Урок
русского языка в 5 классе
«Синтаксический
разбор сложного предложения»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить
обучающихся с порядком синтаксического разбора сложного предложения; развивать
навыки анализа текста, исследовательской работы; формировать познавательную
активность.
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, добывать
информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности,
высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную
монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся узнают порядок
синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения, научатся объяснять
языковые явления.
Метапредметные:
Познавательные УУД-
самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного
поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы
смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы;
строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные
- формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность
действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным
эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают
оценку учителя.
Коммуникативные -
учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы,
умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные
- дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы
собственного знания и незнания.
Этапы
урока
|
Ход урока
|
Формирование
УУД и технология оценивания
|
1.Проверка
домашнего
задания
|
Упр.240
2 чел. у
доски:
Чтение
предложений, составленных по схемам.
Вопросы
классу
или игра «Золотая рыбка», когда вопросы написаны на рыбках:
-что
изучает синтаксис?
-что
изучает пунктуация?
-что
такое предложение?
-какими
бывают предложения по количеству грамматических основ? Приведите примеры
таких предложений.
-на
какие группы по средствам связи делятся сложные предложения?
|
Умение конструировать
простые и сложные предложения, выделять в них грамматическую основу,
расставлять и объяснять знаки препинания
|
2.Оргмомент.
Мотивация
|
Учитель:
Ребята!
Запишите число, классная работа.
Сегодня
мы вновь окунемся в прекрасный и удивительный мир русского языка. И начать
наш урок я предлагаю со словарного диктанта. А для чего мы пишем такие
диктанты? Итак, начнем:
Строгое жюри,
тяжелый рюкзак, хоккейный матч, огромный парашют, встретиться на вокзале,
слышится отовсюду, повернуть налево, современный компьютер, беседовать со
спортсменом, интересная брошюра.
-выделить
орфограммы.
-обменяться
тетрадями, выставить и объяснить оценки друг другу (свериться с записями на
доске)
|
Личностные
результаты:
1.интерес
к изучению русского языка.
2.Достаточный
объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
|
3.Пробное
действие
|
Учитель
Что
собой представляли слова, записанные вами в качестве словарного диктанта? Что
это? (словосочетания).
Чем они
отличаются от предложения? Какие предложения вы уже изучили на прошедших
уроках? Как будет звучать тема, последняя в изучении сложного предложения?
Посмотрите
на слайд. Всё верно.
Запишите
тему
«Синтаксический разбор сложного предложения»
Предположите,
о чем пойдет речь
(выслушать
ответы ребят)
|
Познавательные
УУД
1.Анализировать,
сравнивать, группировать
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
|
4.Формулирование
цели и постановка проблемного вопроса урока
|
Учитель:
Попробуем с вами определить цели.
-Сформулируйте
вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте
план урока.
|
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
2.
Определять цель урока
3.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
|
5.Открытие
нового знания
|
1. С
разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором
простого предложения)
-Как вы
думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?
-Сверимся
с материалами учебника.
2.Самостоятельное
наблюдение на стр.111-112, п.47
Сделайте
выводы.
3. Что
нового вы узнали по теме урока?
4.Что
показалось сложным, непонятным?
5.А как
связаны синтаксический и пунктуационный разборы?
6.Запишите
план разбора в тетрадь те, кому это необходимо. Остальные в это время
повторяют и составляют схемы БСП, ССП,СПП.
|
Познавательные
УУД
1.Выделять
главное
2.Анализировать,
сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться
разными видами чтения
|
6.Развитие
учебно-языковых и речевых умений
|
1. Запись
предложений под диктовку (4 чел.), синтаксический разбор:
Жил
отважный капитан, он объездил много стран.
Мы
пришли в этот мир, чтобы жить.
Стада
шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.
Кто-то
стучит в дверь.
-выделить
орфограммы, объяснить постановку знаков препинания,
-дать
хар-ку, составить схемы.
-сравнить
синтаксический разбор простого и сложного предложения
2.Анализ
текста (упр.243)
-основная
мысль текста
-какие
типы текстов соединены в данном тексте?
-назвать
глаголы движения
-1 чел.-
морфемный разбор слова у доски
-пунктуационный
разбор предложений (по выбору учителя)
3. Самостоятельная
работа
Схематический
диктант (записать схемы предложений):
1.Подскажи
мне отгадку.2.Утром проснулся Иван, а ковер уж готов. 3.Наступила осень,
птицы готовятся к отлету. 4.Подъехала карета, и вышла из нее Василиса
Премудрая.5.Ученые считают, что вскоре наступит всемирное потепление.
4.
Работа в парах. Взаимопроверка схематического диктанта. Самооценка
5. Дать
характеристику предложениям по схемам.
|
Регулятивные
УУД
1.Искать
пути решения проблемы
2.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные
УУД
1.Слушать
других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
|
7.Итоги.
Рефлексия
|
Устный
рассказ (Что вы узнали о синтаксическом разборе сложного предложения? Ответили
ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
|
Коммуникативные
УУД
1.Строить
связное монологическое высказывание
Регулятивные
УУД
Соотнести
цели и результаты своей деятельности
|
8.Домашнее
задание
|
П. 47,
упр.244 или выписать из учебника литературы 5 сложных предложений, произвести
их синтаксический разбор
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.