Конспект
открытого урока по русскому языку
в
5-Б классе
Учебно-методический комплекс авторов
М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Урок 67
Тема урока:
«Графика. Алфавит.»
(Учебник §§57-58,
с.
118-121, упр. 283-293, Т-С
с .6)
Место занятия в структуре образовательного
процесса: урок
по учебному плану
Тип урока:
урок изучения нового материала
Цель урока:
·
запоминание и воспроизведение сведений из
нового раздела науки о языке «Графика»,
·
знакомство с обозначением звуков на
письме;
·
повторение алфавита.
Задачи:
·
познакомить учащихся с историей
возникновения славянской письменности и алфавита;
·
формировать умение отличать устную речь от
письменной;
·
формировать умение правильно произносить
названия букв и составлять алфавитный перечень слов;
·
формировать умение каллиграфически правильно
писать буквы;
·
развивать кругозор учащихся;
·
воспитывать интерес учащихся к истории
русского языка.
Оборудование
и средства обучения:
§ классная
доска;
§ АРМ
учителя;
§ экран
с проектором;
§ мультимедийная
презентация, выполненная в программе SMART Notebook;
§ презентация,
выполненная в программе PowerPoint.
Методы
и приёмы, использованные учителем на уроке:
o репродуктивный;
o объяснительно-презентационный;
o связное
слово учителя;
o фронтальная
работа с классом;
o беседа;
o игра.
Оформление
доски:
Схема о звуках речи
Алфавит
Расположить по алфавиту
|
Одиннадцатое декабря.
Классная работа.
Графика.Алфавит.
Азбука – к мудрости ступенька.
А—у-а - -у—о—и --у-е---а.
-зб-е- - к м-др-ст- ст-п-ньк-.
Миасс, Златоуст, Магнитогорск,Троицк, Челябинск
|
Д/з
Записать алфавит на с.6 в Т-С, §58, упр. №289.
В..риант, в..кт..рина, к..мпьютер
|
Записи
в тетради учащихся (35 слов):
Одиннадцатое декабря.
|
Классная работа.
|
Графика. Алфавит.
|
Азбука – к мудрости ступенька.
|
Орфография, биография, автобиография, география, фотография.
|
Упражнение 290.
|
Василенко,
Ветвицкий, Грачёв, Дмитриев, Дунаев, Кулагин, Федин, Черных,
|
Шапошников,
Шаров.
|
Вариант,
викторина, компьютер.
|
Златоуст,
Магнитогорск, Миасс, Троицк, Челябинск.
|
Ход
урока:
I.
Организационный момент.
1.
Организация класса после звонка.
2.
Взаимное приветствие.
3.
Проверка готовности к уроку (докладывают
ответственные по рядам).
4.
Настрой на урок.
II.
Лигвистическая разминка.
1.
Работа с классом:
-
Расшифруйте схему:
ЗР
Г С
У
Б З Г
Т М Т М
-
Итак, эта схема отражает группы, на которые делятся звуки русской речи.
Скажите, каких звуков, гласных или согласных, в русском языке мы употребляем
больше?
-Как
вы считаете, какие звуки важнее – гласные или согласные?
-
Проведём эксперимент. Возьмём пословицу. Уберём из неё все согласные буквы. Что
у нас получится?
Азбука – к мудрости ступенька.
А—у-а - -у—о—и --у-е---а.
-Можно
ли догадаться, какая это пословица?
-
А теперь возьмём эту же пословицу, но оставим в ней только согласные.
-зб-к- - к м-др-ст- ст-п-ньк-.
-А
теперь догадались? Наверняка. Так что же важнее – гласные или согласные?
Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Более
важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую
информацию о слове.)
2.
Сообщение темы и цели урока.
-А
теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока.
Гр-ф-к-. –лф-в-т.
-Запишите
тему и пословицу.
Тема
нашего урока «Графика. Алфавит». Сегодня мы узнаем, что изучает такой раздел
науки о языке, как графика, повторим алфавит, узнаем много интересного из
истории алфавита и научимся составлять алфавитный перечень слов.
III.
Изучение нового материала.
1.
Работа с учебником.
-
Сейчас мы с вами убирали, добавляли буквы. А для чего они используются? Какя
речь, устная или письменная, появилась раньше?
-
Уточним свои ответы, прочитав учебник на с 118, §57. Прочитаем текст.
2.
Приём «пометки на полях».
-Что
изучает графика? А каллиграфия? Для чего нужно писать разборчиво и
каллиграфически правильно? Надеюсь, вы не забудете об этом, когда будете
выполнять следующее задание.
-Подберите
и запишите несколько слов с частью корня «графио» - пишу.
