Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"

Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ История алфавита.pptx

Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит""

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Путешествие в историю письменности и алфавитаславянскиеАаВвГгДдЕеКк...

    1 слайд





    Путешествие в историю письменности и алфавита
    славянские
    Аа
    Вв
    Гг
    Дд
    Ее
    Кк
    Лл
    Мм

  • Рисуночное письмоПиктографическое письмо.

    2 слайд

    Рисуночное письмо
    Пиктографическое письмо.

  • Истоки русской письменностиЧем отличается азбука от алфавита?
Слово “азбука”...

    3 слайд

    Истоки русской письменности
    Чем отличается азбука от алфавита?
    Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):
    АЗБУКА: АЗ + БУКИ
    а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 
    АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

  • Кирилл и Мефодий

    4 слайд

    Кирилл и Мефодий

  • КИРИЛЛИЦА

    5 слайд

    КИРИЛЛИЦА

  • Создание «нашей» азбукигреческие                          славянские
    Aa...

    6 слайд

    Создание «нашей» азбуки
    греческие  славянские
    Aa Аа
    Bb Вв
    Gg Гг
    Dd Дд
    Ee Ее
    Kk Кк
    Ll Лл
    Mm Мм


  • Алфавит Кирилла и Мефодия

    7 слайд

    Алфавит Кирилла и Мефодия

  • Азбука Ивана Фёдорова

    8 слайд

    Азбука Ивана Фёдорова

  • «Азбука» Ивана Фёдорова 1578 г.Издательское дело на Руси начал Иван Фёдоров

    9 слайд

    «Азбука» Ивана Фёдорова 1578 г.
    Издательское дело на Руси начал Иван Фёдоров

  • Страницы азбуки

    10 слайд

    Страницы азбуки

  • День славянской письменности и культуры24 мая отмечается день славянской пись...

    11 слайд

    День славянской письменности и культуры
    24 мая отмечается день славянской письменности и культуры, установленный в память о первых просветителях

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Графика. Алфавит.docx

Конспект открытого урока по русскому языку

в 5-Б классе

Учебно-методический комплекс авторов       М.Т.  Баранова,   Т.А.  Ладыженской,   Н.М.  Шанского

Урок    67

Тема урока:    «Графика. Алфавит.»  (Учебник     §§57-58,   с. 118-121,    упр. 283-293, Т-С с .6)

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

·         запоминание и воспроизведение сведений из нового раздела науки о языке «Графика»,

·         знакомство с обозначением звуков на письме;

·         повторение алфавита.

Задачи:

·         познакомить  учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита;

·         формировать умение отличать устную речь от письменной;

·         формировать умение правильно произносить названия букв и составлять алфавитный перечень слов;

·         формировать умение каллиграфически правильно писать буквы;

·         развивать кругозор учащихся;

·         воспитывать интерес учащихся к истории русского языка.

Оборудование и средства обучения:

§  классная доска;

§  АРМ учителя;

§  экран с проектором;

§  мультимедийная презентация, выполненная в программе SMART Notebook;

§  презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Методы и приёмы, использованные учителем на уроке:

o   репродуктивный;

o   объяснительно-презентационный;

o   связное слово учителя;

o   фронтальная работа с классом;

o   беседа;

o   игра.

Оформление доски:

 

Схема о звуках речи

Алфавит

Расположить по алфавиту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Графика.Алфавит.

Азбука – к мудрости ступенька.

А—у-а - -у—о—и   --у-е---а.

-зб-е-   -   к м-др-ст-   ст-п-ньк-.

Миасс, Златоуст, Магнитогорск,Троицк, Челябинск

Д/з Записать алфавит на с.6 в Т-С, §58, упр. №289.

В..риант, в..кт..рина, к..мпьютер

 

Записи в тетради учащихся (35 слов):

Одиннадцатое декабря.

Классная работа.

Графика. Алфавит.

     Азбука – к мудрости ступенька.

    Орфография, биография, автобиография, география, фотография.

Упражнение 290.

     Василенко, Ветвицкий, Грачёв, Дмитриев, Дунаев, Кулагин, Федин, Черных,

Шапошников, Шаров.

     Вариант, викторина, компьютер.

     Златоуст, Магнитогорск, Миасс, Троицк, Челябинск.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

I.                   Организационный момент.

1.      Организация класса после звонка.

2.      Взаимное приветствие.

3.      Проверка готовности к уроку (докладывают ответственные по рядам).

4.      Настрой на урок.

II.                Лигвистическая разминка.

1.      Работа с классом:

- Расшифруйте схему:

 

                                               ЗР

 

                                  Г                          С

 

                          У            Б            З                Г

 

                                               Т          М   Т        М

- Итак, эта схема отражает группы, на которые делятся звуки русской речи. Скажите, каких звуков, гласных или согласных, в русском языке мы употребляем больше?

-Как вы считаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?

