-Актуализация
знаний
Сообщение
темы урока, постановка цели
Открытие
нового знания.
1.Работа с
этимологическим словарем
.
2.Работа с
учебником
Выявление
признаков междометия.
3.Знакомство с
определением междометия.
4. Продолжение сказки.
Закрепление
Развитие умений
определять разряды междометий.
Рефлексия
деятельности
Домашнее задание
|
познавательные
УУД: поиск и выделение
необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой
информации из текста.
коммуникативные
УУД: умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
личностные: моральный выбор;
регулятивные
УУД:, планирование,
целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
Познавательные
УУД. Уметь
систематизировать материал, полученный на уроке
Коммуникативные
УУД Уметь
определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника,
формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные
УУД.
Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
.Познавательные
УУД. Уметь ориентироваться в учебнике, в словаре, находить нужную
информацию.
Коммуникативные
УУД.
Уметь
оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать
речь других
познавательные :анализ информации, синтез информации,
познавательная мотивация.
регулятивные:
- соотносить
полученный результат с поставленной целью.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
Учащиеся обобщают
полученные знания, сами формулируют правило(познавательные и регулятивные
УУД)
Личностные:
- оценивать
результат учебной деятельности.
регулятивные:
- соотносить
полученный результат с поставленной целью
Регулятивные
УУД.
Уметь
оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную
работу.
Адекватное
оценивание себя, самооценка (личностные УУД)
|
Послушайте лингвистическую
сказку. По мере прослушивания предлагаю вам сделать схематический рисунок на
листочках, лежащих у вас на парте.
-В далекой стране
на необитаемом острове жило-было Междометие. Оно могло выражать различные
чувства, настроения и побуждения к действию. Но не было у него друзей.
Однажды междометие
решило постранствовать по свету, попытаться найти себе друзей.
Долго, ли коротко
ли оно путешествовало, как вдруг на его пути появился город самостоятельные
части речи.
В нем жили
общительные Существительные, красивые Прилагательные, доброжелательные
Местоимения, важные Числительные, гордые Наречия, строгие Глаголы и их дети –
Причастия и Деепричастия. Им сразу не понравилось Междометие, и они выгнали
его из своего города.
Мало ли, много ли
прошло, перед междометием появился новый город Служебные части речи.
И здесь с ним
никто не согласился дружить: ни союзы, ни частицы, ни предлоги. Заплакало
Междометие и подумало, что уже никогда не найдет друзей.
И вдруг, откуда ни
возьмись, появился прекрасный замок. Только Междометие хотело войти в него,
как перед ним возник трехглавый Змей Горыныч.
- Ах, пустите,
меня в замок, -попросило Междометие.
- В наш замок
никто не войдет, пока не докажет, что является Междометием, сказала первая
огнедышащая голова змея Горыныча.
_- Сначала отгадай
загадки, ответь на 3 вопроса,- прошипела вторая голова змея.
- Ой, говорите
ваши загадки, -ответило Междометие.
- Назовите
междометие, образованное от существительного.
- Батюшки!
Матушки!- воскликнуло Междометие.
- - А теперь скажи
слово, образованное от глагола.
- Баю-баюшки-баю!
Это слово образовано от глагола «баять, говорить», -ответило Междометие.
- А какие
междометия образованы от местоимений и наречий?
- Ну что вы!
Полно!- ответило Междометие.
- Молодец! Все
правильно1 Добро пожаловать в наш замок!- воскликнул змей Горыныч.
Междометие вошло в
замок и нашло много друзей. С тех пор стало оно жить-поживать и новые
междометия к
себе в гости
приглашать.
-Ребята, посмотрите
на рисунки друг друга?
- Скажите, кто является
главным героем сказки? Каким характером он обладает? Как об этом говорится
в тексте сказки? (Оно могло выражать различные чувства, настроения и
побуждения к действию).
-Почему Междометию
выпала такая незавидная участь?
-Почему оно так
долго не могло найти себе пристанище?
(Потому что это
особая часть речи).
- А как бы вы
назвали тему сегодняшнего урока?
-Сегодня мы
переходим к изучению особой части речи, которая называется «Междометие».
Запишите тему урока в тетради.
-Как
вы думаете, а какова цель нашего урока?
-На
какие вопросы нам предстоит ответить?
-
Сегодня мы познакомимся с междометием как частью речи, его назначением в
языке, происхождением, его грамматическими признаками, поучимся находить
междометия в тексте.
-
Итак, ребята, давайте попытаемся понять, а что же означает слово междометие,
для этого выполним его морфемный разбор.
-Из
каких двух корней состоит слово междометие?( Межд и мет).
