Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 5 классе "Орфоэпия"

Урок русского языка в 5 классе "Орфоэпия"

Скачать материал

Урок русского языка в 5 классе «Орфоэпия»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке- орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: определять предмет изучения орфоэпии, соблюдать языковые нормы, объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью различных словарей русского языка; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Проверка до

машнего задания

Проверка упр.314 (у доски чтение диалога двумя обучающимися)

- 1 чел. в это время производит фонетический разбор слова якорь

Вопросы классу:

-расскажите о двойной роли букв е,ё,ю,я

-приведите примеры

Умение определять двойную роль букв е,ё,ю,я (изученное на предыдущем уроке)

2.Оргмомент. Мотивация

Учитель: -Запишите число, классная работа

-Предлагаю поиграть в игру «Как правильно?»

тОрты или тортЫ, бАнты или бантЫ, каталОг или  катАлог, позвОнишь или позвонИшь, обеспЕчение или обеспечЕние.

 

-Придумайте и запишите предложение с любым из вышеназванных слов.

 

-что нужно было знать, чтобы стать победителем игры? (как правильно поставить ударение)

-Важно ли это для нас? Почему?

-Тогда предлагаю обратиться к новому разделу науки о языке- орфоэпии.

-Запишите тему урока

 

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств  для выражения мыслей

3.Пробное действие

Учитель: Анализ языковых явлений

Попробуйте предположить, что изучает орфоэпия. Для этого можно использовать  ваши знания, проанализировав следующие слова –орфограмма, орфография, орфоэпия.

Что в них общего? (орфо- правильно)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель:

 -сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Открытие нового знания

Откройте параграф 62, стр.143-144 учебника, 1. Самостоятельное чтение параграфа ( с пометками)

-запись: «орфоэпия » ( произошло от греч.orthos -правильный,   epos- речь), т.е. правильная речь.

2.Сообщение о трех стилях литературного произношения ударения (высокий, нейтральный, разговорный)

3.Знакомство с орфоэпическими словарями (в том числе и на стр. 173 учебника), со словарем ударений

- что такое ударение? (это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова) (при наличии времени можно зачитать отрывок из произведения И.М.Подгаецкой об Ударении)

-только ли правильное ударение изучается в орфоэпии? (нет, важно произношение)

-найдите примеры правильного произношения согласных в словаре учебника «Произноси правильно»

4.Формулирование правил орфоэпии

-упр.315

Познавательные УУД

1.Выделять главное

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы

3.Пользоваться разными видами чтения

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений

1.Коллективное выполнение

 упр.316 с комментариями

2. Самостоятельная работа

-запишите слова в три группы: 1. С ударением на первом слоге 2. На втором слоге 3. На третьем слоге:

Вечером, чудесный, пятак, пирожок, липа, вечерний, город, городской, светило, украшение.

- Сделайте вывод об ударении в русском языке ( разноместное). Что можно проверить с помощью ударения? (безударные гласные)

3. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной  работы по эталону (на слайде). Самооценка

4. Зрительный диктант

Весело сияет

Месяц над селом,

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

 

 -запомните текст

-запишите по памяти

-объясните орфограммы,

-расставьте и объясните знаки препинания

-выделите грамматические основы, начертите схему

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Что вы узнали об орфоэпии? Что входит в произносительные нормы?  Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? И т.д.)

Если вам все было понятно, всё удалось, нарисуйте в тетради цветочек, если нет- грустный смайлик, если 50/50-цветочек, а в серединке его- грустный смайлик.

 

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

Параграф 62, упр.319, записать и заучить слова из рамочки на стр.145

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 5 классе "Орфоэпия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с разделом науки о языке- орфоэпией, орфоэпическими словарями, словарями ударений; развивать орфоэпические навыки; формировать познавательную активность, мотивацию к исследовательской деятельности

 

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цели  деятельности ученика:

-пользоваться учебником и орфоэпическими словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

 

Предметные: определять предмет изучения орфоэпии, соблюдать языковые нормы, объяснять языковые явления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 2868
    • DOCX 21.2 кбайт
    • 285 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатенко Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатенко Елена Анатольевна
    Игнатенко Елена Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 400297
    • Всего материалов: 122

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе