Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы"

Скачать материал

Разработка урока по теме: «Жаргонизмы».

 

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-практикум.

Задачи урока:

          1. Познавательные: познакомить учащихся с таким типом лексики, как жаргонизмы; определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; уметь определять уместность/неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:  мультимедийная аппаратура, тестовые задания.

 

Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-

ный этап.

 

 

 

II.Повторение пройденного.

1.Фронтальная беседа.

 

 

 

2.Выполнение тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Объяснение нового.

1.Коммуника-

тивная атака

 

 

 

 

2.Слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Закрепление.

1.Работа с учебником.

 

2.Лексическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Составление словаря жаргонизмов.

 

 

4.Просмотр второго эпизода фильма «Джентльмены удачи».

 

 

 

5.Работа с учебником.

 

 

V. Подведение итогов урока.

 

 

 

 VI. Задание на дом.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради и запишите число и «Классная работа».

 

 

- Какие слова русского языка называются общеупотребительными? С какими группами необщеупотребительных слов мы уже познакомились? Что такое профессионализмы? Диалектизмы?

 

- Выполните тестовые задания.

I вариант

1.     В каком словосочетании есть профессионализм?

1)    лисий след;

2)    кухонный нож;

3)    корабельный кок;

4)    морская вода.

2.     В каком предложении есть диалектизм?

1)    В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

2)    По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

3)    Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

4)    В марте в лесу появились первые проталины.

II вариант

1.     В каком словосочетании есть профессионализм?

1)    орфоэпические нормы;

2)    сладкое печенье;

3)    заячьи следы;

4)    гранитная набережная.

2.     В каком предложении есть диалектизм?

1)    Особенно хорошо клюет рыба на утренней зорьке.

2)    Переходить улицу на красный свет строго запрещено.

3)    На негативе фотографии трудно узнать даже себя.

4)    Одет он был в теплую шубу, на ногах – пимы.

 

- Предлагаю вам, ребята, посмотреть отрывок из известного фильма «Джентльмены удачи».

- Как вы думаете, зачем заведующий детским садом учит неизвестные ему слова? В какой ситуации это происходит?

 

- В русском языке есть еще одна группа необщеупотребительных слов, они называются жаргонизмами. Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Вот почему, чтобы казаться своим в криминальной среде, герой фильма и учит жаргонные слова. Жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется. И в качестве эпиграфа к нашему уроку запишем высказывание К.И.Чуковского: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

 

- Выполним  упр.76 учебника.

 

 

 

1.     - Прочитайте отрывок студенческого доклада, посвященного эпизоду истории древнего Вавилона. Постарайтесь перевести его на литературный язык, объяснив значение жаргонизмов. Выпишите 5-6 примеров жаргонизмов, в скобках укажите их значение.

Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин.

 

- Ребята, а часто ли вы употребляете в своей речи жаргонизмы? Запишите 10-12 наиболее употребительных вами слов и их литературный перевод.

 

- Скажите, ребята, почему герой фильма заставляет своих друзей учить литературные слова? Почему большинство взрослых людей не употребляют жаргонизмы, хотя некоторые из них являются очень выразительными?

 

2.     – А сейчас, ребята, выполним упр. 79.

 

 

- С какой группой слов вы познакомились сегодня на уроке? Кто чаще всего употребляет жаргонизмы в речи? Следует ли это приветствовать?

 

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что я думаю о жаргонизмах?»

 

Учащиеся приветствуют учителя, делают записи в тетрадях.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют тестовые задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся смотрят отрывок из фильма, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

Учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик выполняет упражнение у доски.

 

Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно, затем задание проверяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся приводят примеры слов из молодежного сленга.

 

 

Учащиеся делают вывод: жаргонизмы засоряют речь, свидетельствуют о невысокой культуре человека.

 

 

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответа

 

Вариант

1

2

I

3)

2)

II

1)

4)


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 6 классе по теме "Жаргонизмы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-практикум.

Задачи урока:

          1. Познавательные: познакомить учащихся с таким типом лексики, как жаргонизмы; определить роль и значение жаргонизмов в речи современного человека; уметь определять уместность/неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи.

2. Развивающие: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся через различные способы деятельности; развивать способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты.

3. Воспитательные: создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;  воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 410
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 738
    • DOCX 25.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусева Лидия Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусева Лидия Станиславовна
    Гусева Лидия Станиславовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 56411
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 210 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 454 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек