I.
Организационный момент
|
Учитель
читает стихотворения. Слайд 1.
Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету прока.
-
Я вас приглашаю на урок русского языка.
Восточная
мудрость гласит:
Слайд 2.
Приобретать знания – храбрость.
Приумножать – мудрость.
А умело применять – искусство!
-
Я желаю вам быть на уроке активными, думающими, работоспособными и дружными.
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Регулятивные:
-нацеливание
на успешную деятельность.
Личностные:
- проявляют готовность к
работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя. Коммуникативные:
-
формирование умения слушать и слышать
|
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднения. Выявление места и
причины затруднения. Постановка учебной проблемы.
|
1. Работа с карточкой: Слайд 3.
- Сегодня на уроке вы будете
опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю, работая в паре,
выполнить небольшой тест, соединяя части определения.
Изменяемая
часть слова
Часть
слова без окончания
Общая
часть родственных слов
Часть
слова перед корнем служит для образования новых слов
Часть
слова после корня служит для образования новых слов
|
корень
окончание
суффикс
основа
приставка
орфография
|
Проверили
по компьютеру.
- Какое
слово лишнее? Что такое орфограмма?
(Буква
или слог, которые требуют правила проверки написания)
- Что
нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)
- В
какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)
- Какие
правила правописания корней вы знаете? (Слайд
4)
Ø
Проверяемые
безударные гласные.
Ø
Парные
звонкие и глухие согласные.
Ø
Непроверяемые
безударные гласные (словарные слова).
Ø
Непроизносимые
согласные.
Ø
Двойные
согласные.
- Какая
же тема нас интересует больше всего? Разгадаем кроссворд.(слайд 5)
КРОСССВОРД
- Что
нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи
- Группа
дружных детей. Коллектив
- Шестой
день недели. суббота
- Удивительный
вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. Троллейбус
- Устройство
для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше
дома. Антенна
- Во
мне два к. Не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте
Я точный, чистый и опрятный,
Иным
же словом - аккуратный
7.
Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут ……аллея
- Кто
попробует сформулировать тему нашего урока?
(Правописание
слов с удвоенными согласными)
Слайд 6.
- Что вы
знаете о словах с удвоенными согласными?
Они
пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук.
Написание этих слов нужно запомнить или проверять по словарю.)
2.
Прочитайте данные слова: сумма, класс, группа, рассказ, осинник. Слайд 7.
- Что их
объединяет? (это всё существительные, во всех есть удвоенная согласная)
- Какие
слова из этой группы вы бы исключили и почему?
-
Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная
согласная?
- Попытайтесь объяснить, каковы
должны быть ваши действия, когда вы встречаетесь с удвоенными согласными?
- Чему
же вы должны научиться на уроке?
(Учиться
находить слова с удвоенными согласными, грамотно писать эти слова и не только
узнавать изучаемую орфограмму, но и определять, в какой части слова она
находится.) Слайд 8.
|
Вспоминают
правила значимых частей слова. Находят лишнее слово (орфограмма), объясняют,
что это такое и вспоминают правила написания орфограмм в корне слова. Развивают
графическую зоркость. Формулируют задание. Выполняют его, работая в парах. Разгадав
кроссворд, формулируют тему урока.
Слушают
учителя, изучают предложенные для наблюдения слова, исключат лишне и находят
в них общее (наличие удвоенной согласной).
Формулируют
цели урока.
|
Регулятивные:
-
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
-
постановка и решение проблемы;
Личностные:
-
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
-
умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
III. Построение проекта выхода из затруднений.
|
1. Наблюдения –
исследования. Вернёмся к нашим словам.
Ø
Давайте
проследим, где в слове могут быть двойные согласные, заполняя при этом
карточку – помощник
Слайд 9.
Карточка – помощник
(удвоенные согласные)
Удвоенные согласные
встречаются…
|
Примеры
|
- В
корне слова
|
класс, сумма, группа
|
- На
стыке приставки и корня
|
рассказ
|
- На
стыке корня и суффикса
|
осинник
|
Дети
отвечают на вопросы и заполняют карточку - помощник.
- Где
стоят удвоенные согласные в словах класс, сумма, группа? (в
корне слова) Слайды 10 - 11.
- На
стыке каких значимых частей находятся удвоенные согласные в слове рассказ?
