Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)

Урок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)

Скачать материал

 

КГУ «Гимназия «БЭСТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

Предмет: русский язык

 

Тема: «Состав слова»

 

3 «Б» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных

 классов: Носкова Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   г. Петропавловск, 2014 г.

Тема урока: Состав слова.

 

Цель урока: обобщение и закрепление сведений о частях слова, полученных на предыдущих уроках.

 

Задачи урока: научить делать выводы, проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, логическое мышление, правильную речь, память, мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность, любовь к природе, чувство прекрасного.

 

Тип урока: урок – обобщение.

 

Вид урока: урок с использованием интерактивной доски.

 

Наглядность: интерактивная доска, картинки с изображением овощей, картинки с изображением грибов, тест, кластер.

 

 

Ход урока

 

І. Положительная мотивация учащихся к уроку.

- Сәлеметсіңдерме, балалар! (Сәлеметсізбе)

- Отырыңдар, садитесь!

 

ІІ. Рефлексия: «Минутка тишины».

- Давайте сядем удобнее, чтобы спина была ровной, руки и ноги не скрещиваем. Давайте посидим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку, закроем глаза… (пауза). Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли (пауза). Скажем тихо-тихо все вместе Матушке-Природе «спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье, радость и хорошее настроение. Сейчас медленно откройте глаза, потянитесь высоко-высоко к солнышку, в разные стороны. Глубоко вдохните. Вот так, молодцы!

 

ІІІ. Повторение изученного материала.

- Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что вам известно о составе слова. Народная мудрость гласит: «Красиво писать – красоту творить». Откройте тетради, запишите число, классная работа, подчеркните орфограммы.

 

А) Минутка чистописания.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

 

Поспевает брусника,                                Стаи птиц улетают

Стали дни холоднее,                                Прочь, за синее море.

И от птичьего крика                                 Все деревья блистают

В сердце стало грустнее.                          В разноцветном уборе.

                                                        (К. Бальмонт)

- А как по-казахски будет осень? (күз)

- Соблюдая технику непрерывного письма и нижнего соединения букв, напишем слово осень до конца строки.

 

- Нравится ли вам осень?

- Чем занимаются люди осенью?

 

Б) Словарная работа.

- Давайте с вами напишем словарный диктант. На доске появятся картинки, а вы с красной строки с большой буквы запишите самостоятельно название овоща в тетрадь, поставьте ударение и выделите орфограммы.

(Помидор, огурец, капуста, морковь, картофель).

 

- Проверяем (дети комментируют).

 

-Кто знает, как по-казахски будет помидор (қызанақ), огурец (қыяр, ұгіршік), капуста (орамжапырақ, қырыққабат), морковь (сәбіз), картофель (картоп, ақтүйнек)?

 

В) Упражнение в различении и подборе однокоренных слов.

- Отгадайте загадку: Кто, как только жарко станет

                                    Шубу на плечи натянет,

                                    А нагрянет холод злой –

                                    Скинет с плеч ее долой? (Лес)

 

- Как на казахском языке будет лес? (орман)

 

- Подберем родственные слова к слову лес (запись на доске столбиком).

- Образуйте от слова лес имя прилагательное, которое отвечает на вопрос какой?

- Как называют человека, который ухаживает за лесом?

- Какое слово получится, если мы к слову лес допишем суффикс –ок?

- Какое слово получится, если мы к слову лесок допишем приставку пере-?

 

                                              Лес

                                              Лесной

                                              Лесник

                                              Лесок

                                       Перелесок (Дети записывают слова в тетрадь)

 

- Кто может объяснить, что такое перелесок? (Перелесок – небольшой лес, отделенный полянами от других лесных участков или редкий лес, соединяющий густые леса.)

 

- Выделите корень во всех словах.

- Для чего нужен корень, какую роль он играет? (Правило)

- При помощи какой части слова образовалось прилагалельное  лесной?

- Что такое суффикс? (Правило)

- При помощи какой части слова образовалось  лесник? Лесок? Перелесок?

