Урок
русского языка в 5 классе «Орфоэпия»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить
обучающихся с разделом науки о языке- орфоэпией, орфоэпическими словарями,
словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную
активность, мотивацию к исследовательской деятельности
Тип урока:
урок объяснения нового материала
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями,
добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности,
высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную
монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: определять предмет изучения
орфоэпии, соблюдать языковые нормы, объяснять языковые явления.
Метапредметные:
Познавательные УУД-
самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы
информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка;
обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы
смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы;
строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные
- формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность
действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным
эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают
оценку учителя.
Коммуникативные -
учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы,
умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные
- дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы
собственного знания и незнания.
Этапы
урока
|
Ход урока
|
Формирование
УУД и технология оценивания
|
1.Проверка
до
машнего
задания
|
Проверка
упр.314 (у доски чтение диалога двумя обучающимися)
- 1 чел.
в это время производит фонетический разбор слова якорь
Вопросы
классу:
-расскажите
о двойной роли букв е,ё,ю,я
-приведите
примеры
|
Умение
определять двойную роль букв е,ё,ю,я (изученное на предыдущем уроке)
|
2.Оргмомент.
Мотивация
|
Учитель: -Запишите
число, классная работа
-Предлагаю
поиграть в игру «Как правильно?»
тОрты
или тортЫ, бАнты или бантЫ, каталОг или катАлог, позвОнишь или позвонИшь,
обеспЕчение или обеспечЕние.
-Придумайте
и запишите предложение с любым из вышеназванных слов.
-что
нужно было знать, чтобы стать победителем игры? (как правильно поставить
ударение)
-Важно
ли это для нас? Почему?
-Тогда
предлагаю обратиться к новому разделу науки о языке- орфоэпии.
-Запишите
тему урока
|
Личностные
результаты:
1.интерес
к изучению русского языка.
2.Достаточный
объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
|
3.Пробное
действие
|
Учитель: Анализ
языковых явлений
Попробуйте
предположить, что изучает орфоэпия. Для этого можно использовать ваши
знания, проанализировав следующие слова –орфограмма, орфография,
орфоэпия.
Что в
них общего? (орфо- правильно)
|
Познавательные
УУД
1.Анализировать,
сравнивать, группировать
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
|
4.Формулирование
цели и постановка проблемного вопроса урока
|
Учитель:
-сформулируйте
вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте
план урока.
|
Регулятивные
УУД
1.Высказывать
предположение на основе наблюдения
2.
Определять цель урока
3.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
|
5.Открытие
нового знания
|
Откройте
параграф 62, стр.143-144 учебника, 1. Самостоятельное чтение параграфа
( с пометками)
-запись:
«орфоэпия » ( произошло от греч.orthos -правильный, epos- речь),
т.е. правильная речь.
2.Сообщение
о трех стилях литературного произношения ударения (высокий, нейтральный,
разговорный)
3.Знакомство
с орфоэпическими словарями (в том числе и на стр. 173 учебника), со словарем
ударений
- что
такое ударение? (это выделение одного из слогов с большей силой при
произнесении слова) (при наличии времени можно зачитать отрывок из
произведения И.М.Подгаецкой об Ударении)
-только
ли правильное ударение изучается в орфоэпии? (нет, важно произношение)
-найдите
примеры правильного произношения согласных в словаре учебника «Произноси
правильно»
4.Формулирование
правил орфоэпии
-упр.315
|
Познавательные
УУД
1.Выделять
главное
2.Анализировать,
сравнивать, делать выводы
3.Пользоваться
разными видами чтения
|
6.Развитие
учебно-языковых и речевых умений
|
1.Коллективное
выполнение
упр.316
с комментариями
2. Самостоятельная
работа
-запишите
слова в три группы: 1. С ударением на первом слоге 2. На втором слоге 3. На третьем
слоге:
Вечером,
чудесный, пятак, пирожок, липа, вечерний, город, городской, светило,
украшение.
-
Сделайте вывод об ударении в русском языке ( разноместное). Что можно
проверить с помощью ударения? (безударные гласные)
3. Работа
в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону (на слайде).
Самооценка
4. Зрительный
диктант
Весело
сияет
Месяц
над селом,
Белый
снег сверкает
Синим
огоньком.
-запомните
текст
-запишите
по памяти
-объясните
орфограммы,
-расставьте
и объясните знаки препинания
-выделите
грамматические основы, начертите схему
|
Регулятивные
УУД
1.Искать
пути решения проблемы
2.Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные
УУД
1.Слушать
других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
|
7.Итоги.
Рефлексия
|
Устный
рассказ (Что вы узнали об орфоэпии? Что входит в произносительные нормы? Ответили
ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? И т.д.)
Если вам
все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет-
грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.
|
Коммуникативные
УУД
1.Строить
связное монологическое высказывание
Регулятивные
УУД
Соотнести
цели и результаты своей деятельности
|
8.Домашнее
задание
|
Параграф
62, упр.319, записать и заучить слова из рамочки на стр.145
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.