Этапы урока
|
Задания,
выполнение которых учащимися приведет к достижению планируемых результатов
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Планируемые
результаты
|
I.
Мотивирование к учебной деятельности
|
(доска)
«Грамотность не только на кончике языка, но
и на кончике пера…»
(доска)
1.
Синоним слова
специальность.
2.
То же, что и обычай.
3.
Сладкое, третье блюдо.
4.
Синоним слова «починка»,
«исправление».
5.
Синоним слова
«золотистый», янтарный цвет.
|
Кто-то из великих сказал: (фраза на доске
прочитывается учителем).
– Как понимаете это выражение?
– Учитывая ваше желание научиться грамотно
писать, по традиции начинаем урок с орфографической разминки.
– Чем она нам помогает?
– Решите кроссворд «Синонимы».
Кому надо напомнить, что такое синонимы?
(Возьмите словарь, прочитайте).
Вы будете определять слова по их
лексическому значению, и записывать их в тетрадь.
|
Фронтальная работа
– Грамотной у человека должна быть не только
устная, но и письменная речь.
– Закрепить имеющиеся знания, повторить
орфограммы и особенности письменной речи, выводит нас на тему урока.
– Синонимы – это слова,
сходные (близкие) по лексическому значению.
Все записывают в тетрадь угаданное слово,
один из учеников (кто угадал, по цепочке) выходит к доске и заполняет
кроссворд,
чётко проговорив орфографически и указав на
орфограммы.
|
Предметные
|
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
|
Знают понятие «синонимы».
Применяют знания в толковании лексического значения
слов.
Умеют обозначать на письме орфограммы.
|
Личностные УУД:
Мотивация к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений
в пробном учебном действии.
|
Карточка-таблица (каждому учащемуся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
САМОПРОВЕРКА.
|
– Какое слово лишнее?
– Почему?
– Докажите.
– Что общего у этих имён
существительных?
– На какие группы их можно
разбить?
По ходу диалога учитель
фиксирует на доске:
неодушевлённые,
единственное число,
м.р., ж.р..
– Какое слово получилось в красном столбце?
– Что такое падеж?
– Запишите это слово с новой
строки, выделите орфограммы.
– Зачем надо знать падежи и
уметь их определять?
– Что помогает определить
падеж имени существительного?
– Предлагаю вашему вниманию
таблицу.
– Посмотрите на неё и
дополните недостающие записи по столбцам.
– Где найти образец для
проверки?
– откройте учебник и
проверьте.
|
– Жёлтый.
– Все существительные, а это
прилагательное.
– Оно обозначает признак и
отвечает на вопрос какой?
– они неодушевлённые (что?),
стоят в единственном числе.
– Существительные мужского и
женского рода.
– Падеж.
– Падеж – это форма имени существительного,
отвечающего на какой-то вопрос и имеющая определённое окончание.
– Умение пригодится в
ближайшем (написание проверочных и контрольных работ, краевая контрольная
работа) и дальнейшем (быть грамотным человеком) будущем.
– падежный вопрос и
вспомогательное слово.
– Дети заполняют таблицу.
– Три первых.
– В учебнике (стр. 96)
|
Знают признаки частей речи.
Знают постоянные признаки имени существительного,
что такое падеж имени существительного.
Умеют определять падеж существительного.
Умеют работать с таблицей.
|
Регулятивные УУД:
- Обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей
системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в
устной форме.
|
III. Создание проблемной ситуации.
|
(Карточка-задание) каждой группе.
|
Сейчас работаем в группах,
используя таблицу.
– Проверяем, что получилось у
каждой группы.
ПРОБЛЕМА!
– Посмотрите внимательно на
результаты вашей работы?
Есть ли противоречие, в
чём?
– Вопрос всем: как
действовали?
ФИКСАЦИЯ на доске под карточкой:
– Вопрос помог определить
падеж однозначно?
– Что ещё делали?
– Слово-помощник помогло
определить падеж верно?
ФИКСАЦИЯ на доске под
карточкой:
– Почему при знании получили
разный результат?
–
Определите тему урока.
|
Групповая работа
Дети работают в группах, на
карточках маркером определяя падеж существительных.
Демонстрация итогов работы в
группах (вывешивание детьми карточек на доске).
Фронтальная работа
– У одного и того же слова обозначен разный падеж
(ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ вместо винительного или ВИНИТЕЛЬНЫЙ вместо именительного).
– Задавали вопрос.
– Не помог.
– Использовали слово-помощник.
– Не помогло.
В ходе обсуждения дети могут
выдвинуть предложение выделить гл.чл.предл.
– Не хватает знаний,
умений.
– Именительный и винительный
падежи.
–
|
|
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать
других.
- Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в
устной форме.
- Умение работать в группе.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные УУД:
- Высказывать свою версию.
|
IV Построение проекта выхода из
затруднительной (проблемной) ситуации.
Реализация построенного
проекта.
|
|
Назовите существительные,
которые вызвали затруднения.
Какие постоянные признаки их
объединяют?
– Уточните тему урока.
– Что в жизни позволяет нам
отличить один предмет от другого?
–
Поставьте задачи этого урока?
–
То есть мы должны установить существенные отличия и занести их в нашу
таблицу.
КАК БУДЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ?
–
Где найти достоверную информацию?
–Верно.
Откройте стр. 102-103 учебника и найдите самую важную для темы урока
информацию.
Это
существенный признак?
занесите
в свою таблицу
На доске появляется новый шаг алгоритма определения падежа:
|
– Оба неодушевлённые
(отвечают на вопрос что?).
– Мужской род.
ПРИЗНАКИ
– научиться различать Именительный и Винительный падежи по их
признакам.
Дети дают варианты ответов:
–Выполнять практические
упражнения.
– рассуждать
– искать информацию в
учебнике.
Дети читают, находят
информацию в последнем абзаце.
– Обратимся к автору (к учебнику).
|
|
Коммуникативные УУД:
- Совместно договариваться о
правилах общения и следовать им..
- Оформлять свои мысли в
устной форме.
- Слушать и понимать речь
других.
- Работать в парах.
Познавательные УУД:
- Умение ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя..
Регулятивные УУД:
- Умение проговаривать
последовательность действий на уроке.
- Умение работать по
коллективно составленному плану.
|
V. Первичное закрепление с проговариванием
|
Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи
|
– Предлагаю открытое знание использовать на
практике. Учитель раздаёт карточки группам.
ПРОВЕРКА.
1 предложение:
1)
Прочитай предложение.
2)
Прочитай выделенные
слова.
3)
Назовите падеж.
4)
Как определяли падеж?
2и 3 предложения – по такому же алгоритму.
Учитель по ходу рассуждения детей
проставляет порядок действий возле шагов алгоритма.
Какой признак самый существенный?
ОБЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ:
-назовите имена существительное в
именительном падеже?
– Прочитайте существительные винительного
падежа.
– С какой частью речи они употребляются?
– Какой вывод можете сделать?
– Учитель вывешивает на доску или записывает
в виде схемы вывод.
– Это ещё один признак, который
поможет нам отличить Именительный падеж от Винительного.
Занесём его в нашу таблицу.
Найдём подтверждение наших выводов в
учебнике (у автора – стр.105).
Прочитайте информацию в рамке.
Эта информация имеется в окончательном
варианте нашей таблицы, которую вы будете использовать в помощь для
самостоятельной работы.
|
Групповая работа
Дети, выполняют задание на карточках.
Фронтальная работа
Дети рассуждают:
-Выделили гл.члены предл., нашли существительное в именительном
падеже.
-Выделили сл-соч., задали вопрос + слово-помощник, определили, что
выдел. слово явл. второстепенным членом предложения – значит с/сущ. стоит в
винительном падеже.
–
С предлогами.
–
Без предлогов.
–
Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов, а в винительном
– с предлогами.
Дети читают правило в учебнике и находят подтверждение полученной в
ходе анализа информации.
|
|
Познавательные УДД:
- Выявление сущности,
особенности объектов.
- Обобщение и классификация по
признакам.
Регулятивные УДД:
- Оценивание учебных действий
в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УДД:
- Умение высказывать свое
отношение к событиям, выражать свои мысли.
- Оценивание поступков в
соответствии с определенной ситуацией.
|
VI Самостоятельная работа с самопроверкой
(взаимопроверкой)
|
|
Учитель выдаёт карточки с
заданием.
Учитель на карточке
помещает критерии самооценки (+, ?)
1. Кто получил такой же результат, как в
образце, переходят к самостоятельному выполнению задания максимального
уровня.
2. Кто испытал затруднения в работе – подойдите
ко мне.
Учитель работает
индивидуально с теми учащимися, кто ощутил затруднения и неуверенность (определяет
место и причину трудности и план выхода из ситуации).
|
1. Дети выполняют самостоятельную работу.
2. Выполняют САМОПРОВЕРКУ и проводят самооценку
+ (Эталон выполнения – на обороте доски).
3. У кого работа совпадает с эталоном,
возвращаются на рабочее место и переходят к самостоятельному выполнению задания
максимального уровня.
|
|
Познавательные УДД:
- Выявлять сущность,
особенности объектов.
- На основе анализа объектов
делать выводы.
- Обогащать и классифицировать
по признакам.
- Ориентироваться на развороте
учебника.
- Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
|
VII Включение нового знания в систему знаний и
повторение
|
|
Выполните задание
максимального уровня, проверьте по ключу на обороте доски.
|
Выполнение самостоятельной
работы детьми
|
|
|
VIII Рефлексия учебной деятельности
|
|
Проанализируйте
самостоятельную работу и заполните лист самооценки (над чем надо работать
самостоятельно и совместно).
|
Дети заполняют листы
самооценки и сдают учителю.
|
|
Регулятивные УУД:
- Соотносить результат своей
деятельности с целью и оценивать его.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности
|
Домашнее задание
|
стр.118, упражнение 3,
заполнить сравнительную таблицу на карточках.
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.