7 № 28 Урок –
обобщение по теме «Причастие»
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Причастие», закрепить
умение находить причастия, образовывать их, определять разряд и морфологические
признаки, продолжать учить использованию причастий в речи;
Способствовать
развитию памяти, критического мышления, речи, внимания;
Способствовать
воспитанию коммуникативных навыков, толерантности.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению я напоминаю,
(о чём загадка?) о причастии
- Актуализация
опорных знаний.
Опросник для самодиагностики (Формирующее оценивание)
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в
следующих ситуациях?
|
Очень уверенно
|
Уверенно
|
Неуверенно
|
1. Я могу объяснить, что такое причастие.
|
|
|
|
2. Я могу найти причастие в тексте.
|
|
|
|
3. Я умею различать действительные и
страдательные причастия.
|
|
|
|
4. Я умею образовывать причастия.
|
|
|
|
5. Я могу найти в предложении причастный
оборот.
|
|
|
|
6. Я умею составлять предложения с
причастиями.
|
|
|
|
Исходя из ваших
ответов, определите каждый для себя цель сегодняшнего урока. Что бы вы хотели
вспомнить? Чему научиться?
Заслушать
нескольких учеников.
Давайте вспомним,
какое определение причастию дается в нашем учебнике. (Особая форма глагола).
Однако не все ученые разделяют эту точку зрения, многие считают, что причастие
– это самостоятельная часть речи.
Групповая работа.
Фишбоун. Или схема.
Докажите, что П –
это самостоятельная часть речи или особая форма глагола. ( на усмотрение
группы) 5 минут.
На столах -
подсказки.
Самостоятельная
часть речи выделяется по трём признакам:
·
грамматическое значение
·
набор морфологических признаков
·
синтаксическая роль в
предложении
Интерпретация 1: причастие и деепричастие – это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий – это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия: возводящий, возводивший, возводимый и деепричастия: возводя – это только разные формы одного слова возводить.
Интерпретация 2: причастие и деепричастие – самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий – это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия возводящий, возводивший,
возводимый и деепричастие возводя - разные слова, относящиеся к разным частям речи.
Выступление команд.
3-5 минут. За убедительные аргументы – смайлик команде
Запишите в тетради
вывод, который сделала ваша команда.
2) Каждая команда
получает карточку с заданием, выполняют вместе в течение 5 минут.
1. Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.
Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3. У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? ( два)
5.
Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие
«разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.
Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
8. Какие
причастия могут быть краткими? (страдательные)
9.
Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
10. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
11.
Как определить окончание причастия? (по вопросу)
12.
Как найти причастный оборот? В каких случаях он обособляется?
13.
Как определить написание гласной перед суффиксом причастия?
14.
н, нн в причастиях
Поменялись
карточками по часовой стрелке.
Взаимопроверка по
доске. (Смайлики командам)
Цифровой диктант
(индивидуальное задание)
1 – действительное
причастие; 2- страдательное.
Несший, растаявший, огороженный,
забытый, остановившийся, стихающий, торопившийся, разгаданный, умывающийся,
пойманная, разобранный, пролиставший, оберегаемая, лечащий, согретые,
увиденные, проснувшийся, блистающий.
Взаимопроверка в парах.
1, 1, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1, 1.
Запишите кол-во правильных ответов карандашом.
А сейчас попробуем
использовать изобразительные возможности причастий и причастных оборотов и
художественно описать картину осени. Используем для этого картину русского
художника Исаака Левитана.
- Выберите для себя
тот вид работы, с которым вы справитесь в течение 10 минут.
1 уровень. Составить
словосочетания с причастиями и причастными оборотами (не менее 5-6)
2 уровень. Составить
3-4 предложения с причастиями и причастными оборотами.
3 уровень.
Сочинение-миниатюра художественного стиля с причастиями и причастными оборотами
( не менее 5-6 предложений).
1.
Чтение
2-3 работ в классе.
Этап информации о Д\З
Составить 5-7 тестовых
вопросов по теме. (Формирующее оценивание)
Этап рефлексии
Вернитесь к листам
самодиагностики, внесите необходимые изменения. Смогли ли вы добиться
поставленных целей?
Телеграмма - короткое сообщение, переданное по
телеграфу.
Каждый из вас в тетради пишет свою
телеграмму о сегодняшнем уроке, рассказывая кратко самое важное.
Заслушиваем 2-3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.