(на стыке приставки и корня) Слайды 12
- 13.
- А в
слове осинник? (на стыке корня и суффикса) Слайды 14 - 15.
Сделайте
вывод: -
Где в слове встречается удвоенная согласная?
-
Сравните свои выводы с записью в учебнике стр. 123. Прочитайте. Расскажите
друг другу.
|
Совместно
с учителем составляют план урока.
Знакомятся
с карточкой – помощником.
Выполняют
словообразовательный разбор слов и приходят к выводу о том, что удвоенные
согласные могут быть в корне и на стыке приставки
и корня, корня и суффикса. Предлагают свои формулировки цели учебной
деятельности на уроке
|
Регулятивные:
- целеполагание.
Познавательные:
- самостоятельное
выделение учебной цели и способ решения проблемы;
Личностные:
-
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться приходить к общему решению
|
IV.
Объяснение нового материала. Первичное закрепление во внешней
речи.
Физкультминутка
|
1.
Работа по учебнику. Слайд 16.
Выполнение
задания коллективно
Стр. 122
упр. 236
-
Прочитайте слова а алфавитном порядке.
-
Распределите в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.
͡ ̚ ͡ ͡ ˄
перрон
беззвездный картинный
ванна ввозить матросский
шоссе рассказать осинник
аккуратный
ссора
суффикс
коллектив
Учитель. Встаньте,
пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при
этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Слайд 17.
Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
- Садитесь. Давайте и глазкам дадим отдых.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
|
Учатся
решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать,
наблюдать, делать выводы. Распределяют слова в три столбика, в зависимости от
места в слове удвоенной согласной.
|
Р – принимают и сохраняют
цель, учебную задачу. Выполняют учебные действия по намеченному плану;
адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
П – самостоятельно находят
в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных
заданий
К – ориентируются на позицию
партнера в общении и взаимодействии.
Пр. – воспринимают смысл читаемых
текстов, выделяют необходимую информацию.
Л – осуществляют
профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются
здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке
|
V. Включение в систему знаний и повторение.
VI.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
|
1.
Работа по образованию родственных
слов.
Прочитайте
слова. Слайд 18. Что в них
общего. Чем отличаются? Подберите однокоренные слова имена прилагательные.
Группа - групповая
Лимон -
лимонный
Выявление,
как образовалось новое слово, где находятся двойные согласные.
(Двойные
согласные находятся в корне слова и на стыке корня и суффикса).
2.
Замените словосочетания синонимом-прилагательным.
Определите, где в словах находятся удвоенные согласные. Слайд 19.
Человек
без совести, нечестный, наглый - бессовестный
Жизнь
без заботы – беззаботная
Небо без
звёзд - беззвёздное
- Как вы
поняли: в каких же случаях встречаются удвоенные согласные?
3.Самостоятельная
работа с применением уровневой дифференциации.
- Предлагаю вам самостоятельную работу с
выбором задания по уровням. Слайд 20.
1 уровень : рабочая тетрадь
стр. 65 упр. 164
2 уровень: замените данные толкования словами,
которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой
части слова стоит удвоенная согласная.
а) Солёная
вода для засолки овощей.
б)
Собрание картин или камней.
в)
Художественное произведение небольшого размера.
г)
Шестой день недели.
3 уровень: восстановить
деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую
орфограмму.
Инна,
рассказ, длинный, читает.
ребята,
группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для.
-
Работы будут мною проверены и выставлены оценки.
|
Повторяют
правило.
Выполняют
коллективно упражнение, позволяющее вспомнить, в каких случаях встречаются
удвоенные согласные.
Выполняют
самостоятельную работу с применением уровневой дифференциации.
|
Пр. – имеют представление о
многообразии норм языка, различают орфографические и грамматические нормы,
знают опознавательные признаки изучаемой орфограммы.
Регулятивные:
-
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск
и выделение необходимой информации;
-
анализ, построение логической цепи рассуждений.
Личностные:
-
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
-
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный
выбор;
Коммуникативные:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
VII.
Рефлексия деятельности на уроке.
|
Слайд 21.
-
Достигли ли вы поставленной цели?
- Какое
задание помогло вам в этом?
|
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения.
|
Регулятивные:
-
оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные:
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
-
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.