Каждому
ученику даётся иллюстрация хохломского изделия.
Задание:
по данной иллюстрации составить не- большой текст. Описать изделие, употребив
в пред- ложении предлоги.
|
Прави-
льный разбор предло- жения.
Прави-
льно назва- ны все части речи.
Пра-
вильн. ответы на во- просы.
Уч-ся
составл. предложения из слов. Делают вывод о невозмо жности употре бления в
пред- ложен. только служеб. частей речи.
Прави
льно на ходят служеб ные части речи.
Правиль
но выпи сывают словосо четания
Уч-ся
находят новое о предло- ге. Пра- вильно выписы вают словосо четания.
|
4
|
Подведе-
ние итогов.
|
Подвес-ти
итоги урока.
|
Словес
ный
|
1.Чтение
сочинений-миниатюр учащимися.
2.Беседа.
-Для
чего нужны предлоги в данных предложениях?
|
Уч-ся
состав- ляют связный текст.
|
5
|
Информа
ция о до- машнем задании.
|
Проин-
форми- ровать о д/з.
|
Словес
ный.
|
|
Запись
д/з в дневник
|
Приложение.
Рассказ об
истории Хохломы.
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые
упоминание об этом селе встречается в документах 16 века. Ещё при Иване Грозном
о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В
17веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троицко-Сергиева
монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время
зародилось в Хохломе производство деревянной золочёной посуды, так как в
документах монастыря упоминаются ковши, ложки. Поставцы, раскрашенные
разноцветными красками и золотом. Не было здесь ни одной деревни, ни одного
дома, где жители всей семьёй не занимались бы каким-либо ремеслом. Больше всего
занимались обработкой дерева. Вся территория края представляла собой как бы
одну разбросанную по сотням деревень мастерскую, где жители, будто бы
сговорившись, разделили между собой все виды деятельности. Жители деревень с
одним и тем же занятием селились рядом, составляя свой цех, свой куст. У каждой
такой группы деревень был центр, куда крестьяне каждую неделю приезжали на
базар сбывать изделия. Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном
употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и
в избе крестьянина.
Требовалась
эта посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в
16 веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и
тысячами штук.
Заметили,
что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду оливой. Возможно, в связи
с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Почему
деревянные изделия называют хохломскими?
Издавна
делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках Новопокровское,
Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, не новопокровской, а
хохломской. И вот почему.
Катят
гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк!-
погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома
сёминские и кулининские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки
по всей земле. Кричат зазывалы на ярмарке:
-Кому
посуда для кашки-окрошки? Чудо-блюдо да чашки-ложки?
-Откуда
посуда?
-К вам
приехала сама золотая Хохлома!
Так и
повелось: хохлома да хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской
зовут. Странное и весёлое слово хохлома! В нём и смех, и восхищение: «Ах», и
восторженное «Ох!» слышатся!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.