-Вспомните
сказку, какие отношения у Междометия сложились с Самостоятельными и Служебными
частями речи? Какой однокоренной глагол можно придумать к корню мет. Что
делало Междометие, когда скиталось между частями речи? Оно металось.
Сделайте вывод: что может означать слово Междометие?
Откройте
этимологические словари. Сопоставьте свои ответы с определением в словаре.
МЕЖДОМЕТИЕ. Словообразоват. калька лат. interjectio "междометие" (inter — между, ject — мет, брос, io— ие).
Исходное междуметие > междометие под влиянием слов с соединительной
гласной о/е, ср.кровопролитие < кровипролитие, землетрясение < землитрясение и т. д. См. между, метать.Междуметия буквально — "слова, бросаемые
между другими (полнозначными) словами".
Какой
мы можем сделать вывод?
Можно
ли отнести междометие к самостоятельным и служебным частям речи?
А
теперь давайте вспомним, какие вопросы задал Змей Горыныч Междометию?
-
Какой мы можем сделать вывод?
Междометие
может образовываться от глаголов, существительных, наречий и местоимений.
А
теперь давайте понаблюдаем над материалами учебника.
Упр.433.(с
258)
-Определите
значение выделенных слов.
-
Можете ли вы истолковать эти значения? Как вы думаете, почему это трудно
сделать?
-
Как бы вы определили значение выделенных слов: лексическое, морфологическое,
синтаксическое, грамматическое?
-
попробуйте сформулировать , каково грамматическое значение междометий.
А
теперь , давайте обратимся к теоретическому материалу учебника. Стр. 259
Самостоятельно
прочитайте правило и продолжите сказку: кого к себе в гости приглашает
Междометие.
Изобразите
на своем рисунке 3 делегации друзей, которые прибыли в замок к Междометию.
-Итак,
какие делегации вы изобразили?
-
Чем они отличаются друг от друга?
(междометия,
выражающие чувства, побуждение к действию и общепринятые формы приветствия)
-
Ребята, скажите, а для чего вы должны знать три типа междометий?
-
Чтобы лучше различать эмоции человека, уметь находить междометия в тексте,
определять их тип по значению.
-Вот
этим мы сейчас и займемся.
Предлагаю
выполнить упражнение 435 в форме соревнования по рядам.
-Первый
ряд выписывает на доску междометия первого типа, второй ряд –второго и
третий- третьего.
-А
теперь давайте проверим работу друг друга.
-
Ребята, обратите еще раз внимание на упражнение433, к которому мы обращались
в начале урока. В какой форме составлен его текст? ( в форме диалога). Давайте
вспомним, что такое диалог и правила его оформления на письме.
-А
теперь следующее задание для вас .
Ваша
задача – с соседом по парте составить небольшой диалог, каждая реплика
которого будет начинаться с междометия.
-Давайте
послушаем, что у вас получилось. (Выборочная проверка)
-Чей
диалог вам показался интереснее, почему?
-
А теперь пришло время подвести итог нашего урока.
- Какова
была цель нашего урока?
- Достигли
ли вы цели? Докажите.
- Оцените
свою работу на уроке.
- Какая работа на уроке вам
показалась более успешной?
А сейчас предлагаю дать оценку своей
работе, нарисовав смайлик на кружочке, который лежит у вас на парте. А также
напишите на смайлике одно междометие, которое соответствует вашему
эмоциональному состоянию.
- Я хочу сегодня сказать
вам «спасибо» за работу и дать задание узнать, является ли слово «спасибо»
междометием.
-
|
На основе прослушивания лингвистической сказки
составляют схематический рисунок.
Сопоставляют
рисунки.
Отвечают на вопросы по содержанию сказки.
Отвечают на проблемный вопрос.
Слушают
учителя, перерабатывают информацию, определяют тему урока и цель учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Выполняют морфемный
разбор слова,
Пытаются определить
семантику слова междометие.
Работают с
этимологическими словарями
Отвечают на
вопросы, сопоставляют, делают выводы.
Работа с
теоретическим материалом учебника
Выполняют
упражнение для наблюдения. Выявляют признаки междометия.
Самостоятельно
формулируют правило.
Самостоятельно
изучают теоретический материал учебника.
На основе
полученных знаний выполняют работу с рисунком, продолжают сказку.
Выполняют
упражнение в форме соревнования по рядам.
Вспоминают, что такое диалог, правила его оформления
на письме.
Составляют диалог с соседом по парте.
Оценивают работу друг друга.
Работа по алгоритму
с целью сделать выводы по данному этапу урока.
соотнести свои
мысли с точкой зрения одноклассника
Дети рисуют
смайлики с междометиями, отражающие их эмоциональное состояние.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.