- Проведём эксперимент. Возьмём пословицу. Уберём из неё все согласные буквы. Что у нас получится?

Азбука – к мудрости ступенька.

А—у-а - -у—о—и  --у-е---а.

-Можно ли догадаться, какая это пословица?

- А теперь возьмём эту же пословицу, но оставим в ней только согласные.

-зб-к-  -  к м-др-ст-   ст-п-ньк-.

-А теперь догадались? Наверняка. Так что же важнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

2.      Сообщение темы и цели урока.

-А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока.

Гр-ф-к-. –лф-в-т.

-Запишите тему и пословицу.

Тема нашего урока «Графика. Алфавит». Сегодня мы узнаем, что изучает такой раздел науки о языке, как графика, повторим алфавит, узнаем много интересного из истории алфавита и научимся составлять алфавитный перечень слов.

 

III.             Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

- Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какя речь, устная или письменная, появилась раньше?

- Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 118, §57. Прочитаем текст.

2. Приём «пометки на полях».

-Что изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете выполнять следующее задание.

-Подберите и запишите несколько слов с частью корня «графио» - пишу.

(Орфография – правописание; биография – описание жизни;

автобиография – описание своей жизни; география – описание Земли; фотография – запись изображения под воздействием лучей света.)

3.      Слово учителя.

-Отгадайте загадку:

Белое поле,

Чёрное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

-Конечно, азбука, алфавит.

-Так что же такое алфавит?

                  4. Работа с учебником.

-Узнаем это из §58. Прочитаем его.

-Запишем определение в тетрадь.

-Почему важно знать алфавит?

-Давайте повторим его вместе с «Песенкой-азбукой» Б.Заходера:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

(Включается аудиозапись.)

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, Эн, и О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними,  дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

                          -Какие буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. Обратите внимание на

                        названия согласных букв.

                       (Ё, и краткое, твёрдый знак, Ы, мягкий знак.)

 

4.      Слово учителя. Презентация.

-Как же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?

-Я приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД №1) в историю письменности и алфавита.

-Дорога к письменности была длинной и трудной.

-Однажды люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, так возникла дорога к письменности.

-Первым появилось рисуночное письмо (СЛАЙД №2), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)

-Знаете ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД №3).

-Ответьте сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита?

- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ,
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

-Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не                                                     имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

-Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

-В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. (СЛАЙ №4). Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.(СЛАЙД  №5).  ( В честь Константина, который впоследствии  получил имя Кирилл).
    
-Первый русский букварь был издан в XVI веке  первопечатником Иваном Фёдоровым. (СЛАЙДЫ №№8-10). До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

-(СЛАЙД №11).24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).

 

IV.             Закрепление изученного материала.

1.      Работа с мультимедийной презентацией, выполненной в программе SMART Notebook.

СЛАЙД №1.

-Сколько гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском языке? (21.) Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите. Чем отличаются Ь и Ъ от остальных букв?

СЛАЙД №2.

2. Отработка навыка пользования алфавитом.

-Упражнение №290 – письменно в тетради. (1 человек у доски.)

-Найдите и запишите  нужное слово в орфографическом словаре:

В..риант, в..кт..рина, к..мпьютер

3. Игра-соревнование.

-Я попрошу выйти к доске  две группы ребят. 1 группа: Парыгин Александр, Пахтусов Артём, Пахтусова Елена, Перфильева Виктория. 2 группа: Митякова Ксения, Моисеева Дарья, Московкин Илья, Мошкин Виктор. Задание: как можно быстрее построиться «по алфавиту» на время.

4. Самостоятельная работа.

(На доске записаны названия городов Челябинской области: Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Троицк, Челябинск)

-Задание: расположить города по алфавиту.

 

V.                Домашнее задание:

-Записать алфавит на с.6 тетради-справочника, §58, упр. №289. (Прокомментировать.)

 

VI.             Рефлексия. Итог урока.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Что нового вы узнали?

-Что вы сейчас чувствуете?

-Благодарю вас за активную работу. (Оценки.)

-На этом урок закончен. Всем спасибо.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Графика. Алфавит""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В разработке представлен урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит". Это урок изучения нового материала. Целью урока является не только запоминание и воспроизведение сведений из нового раздела науки о языке «Графика», знакомство с обозначением звуков на письме и повторение алфавита, но и ознакомление учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита, а также воспитание интереса учащихся к истории русского языка. Урок включает шесть этапов. Помимо организационных моментов, в урок включена лингвистическая разминка, объяснение и закрепление учебного материала просходит в игровой форме. На уроке используются две мультимедийные презентации (для интерактивной доски и презентация , выполненная в программе PowerPoint). ·

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 190 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.07.2020 467
    • RAR 3.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ленкевич Яна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ленкевич Яна Геннадьевна
    Ленкевич Яна Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69379
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов

Мини-курс

Преодоление расстройств: путь к психическому здоровью"

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе