Конспект
урока по русскому языку в 7 классе по теме : Повторение темы
"Деепричастие"(с применением элементов сингапурской методики).
Цели
урока:
1)образовательная:
систематизировать, закрепить полученные знания о деепричастии, отработать
умение находить деепричастия, деепричастный оборот в тексте;
2)
развивать коммуникативные умения учащихся; навык работы в паре, команде;
3)воспитывать
у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику , бережное отношение к
природе.
Тип урока:
повторительно-обобщающий.
Оборудование:
проектор, карточки.
Ход урока.
1.
Орг.момент. Вступительное слово учителя. Целевая установка.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете.(Е. Шевелёва)
–
Здравствуйте. Присаживайтесь. Ребята, сегодня мы подошли к заключительному
этапу работы над одной из труднейших тем по русскому языку
"Деепричастие". Нам с вами предстоит обобщить, систематизировать
знания по данной теме.
Запишите число, тему урока. Ребята, на
уроке можно пользоваться моделью Фрейер.
2.Актуализация опорных знаний.
--Проверка дом. задания. Начнём
повторение с проверки дом. задания. Вам нужно было заполнить "слепую
таблицу".Проверим , как вы заполнили таблицу?
Ребята, у всех так заполнена таблица?
Молодцы!
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
|
глагол
|
?
|
Член предложения
|
Обособляется
|
1. ?
|
Не изменяется
|
?
|
?
|
2. ?
|
3
?
|
сов.
|
несов.
|
Расскажет нам по таблице о
деепричастии ................(Спасибо, молодец!)
--Дома вы должны были составить вопросы по
теме "Деепричастие. "Проведём КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД.(опроси-опроси-поменяйся
листочками).Проверьте, пожалуйста, нет ли одинаковых вопросов? Встаньте,
задвиньте стульчики, поднимите руку, найдите ближайшую пару. Опросите,
поблагодарите.
---Спасибо, садитесь. Молодцы, с теорией
вы справились, перейдём к практическим заданиям.
3.Формирование ЗУН.
----Ребята, на столах перед вами лежат
карточки. Найдите задание № 1и прочитайте.
Из записанных слов найти и выписать в
тетрадь "3лишнее".
1) Переписать, читая, прочитанный.
2) Нарисовать, нарисованный, нарисовав.
3) Переделывая, переделка,
переделать.
4) Невзлюбил, негодуя, ненастье.
Проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН.(подумай-запиши-обсуди
в команде)
участник № 1-прорабатывает 1 группу слов,
участник №2- 2 группу слов, участник № 3 -3 гр.слов, участник 3 4- 4 группу
слов. Обсуждают в команде.
Теперь проверим, как вы выполнили задание.
Отвечает участник № 1 с первого стола. Все согласны? участник №2 со 2 стола,
участник № 3 с 3 стола, участник № 4 с 4 стола. Спасибо, садитесь.
----Перейдём к 2
заданию."Конструктор". Проведём ТИК-ТЭК-ТОУ.
Составьте словосочетания, используя 3
слова, расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали, диагонали.
Обсудите в команде, наиболее удачные запишите в тетради.
1)Открыв, закрытое, открыть.
2)Переписать, рисуя, пролетевший.
3)Ненависть, невзлюбил, недоумевая.
Проверка: уч.№3 стол 2 читает СС своего
стола, уч.№ 4 стол 1,уч.№2 стол4,уч.№1 стол3.
----Следующее задание- словообразовательная
работа.
Проведём РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.
Работаете на листочках ( один листок на
двоих) поочерёдно записываете свои ответы.
Участники № 1,2.
Из данных глаголов образовать деепричастия
несовершенного вида: распол...гают, зам..рают, к..саются, балуются.
Участники № 3, 4
Из данных глаголов образовать
деепричастия совершенного вида: к..снуться, распол..жить, зам..реть,
баловаться.
Проверка: уч.№ 3 со всех столов встали,
поочерёдно читаете, объясняете.
Уч.№ 2 встали... Спасибо, молодцы.
Вывод:
от глаголов сов. вида образуются деепричастия сов.вида с помощью суффиксов
В,ВШИ,ШИ.
от глаголов несов. вида образуются
деепричастия несов.вида с помощью суффиксов А,Я.
----МИКС-ФРИЗ-ГРУПП(под музыку).Встали,
задвинули стульчики. Танцуем.
