Урок русского языка в 4классе на тему:
«Склонение
имён существительных во множественном числе».
Цели и задачи
урока: познакомить учащихся со склонением имён
существительных во множественном числе; развивать логическое мышление,
память, речь, умение работать с информацией; воспитывать интерес к изучению
языка.
Оборудование: учебник русского языка для 4 класса автора Рамзаевой Т.Г., тетради,
карточки-задания, толковый словарь, доска.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Всё у меня в порядке:
Учебник, ручка, дневник и тетрадки.
На уроке не ленюсь,
Быстро я всему учусь.
2. Словарная работа (орфографическая и лексическая). (на доске)
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции…
- Где может происходить это действие? (на
вокзале)
- Действительно, на вокзале. (слово
вокзал появляется на доске)
Давайте скажем всё,
что знаем об этом слове:
- Сколько в нём
букв? Звуков? (7 букв и 7 звуков, 4 согласные и 3 гласные)
- Сколько слогов в
этом слове? (два)
- На какой слог
падает ударение? (на второй слог)
- Произнесите это
слово, выделив ударный слог.
- Какие орфограммы
надо запомнить? Вокзал (безударную гласную «О» и согласный
звук «К»)
-Ребята, а кто может дать толкование этого слова?
- А какое лексическое
значение слова вокзал даёт нам толковый словарь? ( «Вокзал - это здание
для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции или на пристани»).
3. Чистописание.
Массаж рук
1.
На дворе пошёл снежок: стучим пальчиками по
столу легонько сначала одним, потом другим, третьим, четвёртым, пятым. Ручки
замёрзли! Потрём ладошки …. Мы перчаточки надели, расправили, ручками
повертели, разогрели. Скажем хором: нам не страшен холод. Снимаем перчатки.
Приступаем к чистописанию.
- Запишите это
слово вокзал столько раз, сколько поместится на одной строке. Не
забудьте поставить ударение и подчеркнуть буквы, которые нужно запомнить.
- Кто составит
предложение с этим словом? (Работа у доски)
Подчеркнём в нём
грамматическую основу. Обозначим род, склонение, число и падеж слова вокзал.
Выделим окончание. Проверим (сильная или слабая позиция?).
4. Постановка темы урока.
-
А теперь вернёмся к записанному мною на доске отрывку из стихотворения
Маршака.
-
Найдите существительные в этом тексте.
Дама, багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
собачонку.
даме, на станции
квитанции
-
Среди названных существительных одно лишнее? Какое? (квитанции)
-
Почему? ( мн.ч.)
- Откуда узнали? (по слову четыре)
5. Подготовка к
усвоению новой темы.
- Я буду называть
существительные в единственном, а вы во множественном числе и будем записывать
их в два столбика: 1-сущ.ед.ч., 2 –сущ. мн.ч.
- Только вот как мы
сумеем доказать, что образованные нами существительные будут употреблены во
множественном числе? Ваши предположения? (существительные в ед.ч.обозначают
один предмет, а сущ.во мн.ч.-несколько предметов)
- А что скажет
научный сотрудник? (подготовленный ученик читает на стр. 122 правило)
Работаем с
комментированием у доски. Выделяем окончания у сущ.во мн.ч..
Страна, край,
апельсин, яблоко, дочь, тигр, парта, стол, метель, снега, туча, облако, сердце,
печь.
- Какие окончания
имеют существительные во множественном числе именительном падеже?
-и -ы -а
-я
Проверьте себя,
прочитав вывод на стр.123 учебника (самостоятельное чтение)
6.
Физкультминутка.
Подсолнух.
Во дворе растёт
подсолнух,
Утром тянется
он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним
второй, похожий,
К солнцу
тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками
по кругу.
Не задень
случайно друга!
Несколько кругов
вперёд,
А потом
наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы
чудесно,
И пора нам
сесть на место. (Дети садятся.)
7. Открытие
нового знания. Исследовательская работа.
- На какие типы
склонения разделяются все имена существительные? (1, 2, 3-е скл.)
- Как вы думаете,
будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?
- Давайте проверим
ваши предположения.
Мы разделимся на
группы и проведём исследование.
Вы должны будете
поставить во множественное число существительные
Страна, конь,
ель и просклонять. (работа в группах)
|
1-е скл.
|
2-е скл.
|
3-е скл.
|
|
Страна
|
конь
|
ель
|
И.п.
|
|
|
|
Р.п.
|
|
|
|
Д.п.
|
|
|
|
В.п.
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
П.п.
|
|
|
|
К доске
приглашаются ученики и выступают.
- Что вы заметили? (окончания
не зависят от склонения)
8. Вывод.
- Какой вывод можно
сделать? (во множественном числе существительные не различаются по
склонениям)
А что скажет
научный сотрудник? (стр. 124 правило)
- Так что же нового мы узнали на сегодняшнем
уроке? (что существительные во множественном числе по склонениям не
различаются)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
Склонение имён существительных во множественном числе. (появляется на доске)
9. Самостоятельная
работа.
Упр.244. Скопируйте
текст, выделите окончания существительных во множественном числе.
10.Итог урока.
Рефлексия.
- Ребята давайте
вспомним:
- Что обозначают
имена существительные во множественном числе? (много предметов)
- Что изменяется в
имени существительном при изменении его числа? (окончание)
- Различаются ли по
склонениям имена существительные во множественном числе? (нет)
- Что на уроке было
интересным?
- А что оказалось трудным?
10. Домашнее
задание.
Стр. 122 – 124
(правило) упр. 243
- Спасибо за урок!
Вы молодцы!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.