Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?"

Скачать материал

МБОУ  башкирская гимназия  с.Малояз МР Салаватский район РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок  в 5 А классе

на тему :

 

 

«Корень слова»

 

 

 

 

 

Учитель 1 категории

Сергеева Наталья Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-игра.

«Кто важнее?»

Корень слова.

Цели: 

1.    В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемном составе слова.

2.    Научить учащихся правильно выделять корень в слове.

3.    Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа . Развивать внимание, логику, память.

4.    Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.

 

План урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Вступительное слово учителя: постановка целей, тема урока.

4. Повторение. Просмотр «письма». .Работа в группах.

.Игры: «Парусник», «Кто больше?».Индивидуальная работа , работа у доски.

5. Физкультминутка.

6. Изучение нового материала.

Игры: «Отгадай слово», «Найди лишнее слово», «Закончи запись».

7. Обобщение: «Кто важнее?»

. Групповая творческая работа .

8. Домашнее задание: написать рассказ о маме, используя однокоренные слова , прозвучавшие на уроке.

9. Оценивание.

10. Рефлексия (отзывы об уроке).

Оборудование урока:

1.    Мультимедийный урок.

2.    Бланки для самооценки.

3.    Парусники из бумаги.

4.    Карточки для индивидуальной работы.

5.    Цветные жетоны с однокоренными словами о маме (Н-р, мамуля, мамочка, мама, красота, красотуля, красавица и.т.п.)

6.    Мультимедиапроектор, компьютер.

7.    Листочки с клейкой лентой для отзывов.

ХОД УРОКА.

 

 

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, милые мои, садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

- Откройте тетради, проверим домашнее задание.

- Все справились? Молодцы! А теперь в бланке оценок поставьте сами себе оценку за домашнее задание. Если вы не допустили ни одной ошибки поставьте 5, допустили 1-2 ошибки -4, если больше 3 -3.

3. Вступительное слово учителя.

 - А теперь запишите, пожалуйста, в тетради дату, тему урока (Демонстрируется первый слайд)

.- Как вы думаете, из названия , темы урока можно сделать вывод о том , чем мы сегодня будем заниматься, что нового узнаем? ( звучат ответы учащихся)

Далее демонстрируется второй слайд.

–Посмотрите, какие перед нами сегодня стоят цели урока. И все это мы узнаем играя.

4. Повторение изученного.

Учитель:

- Ой, ребята, чуть не забыла,  мне  по электронной почте прислали письмо. Давайте его посмотрим.

(Демонстрируется 3, 4, 5, слайды)

3 слайд:

    Послание

    из страны «Морфемики»

    для учеников

    5 А класса.

4 слайд:

    SOS!!!

    ПОМОГИТЕ!!!

5 слайд:(здесь показывается «короткометражный фильм»-сценка.Действующие лица:Король страны Морфемика, его подданные: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание.

Король:

-Здравствуйте, ребята! Я- Король страны Морфемика , обращаюсь к вам ,о, юные умники и умницы, с огромной просьбой. Много лет в нашей стране царил мир и покой. Но вот,однажды ,мои подданные затеяли спор о том ,кто из них важнее.

Приставка:

-Я всех важнее, потому, что я стою в начале слова!

Корень:

-Нет, я важнее!

Суффикс:

-Нет! Я!

Окончание:

-Нет,Нет! Я всех важнее!

Корень:

-Долго они спорили, но так и не пришли к единому мнению.А злая и коварная колдунья Забудь заколдовала моих жителей и теперь никто не может вспомнить: кто же важнее в слове: приставка, корень, суффикс или окончание, где же их место и для чего они нужны в слове?

Приставка:

-Ребята, помогите нам ,пожалуйста,вспомнить: кто мы, для чего мы нужны и где наше место? До свидания!) Здесь каждый учитель может проявить изобретательность, пофантазировать и сам придумать историю, обыграть все по-своему. Можно просто попросить старшеклассников или детей из данного класса  прямо во время урока сыграть эту сцену.

 

Учитель:

- Ну как, ребята, сможем мы им помочь? Сможем!

                  Знаете, один наш общий знакомый - четырехголовый Змей–Горыныч говорил:«Одна голова–хорошо, а четыре–лучше!». Давайте и мы разделимся на четыре группы. Первая группа поможет приставке, вторая–суффиксу, третья–корню, а четвертая–окончанию.

                  Посовещайтесь и ответьте на вопросы: что это за морфема, для чего нужна(какую функцию выполняет), и где ее место в слове?

А волшебница Помогайка прислала вам подсказку–помощницу. Вы можете отвечать по схеме.( Демонстрируется 6 слайд)

 

 

 

 

 

-Ну, ребята, какие же вы молодцы, помогли морфемам ответить на их вопросы.

Обменяйтесь с соседом бланками для оценок и поставьте друг другу оценки за повторение.

                  Но главный вопрос еще остался: «Кто же важнее?».