-Признаки скольких частей речи совмещены в
деепричастии?(2).......объясни.
-Сколько второстепенных членов
предложения?(3)
-Сколько вопросов у деепричастия?(2)
-Сколько звуков в слове юла?(4)...объясни.
Спасибо, садитесь.
---- Повторим написание НЕ с
деепричастиями. Можете пользоваться моделью Фрейер.
Используем СИМАЛТИНИУС-РЕЛЛИ-ТЕЙБЛ.
Работаем в тетрадях. Переписать раскрывая
скобки.
(Не)видя, (не)думая, (не)доумевая,
(не)замечая, (не)поднимая, (не)чувствуя, (не)не)узнаешь, (не)навидя,
(не)умолкая, (не)взлюбив.
Закончили? Обменялись тетрадками, проведём
взаимопроверку(по слайду) оцениваете.
"5"- всё
правильно."4"-2 ошибки, "3"-3-5 ошибок.
Вывод: не с Д. пишется раздельно. Если не
употребляется без не- то слитно.
--- Работа с поэтическим текстом.
Ребята, сейчас Гульназ прочитает нам
стихотворение Виктора Суходольского "Выброшенная ёлка", а вы должны
определить его основную мысль.
Выброшенная
елка
1.Смежив
реснички-иглы на морозе,
Она, раздетая, лежала во дворе,
И капельки росы, как будто слезы,
Блестели на ее изодранной коре.
2.А мимо
дети с шумом пробегали,
И в снежный вихрь вплетался громкий смех,
Совсем не замечали под ногами
Виновницу их праздничных утех.
3.Когда ж
метель, подворья засыпая,
За ветром вслед умчалась прочь,
Лишь елочка, в сугробе засыпая,
Все помнила рождественскую ночь.
4.Как,
позабыв родимую поляну,
Сверкая вся в нарядах расписных,
Она кружилась с детворой румяной,
И радуя и радуясь за них.
5.Но
праздник кончен. Сняты все игрушки,
И выброшена елка в школьный сад.
В тайге о ней подружки на опушке
Счастливая!- наверно, говорят.
6.Не зная,
что она по воле взрослых
Застыла тихо возле детских троп…
Лишь месяц, побледнев, рассыпал звезды,
Как горсть цветов на горестный сугроб.
7.Да,
стало страшно мне и стыдно до озноба
За черствую беспечность детворы,
Что каждый год для их забавы гробим
Под стать им юные, прекрасные боры… Спасибо, Гульназ.
-Какова
основная мысль стихотворения?( боль автора за срубленные ёлки, которые так
недолго украшали праздник, а теперь выброшены на улицу)
-Прочитайте
строчки, в которых автор выражает свою боль, тревогу за судьбу новогодних
ёлок.(последняя строфа)
-Определите
тему стихотворения (тема выброшенной после праздников ёлки совпадает с
названием стихотворения).
-Найдите
в первой строфе дееприч.оборот, объясните знаки препинания.(смежив
реснички-иглы на морозе).
-Работаем
с 3 строфой стихотворения. Находим д.о..-В каком значении 1 д.(сыпать).
-В
каком значении 2 д.(спать)
-Как
называются слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по значению?(омонимы)
-Найдите
в 6 строфе д.,произведите устно морфологический разбор.
(Не)
зная -деепричастие.
1.Застыла
(что делая?)- не зная
2.Морфол.признаки:
неизмен. форма, несов.вида.
3.Застыла
(что делая) не зная (обстоят.)
Словесное
рисование.
Ребята,
какую картину вы представили , слушая стихотворение?(ёлку в лесу, на празднике,
на свалке)
По
статистике ежегодно перед новым годом в России вырубается свыше миллиона ёлок. А
вместо живой красавицы какую ёлку можно поставить?(искусственную). Она и
прослужит не один год, и леса не будут страдать от ежегодной вырубки молодых
ёлочек.
Д./з.
Наверняка, у каждого из вас дома стояла ёлка на новогодний праздник. Что же
случилось с ней потом? Дома выполните творческую работу на тему "Что стало
с ёлкой?" Жанр определите сами: сказка, рассказ, стихотворение.
Итог урока:
-О какой части речи говорили на уроке?
-Что вспомнили, повторили?
-Какие были трудности?(запишите на
стикерах)и при выходе прикрепите на парковке.
-Тетради сдайте, я проверю ваши письменные
задания и ,учитывая устные ответы, поставлю оценки в журнал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.