- Что такое приставка? (Правило)

- Выделите окончание. Что такое окончание, для чего оно служит? (Правило)

- В словах лес, лесник, лесок, перелесок какое окончание?

- Что такое нулевое окончание? (Правило)

- Как называется часть слова без окончания? (Правило)

 

- А теперь давайте сделаем вывод, какие части слова служат для образования новых слов, а какие для связи слов в предложении?

 

IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

 

Г) Разбор слов по составу.

- Представьте, что мы с вами отправились в лес на «тихую охоту». Кто знает, что значит «тихая охота»?

- Как нужно вести себя в лесу?

 

- Как на казахском языке будет гриб? (саңырауқұлақ)

- А какие грибы вы знаете? (Ответы детей)

- Отгадаем загадки и запишем отгадки в тетрадь.

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

 Зовусь я - ...

                   (Подосиновик.)

 

Зашёл мужик в сосняк,

нашёл мужик слизняк,

Бросить жалко,

съесть сыро.

                  (Груздь.)

 

Ходят в рыженьких беретах,

 осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

 золотистые ...      

                                           (лисички.)

 

- Определим порядок разбора слова по составу, с чего же мы начнем? (Окончание, основа слова, корень, приставка, суффикс.)

(Запись на доске и в тетрадь, разбор орфограмм, разбор слов по составу).

 

Груздь, подосиновик, рыжик.

(Три ученика работают у доски.)

 

- Составим предложение со словом груздь.

(Запись предложения в тетрадь с комментированием, разбор орфограмм, разбор предложения по членам).

 

Д) Задание: подберите к схемам по одному слову, связанному с осенью: корень, корень+суффикс, приставка+корень+суффикс+окончание.

 

Е) Тест «Состав слова».

- А сейчас с помощью теста выясним, как же вы усвоили тему «Состав слова».

 

1.Укажите главную часть слова:

    а)приставка     б)корень      в)основа

 

2.Найдите слово с нулевым окончанием:

    а)облако   б)  город       в) книга

 

3.Найдите слово  с приставкой:

    а)принести    б) печь   в) катать

 

4.Укажите лишнее слово:

    а) гром      б)громкий     в)громадный

 

5.Укажите  слово к схеме:   приставка+корень+окончание

    а)записка    б)думать       в)походы

 

 (Самопроверка.)

 

Ключ к тесту:  б, б, а, в, а

 

 

V. Итог урока.

 

- Сегодня на уроке мы с вами завершаем и обобщаем тему «Состав слова» и  с помощью кластера подведем итог нашему уроку. Из каких же частей может состоять слово.

 

- Назовите изменяемую часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

 

- Как называется часть слова, в которую не входит окончание?

 

- Назовите часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

 

- Назовите часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

 

- Назовите часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

 

- Посмотрите внимательно на кластер и скажите, какая часть слова является самой главной?

 

Радиальная диаграмма

VI. Оценивание.

 

VII. Домашнее задание.

 - Напишите в тетрадях небольшое эссе на тему «Осень», расскажите, как вы относитесь к осени.

 - Дети, большое спасибо за активное и дружное участие на нашем уроке. Сабақ аяқталды. Сау болындар! До свидания!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 3 классе на тему "Состав слова" (закрепление)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Старший рекрутер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Состав слова.

 

Цель урока: обобщение и закрепление сведений о частях слова, полученных на предыдущих уроках.

 

Задачи урока: научить делать выводы, проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, корень, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, логическое мышление, правильную речь, память, мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать самостоятельность, любовь к природе, чувство прекрасного.

 

Тип урока: урок – обобщение.

 

Вид урока:урок с использованием интерактивной доски.

 

Наглядность: интерактивная доска, картинки с изображением овощей, картинки с изображением грибов, тест, кластер.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 032 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 332
    • DOCX 58.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Носкова Надежда Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Носкова Надежда Ивановна
    Носкова Надежда Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14760
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1112 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 275 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе