Я
аттестуюсь
Урок
русского языка в 5 классе по теме:
«Буквы
Е-И в корнях с чередованием».
(урок
проводится в марте)
Разработка
учителя русского языка и литературы
Лихтанской
Татьяны Евгеньевны
(Донецкая
область город Торез гимназия общественно-гуманитарного профиля)
Тема.
Буквы Е-И в корнях с чередованием.
Цель:
развивать логическое мышление, творческие способности, навыки самоконтроля, повышать
речевую активность школьников;
обобщить изученный
материал по составу слова, ознакомить с условиями правописания букв Е-И в
корнях с чередованием, формировать практические умения и навыки выбора гласной;
воспитывать
интерес к слову, к изучению русского языка, прививать эстетический вкус.
Оборудование:
учебник (стр. 160), раздаточный материал (задания для работы в группах,
«Правило ослика ИА», диктант «Парус»), компьютерная презентация.
Тип
урока: изучение нового материала.
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная,
групповая, индивидуальная.
Ход
урока.
I.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Здравствуйте,
ребята. Поприветствуем гостей урока словами доброе
утро. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку мне. Улыбка – залог
приятного общения. Слайд 1. Улыбка дарит
хорошее настроение и вдохновение в работе. Пусть улыбка
станет символом сегодняшнего урока и поведет нас по дороге знаний. Надеюсь на
ваше трудолюбие и желаю удачи!
II.
Мотивация учебной деятельности.
1.
Сегодня ваша работа на уроке вы будете получать не только оценки. Наиболее
активные из вас получат самый голосистый знак препинания. Как вы думаете,
какой? Восклицательный знак. Этот знак
препинания прибавит 1 балл к вашей оценке.
2.
Чтобы построить дом, нужны кирпичи. А чтобы построить слово, нужны морфемы. Каждая морфема – это отдельная квартира в
доме, а каждая буква в морфеме – жилец. Одни жильцы живут в своих квартирах постоянно,
а другие могут въезжать и выезжать.
Разгадайте ребус и
продолжите мое предложение. Слайд 2.
Так
происходит … чередование.
Запишите тему
урока. Слайд 3.
Определите цели
урока. (по щелчку)
Мы должны узнать… (о
правописании корней с чередующимися гласными Е-И).
Мы должны
научиться …(правильно выбирать гласную в корне).
III.
Актуализация опорных знаний.
1.
Индивидуальная работа. Проверка домашнего
задания.
2.
Это мы проходили. Игра «Паровозик». Слайд 4.
Старт.
Минимальная
значимая часть слова – это …
Морфема.
Общая
часть родственных слов, в которой заключается значение слова – это ...
Корень.
Значимая
часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это
…
Приставка.
Значимая
часть слова, которая стоит после корнем и служит для образования новых слов –
это …
Суффикс.
Часть
слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова – это
…
Окончание.
Окончание,
которое не имеет своего буквенного и звукового выражения называется…
Нулевым
окончанием.
Часть
слова без окончания называется …
Основой
слова.
Замена
одного звука другим называется…
Чередованием.
Финиш.
3.
Отчет о проверке домашнего задания.
4.
Игра «Превращение».
Комментарий.
В процессе ответов на слайдах появляются иллюстрации к словам и слова с
выделенными морфемами.
Превратите
большой дом в маленький, назовите морфему, которая помогла вам это сделать. (дом – домик) – слайд 5.
Превратите
порядок в хаос, назовите морфему, которая помогла вам это сделать. (порядок - беспорядок) – слайд 6.
Превратите
снег в цветок, назовите морфемы, которые помогли вам это сделать. (снег - подснежник) – слайд 7.
Назовите
слово с чередованием. (Снег – подснежник).
IV.
Работа над темой урока.
В
корне слова может происходить чередование не только согласных, но и гласных
звуков.
1.
Наблюдение над языковым материалом. Слайд 8.
Соберу
– собирать
Запереть
– запирать
Стереть
– стирать
Замереть
– замирать
Расстелить
– расстилать
·
Запишите слова.
·
Выделите корни.
·
Подчеркните чередующиеся
гласные.
2. Театр на уроке. Решение проблемной ситуации.
Как мы видим, в корне может писаться буква е, а может и буква и.
разобраться в том, какую букву писать, помогут наши актеры.
Комментарий. Заранее
готовится группа учеников. Один ученик читает стихотворение. Остальные –
инсценируют по ходу чтения. Три учащихся – буквы Е, И, А. Два учащихся – корни.
Жили-были
две подружки,
Симпатичные
вполне,
Две
подружки-побегушки,
Буква
И и буква Е.
Жили
мирно, не ругались,
Меж
собой чередовались.
Скажет
буква Е едва:
-
Здесь за корнем суффикс А!
И
без лишней кутерьмы
Примет
корень букву И.
Если
суффикс где-то бродит,
В
корне место Е находит.
До
сих пор живут согласно
Чередующиеся
гласные.
·
Сформулируйте правило правописания букв
Е-И в корнях с чередованием.
·
Проверьте себя по учебнику. (стр. 160)
·
Прочитайте пары слов и назовите корни с
чередованием Е-И (стр. 160 упр.2)
·
Вклейте правило ослика ИА в тетрадь. Слайд 9.
Комментарий.
Учащимся готовится раздаточный материал и с помощью двустороннего скотча
вклеивается в тетрадь.
3.
Тренировочное упражнение.
Запишите
слова. Объясните выбор гласной. Подчеркните выбранную гласную, выделите корни и
суффикс.
Блестит,
зажигаются, расстилается, блеснула, постели, сжигание, натереть, вычесть,
вычитать.
4.
Физминутка. Немой диктант. Слайд 10.
Комментарий.
Учитель называет слова. Если в корне И, ученики хлопают в ладоши, если Е –
подпрыгивают.
Будьте
внимательны: И – хлопок, Е – скачок.
Собирают,
замерло, заблистали, взбираемся, замереть, заблестела, зажигать, расстилается,
опираться, запереть.
5.
Работа в группе с одаренными. Готовится как раздаточный материал.
Вставьте
пропущенные буквы. Из данных словосочетаний составьте предложения так, чтобы
получилось описание картинки «В весеннем лесу». Расст..лается поляна, соб..рать
цветы, бл..стеть на солнце, зам..реть от восторга.
6.
Работа в группах по карточкам.
Комментарий.
Готовится как раздаточный материал. Проверка осуществляется посредством
слайдов. На работу отводится 4 минуты.
Карточка
1. Помоги Пете Ошибкину исправить свои ошибки.
Найдите
и исправьте ошибки в словах с чередованием. Запишите слова правильно. Выделите
корни.
Натирать
пол, уберать квартиру, запереть дверь, вытиреть посуду, замир от ужаса,
протерать глаза, уберешь посуду, вытирать окна.
Убирать, вытереть, замер, протирать.
Карточка
2. Конструирование.
От данных глаголов
образуйте с помощью морфем, указанных в скобках, однокоренное слово. Выделите
корни.
О б р а з е ц:
утирать – стереть.
Нат…рать (вы-),
отп…рать (за-).
Натирать – вытереть, отпирать – запереть.
Карточка
3. Работа с текстом. Внимательный читатель.
Выпишите
в два столбика слова с изученной орфограммой. Графически объясните выбор
орфограмм. Выделите корни.
Сердце
замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За селом виднеется
гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман.
Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестит солнце
на небе, исчезнет туман.
И: замирает, пробирается.
Е:
стелется, заблестит.
7.
Проверка работ. Слайд 11. Самооценка (по щелчку).
8.
Презентация работы одаренных учащихся.
(Слайд 12 – иллюстрация).
? Учащиеся должны услышать и записать слова с
изученной орфограммой.
V.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
1.
Итоговые вопросы.
- Что
нового узнали на уроке?
- От чего
зависит выбор гласной в корнях с чередованием Е-И?
2. Диктант
«Парус».
Уж тает
снег, бегут ручьи,
В
окно повеяло весною...
Засвищут
скоро соловьи,
И
лес оденется листвою!
По
весенним ручейкам мы поплывем в страну знаний. Под всеми парусами или нет?
Узнать это поможет диктант «Парус». Слайд 13.
Проб..раться
Зап..рать
Выч..таю
Обж..чь
Бл..стать
Выч..сть
Проверь
себя (по щелчку) . Каждое правильное слово – 2
балла.
VI.
Домашнее задание. (Слайд 14).
Выучить
теоретический материал (параграф 38).
Разноуровневые
задания.
Выполнить
упражнение 413 стр.163.
Сочинить
сказку «Правило ослика ИА».
VII.
Заключительное слово учителя.
Тем, кто после
сегодняшнего урока поплывет в страну знаний под всеми парусами – так держать!
Тем, чьи паруса немного истрепались ветрами сегодняшнего урока – подлатать их
дома!
Всем – попутного
ветра и удачного дня! Спасибо за урок! (Слайд 15).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.