Давайте поиграем в игру «Парусник» и попробуем ответить на данный вопрос. В тетради нарисуйте парусники (на доске прикрепить парусники). К какому паруснику должны причалить части слова? ( Демонстрируется 7 слайд)

Каждый работает в тетради самостоятельно, четверо–у доски.

 (После окончания работы демонстрируется 8 слайд)

 

 

 

Учитель:

- Теперь проверьте и поставьте себе оценку.

В следующей игре проверим, кто из вас самый быстрый и умный.

Игра «Кто больше составит слов из этих морфем»? запишите

получившиеся слова в тетради. Кто закончит–поднимите руку.

( Выполнившему задание первым, поставим «пять». Составившему наибольшее количество слов–«пять»).

5. Физкультминутка.

Учитель:

-А теперь физкультминутка.

Представьте, что вы немые.  Постройтесь в алфавитном порядке по первой букве вашего имени.(Можно выбрать любую форму)

6. Изучение нового материала.

Учитель:

 -Следующая игра называется «Отгадай слово».

Сейчас вы увидите слово с пропавшими морфемами, которые будут появляться  в слове по одной. Вам нужно угадать , что это за слово?

( Демонстрируется 9, 10, 11 слайды)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

         - По какой морфеме вы сразу отгадали слово? Почему? (По корню, так как в нем заключается лексическое значение слова).

   Что же все–таки важнее в слове? (Корень, так как корень несет основное лексическое значение слова, а приставка и суффикс–дополняют это значение, окончание–изменяет форму слова). Оцените себя в графе «Отгадай слово».

Итак, ребята, мы ответили на все вопросы короля страны Морфемика и знаем, что корень в слове- главная морфема, а как же правильно выделить корень в слове? ( ответы учащихся)

Игра «Найди лишнее слово».найдите лишнее слово и запишите в тетрадь в столбик.

 

 

 

 

 

Учитель:

1.     По какому признаку вы нашли лишние слова? Выделите в словах корень.

2.    Как определить являются ли слова однокоренными?:

3.    Для каждого лишнего слова подберите два однокоренных и запишите.

4.    Оцените себя.

-Ребята, вы за этот урок так поумнели, что сами сможете составить правило. Закончите запись.

7.Обобщение.Групповая творческая работа.

Учитель:

- Итак, ребята, мы ответили на все вопросы морфем и выяснили, кто важнее, но у нас осталась еще одна задачка. При входе в класс, вы брали цветные жетоны. Поднимите их, пожалуйста.

   Выбранный вами цвет означает в каком состоянии, с каким настроением вы пришли на урок. Красный–активность, желтый–радость, зеленый–внимание, синий–азарт, бодрость.

На обратной стороне  жетона записаны однокоренные слова. Всего  четыре цвета. В каждом цвете шесть карточек , одна карточка пустая. Образуйте четыре группы и в пустую карточку запишите  общий корень данных  однокоренных слов.

Ребята, догадайтесь, о ком мы говорим, употребляя данные слова? (о маме)

Приближается международный день матери -25 ноября. Давайте мы сделаем нашим мамам подарок и создадим рукописную книгу о маме.(Мы уже создавали такие книги о воде и. т. п. )

8.Домашнее задание:

 Создайте свою рукописную страницу о вашей маме. Это может быть рисунок мамы, фотография, небольшой рассказ о маме ,о ее детстве, все ,что вы хотите рассказать о маме и ,конечно, ассоциативный ряд к слову мама. В своих рассказах употребите однокоренные слова.

9.Оценивание.

-Итак, вы сегодня отлично поработали. МОЛОДЦЫ! Загляните в свои листы оценок .Видите, как много у вас сегодня оценок! А я еще добавлю каждому из вас свою оценку.

10. Рефлексия.

 Урок вам понравился? Чему вы сегодня научились?

Напишите, пожалуйста ваши отзывы на листочках и прикрепите к паруснику с  самой важной частью слова.

Спасибо за урок! До свидания! Урок окончен!

Демонстрируются последние слайды.

Спасибо!

Вы молодцы!

До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Бланк для оценок.

Этапы урока

Домашнее задание

Повторение

 

Парусник

 

Отгадай слово

 

Найди лишнее

 

Закончи запись

Общая

оценка

учителя

Оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАРУСНИКИ

 

 

 

 

 

 

 


                                                                     

                                                                                                 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе на тему "Кто важнее?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-игра по русскому языку на тему "Кто важнее? " Закрепление о обобщение по теме " Корень слова" в 5 классе.

Цели: 

1.    В игровой форме повторить и закрепить знания о морфемном составе слова.

2.    Научить учащихся правильно выделять корень в слове.

3.    Развивать умения и навыки самостоятельно добывать знания , используя логическое мышление , выходя за рамки школярского шаблона или надоевшего параграфа . Развивать внимание, логику, память.

4.    Воспитывать внимательность, взаимное уважение к одноклассникам, к окружающему миру, к мамам.



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 395 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 362
    • DOCX 302.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сергеева Наталья Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сергеева Наталья Леонидовна
    Сергеева Наталья Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 14
    • Всего просмотров: 6345
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе