Урок русского языка в
4-м классе по теме: "Спряжение глаголов в настоящем и будущем
времени"
Горшкова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель:
1. Развитие умений соотносить временную форму глагола с его
начальной формой.
2. Распознавать спряжение глаголов с ударными окончаниями.
3. Спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.
4. Развитие речи, обогащение словарного запаса.
Оборудование: учебник русского
языка (4 кл.), карточки со словами, этимологический словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка. Слышится весенняя капель, журчание ручейков, щебет
птиц (дети проверяют готовность к уроку).
У.
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
В далёких просеках в бору.
У. Ребята, какое сегодня число?
Д. 4 апреля.
У. Запишите число. Классная
работа.
II. Развивающий момент.
У. Прочитайте слова, записанные на
доске
На доске: Зовут, лежат, разгрызёт,
запомнить, позовёте, молчать, записать, верить.
У. Чем похожи и чем отличаются эти
слова?
Д. Похожи тем, что все они
глаголы, а отличаются тем, что у них разное время и спряжение.
У. Верно. Определите время и
спряжение этих глаголов. (Дети определяют время и спряжение).
У. Запишите себе в тетрадь эти
глаголы.
У. Давайте выделим в словах
знакомые нам орфограммы.
Д. В слове зовут –
безударная гласная о. Проверочное слово – зов, и т.д.
3. Сообщение темы урока.
У. Как вы думаете, для чего нам
нужно уметь определять спряжение глагола?
Д. Чтобы правильно писать
окончания глаголов.
У. Верно. Мы продолжим работу над
распознаванием и спряжением глаголов в настоящем и будущем времени.
IV. Распознавание формы глагола. Комментированное письмо.
Развитие орфографической зоркости.
У. А сейчас выполним письмо с
комментированием.
- Весеннее солнце заливает всю окрестность.
Д. Солнце (какое?) весеннее. В
этом слове безударная гласная е. Проверочное слово вёсны.
Солнце – среднего рода. Значит и прилагательное весеннее
– среднего рода. Поэтому пишем окончание – ее.
Д. В слове солнце
непроизносимая согласная л. Глагол заливает – имеет окончание ет,
т. к. это глагол 1 спряжения. В этом же слове безударная гласная и.
Проверочное слово лить.
В слове окрестность непроизносимая согласная т.
Проверочное слово – крест. В конце предложения ставится точка.
У. Белые цветы покрывают зелёные листочки. Ещё прозрачные
леса как будто пухом зеленеют.
(Дети подробно комментируют предложения.)
У. Давайте ещё раз вернёмся к
глаголам в предложениях и устно поставим их в неопределённую форму.
Д. Заливает (наст. вр.) – заливать
(неопред. форма)
Покрывают (наст. вр.) – покрывать (непред. форма)
Зеленеют (наст. вр) – зеленеть (неопред. форма)
V. Работа по учебнику.
№ 450 – чтение, разбор, письмо.
Дифференцированная работа. (В
последней строчке отметить словосочетания).
VI. Физкультминутка.
VII. Обогащение словаря. (Работа с этимологическим словарём.)
У. Ребята, какой сейчас месяц?
Д. Апрель.
У. Откройте этимологический
словарь. Найдите родину этого слова и что оно обозначает.
Д. Родина слова Апрель –
Древний Рим; обозначает – “тёплый”, “солнечный”. Апрель – снегогон, водолей,
цветень. Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.
У. Какие цвета дружат с апрелем?
Д. Голубой; зелёный; красный.
У. Какие синонимы можно подобрать
к слову голубой?
Д. Лазурный, бирюзовый, небесный.
У. К слову зелёный?
Д. Изумрудный, малахитовый.
У. К слову красный?
Д. Румяный, алый, багряный,
пурпурный, рубиновый.
VIII. Развитие речи.
На доске: Апрельский цветок ломает
снежок.
У. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете смысл этой
пословицы?
Д. Пробуждаются первые цветы – подснежники, 13 апреля зацветает
мать-и-мачеха.
У. Определите спряжение и время
глагола, выделите изученные орфограммы.
Д. Глагол ломает (1спр.,
наст. время).
В слове цветок безударная гласная е. Проверочное
слово цвет.
В слове ломает безударная гласная о. Проверочное
слово ломка.
В слове снежок безударная е. Проверочное слово снег.
IX. Работа по группам.
У. Ребята, каждой группе даны
карточки, в которых два глагола. Эти глаголы стоят в неопределённой форме.
Нужно изменить лицо, число глагола и определить спряжение.
1 группа:
благодарить (в 3 лицо, ед. число) –
удивлять (в 1 лицо, мн. число) –
2 группа:
посылать (в 3 лицо, ед. число) –
спросить (в 1 лицо, мн. число) –
3 группа:
рассказать (во 2 лицо, ед. число) –
начинать (в 3 лицо, ед. число) –
4 группа:
бывать (в 3 лицо, мн.число) –
играть (во 2 лицо, мн. число) –
5 группа:
работать (в 1 лицо, мн. число)-
рубить (во 2 лицо, ед .число) –
6 группа:
толкать (в 3 лицо, мн.число) –
тонуть (в 3 лицо, ед. число) -
X. Развитие оперативной памяти.
На доске: Зажурчат ручейки. Зацветут подснежники.
У. Ребята, ваша задача – распространить
предложения.
Д. В апреле зажурчат говорливые
ручейки.
Д. На проталинке зацветут первые
подснежники.
У. Запишите предложения. Найдите
глаголы. Определите время и спряжение. Выделите изученные орфограммы.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.