Урок русского языка в 7
классе по теме:
«Модальные частицы».
Тип урока: урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.
Оборудование урока: интерактивная доска,
раздаточный дидактический материал (карточки).
Цель урока: углубить знания учащихся о
частицах и познакомить с новым понятием «модальные частицы».
Задачи:
-обучающие:
1.Показать
многообразие значений модальных частиц.
2.Формировать
умение выделять модальные частицы среди других частей речи.
3. Формировать
умение употреблять модальные частицы в речи.
-развивающие:
1. Развивать
познавательный интерес.
2. Развивать
умение анализировать и делать выводы.
3. Развивать
творческое мышление.
-воспитательная:
1. Воспитывать
дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учёбе, аккуратность.
Ход урока
I. Приветствие. Сообщение темы и задач урока.
Здравствуйте, ребята и уважаемые
присутствующие на нашем уроке!
Сегодня мы продолжим изучение служебных частей речи, а именно частиц,
и познакомимся с новым разрядом – модальные частицы. Но сначала повторим
материал, который изучали на предыдущих уроках.
II. Повторение. Подготовка к изучению
нового материала - 3 мин.
Организуется беседа на основе вопросов:
1. Чем отличаются
самостоятельные части речи от служебных?
2. Какие служебные части речи вы
знаете?
3. Что такое частица?
- На какие разряды делятся частицы?
III.Изучение нового материала - 13 мин.
Изучение
нового материала осуществляется с помощью наблюдений над предложениями.
1. Уже утро. – Неужели уже утро?
2. Чудесное утро. – Что за чудесное
утро!
3. Наступило утро. – Вот и утро
наступило.
4. Вернусь утром. – Вернусь только
утром.
Учитель задаёт вопросы:
1.Сравните предложения. Что между ними общего? Чем они
отличаются?
2. Почему
изменился смысл предложений?
Учитель:
слова, благодаря которым изменился смысл предложений, и есть модальные, или
смысловые, частицы. Они вносят в предложение различные оттенки значения. Все
они представлены в таблице. Давайте её внимательно рассмотрим.
(Работа
с таблицей)
Затем в специальных тетрадях для правил ученики под диктовку учителя
записывают определение «модальные (смысловые) частицы» и заполняют таблицу.
IV.
Осмысление полученных
знаний и применение их на практике.
(Раздаются карточки с
заданиями, которые также проецируются на экран).
1. Пользуясь таблицей, выпишите из предложений модальные частицы,
укажите их значение – 5 мин.
1. Как волка ни корми, он всё в
лес смотрит.
2. Что за уха! Да как жирна!
3. Слона-то я и не приметил!
4. Теперь ли нам дремать в покое?
5. Вот какой рассеянный с улицы
Бассейной!
6. И на озёрах та же синева.
7. Огни горят лишь на мосту.
8. Теперь едва ли мы успеем!
Учитель: проверим, справились ли вы с заданием.
(Учитель
называет правильные ответы, демонстрируется слайд)
2. «Третий лишний». Найдите в каждой строчке лишнюю частицу и
составьте с ней предложение – 6 мин.
1. Разве, неужели, как.
2. Даже, же, ли.
3. Вот, вон, вряд ли.
4. Именно, пусть, бы.
5. Почти, всё-таки, только.
По ходу работы верные ответы озвучиваются и комментируются учениками.
Затем они самостоятельно составляют предложения. После выполнения задания 2
ученика зачитывают свои предложения.
3.Творческое задание. Включите в некоторые предложения текста
подходящие по смыслу частицы - 8 мин.
Хорошо вспомнить зимние каникулы. Прекрасное время. Много
приятных картин всплывает в памяти. Новогодняя ёлка. Она красива в праздничном
убранстве. Дети и взрослые рады Новому году. Впереди много
интересного.
Несколько учеников
зачитывают свои рассказы.
V.Подведение итогов урока - 5 мин.
Учитель: наш урок подходит к
концу, и нам остаётся убедиться, что вы хорошо усвоили новую тему.
1. Какую роль
играют модальные частицы в нашей речи?
2. Какие значения
имеют модальные частицы?
3. Приведите
примеры предложений с модальными частицами.
Заранее
подготовленный ученик наизусть читает стихотворение.
Учитель объявляет оценки и кратко
их комментирует.
VI. Постановка домашнего
задания
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.