(Орфография
– правописание; биография – описание жизни;
автобиография
– описание своей жизни; география – описание Земли; фотография –
запись изображения под воздействием лучей света.)
3.
Слово учителя.
-Отгадайте
загадку:
Белое
поле,
Чёрное
семя,
Кто
его сеет, тот разумеет.
-Конечно,
азбука, алфавит.
-Так
что же такое алфавит?
4. Работа с учебником.
-Узнаем
это из §58. Прочитаем его.
-Запишем
определение в тетрадь.
-Почему
важно знать алфавит?
-Давайте
повторим его вместе с «Песенкой-азбукой» Б.Заходера:
Тридцать
три родных сестрицы,
Писаных
красавицы,
На
одной живут странице,
А
повсюду славятся!
К
вам они сейчас спешат,
Славные
сестрицы,
Очень
просят всех ребят
С
ними подружиться!
(Включается
аудиозапись.)
А,
Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили
на еже.
Зэ,
И, Ка, эЛь, эМ, Эн, и О –
Дружно
вылезли в окно.
Пэ,
Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха –
Оседлали
петуха.
Цэ,
Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все
теперь мои друзья.
Пять
сестрёнок опоздали –
Заигрались
в прятки.
А
теперь все буквы встали
В
азбучном порядке.
Познакомьтесь
с ними, дети:
Вот
они стоят рядком.
Очень
плохо жить на свете
Тем,
кто с ними не знаком.
-Какие буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. Обратите внимание на
названия согласных букв.
(Ё,
и краткое, твёрдый знак, Ы, мягкий знак.)
4.
Слово учителя. Презентация.
-Как
же произошло изобретение букв? Что об этом известно людям?
-Я
приглашаю вас совершить путешествие (СЛАЙД №1) в историю письменности и
алфавита.
-Дорога
к письменности была длинной и трудной.
-Однажды
люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение,
так возникла дорога к письменности.
-Первым
появилось рисуночное письмо (СЛАЙД №2), или его ещё называли пиктографическим: какое-нибудь
событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а
отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде
условных знаков (иероглифы)
-Знаете
ли вы, как возникла русская письменность? (СЛАЙД №3).
-Ответьте
сначала на такой вопрос: Чем отличается азбука от алфавита?
-
Слово
“азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б
(буки):
АЗБУКА: АЗ + БУКИ,
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых
букв греческого алфавита:
АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
-Алфавит
гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели
собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать
на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
-Как же и
откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
-В IX веке
в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два
брата — Константин и Мефодий. (СЛАЙ №4). Были они люди мудрые и очень
образованные и хорошо знали славянский язык. Они приехали к славянам, чтобы
создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.(СЛАЙД
№5). ( В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл).
-Первый русский букварь был издан в XVI веке первопечатником
Иваном Фёдоровым. (СЛАЙДЫ №№8-10). До нашего времени дошёл один экземпляр этого
издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.
-(СЛАЙД №11).24
мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в
России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).
IV.
Закрепление
изученного материала.
1. Работа с
мультимедийной презентацией, выполненной в программе SMART Notebook.
СЛАЙД №1.
-Сколько
гласных букв в русском языке? (10.) Сколько согласных букв в русском
языке? (21.) Чего больше в русском языке – букв или звуков? Докажите.
Чем отличаются Ь и Ъ от остальных букв?
СЛАЙД №2.
2.
Отработка навыка пользования алфавитом.
-Упражнение
№290 – письменно в тетради. (1 человек у доски.)
-Найдите и
запишите нужное слово в орфографическом словаре:
В..риант,
в..кт..рина, к..мпьютер
3.
Игра-соревнование.
-Я попрошу выйти к
доске две группы ребят. 1 группа: Парыгин Александр, Пахтусов Артём,
Пахтусова Елена, Перфильева Виктория. 2 группа: Митякова Ксения,
Моисеева Дарья, Московкин Илья, Мошкин Виктор. Задание: как можно
быстрее построиться «по алфавиту» на время.
4. Самостоятельная
работа.
(На доске записаны
названия городов Челябинской области: Миасс, Златоуст, Магнитогорск, Троицк,
Челябинск)
-Задание:
расположить города по алфавиту.
V.
Домашнее
задание:
-Записать алфавит
на с.6 тетради-справочника, §58, упр. №289. (Прокомментировать.)
VI.
Рефлексия.
Итог урока.
-Кто
доволен своей работой на уроке?
-Что
нового вы узнали?
-Что вы
сейчас чувствуете?
-Благодарю
вас за активную работу. (Оценки.)
-На этом урок
закончен. Всем спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.