Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

Скачать материал

МКОУ "Горнореченская основная общеобразовательная школа"

Учитель: Ковальских Татьяна Васильевна

Урок русского языка в 3 классе

"Изменение имен существительных по числам"

(урок - путешествие)

Тема урока: Изменение имен существительных по числам.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:

-  формировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа  имени существительного.   

Обучающие задачи:

 - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

 - изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

 - способствовать развитию речи, внимания.

 Воспитательные задачи:

 - воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.

Оздоровительная задача:

- предупредить учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Личностные:

—  проявлять интерес к русскому языку.

Метапредметные:

—  понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

—  работать с орфоэпическим словарём;

—  планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

—  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

—  провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:          

  • определять число имён  существительных;
  • изменять число имён существительных;
  • распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

 

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. карточки для самостоятельной  работы , рисунки сказочных героев (кота, рыбки), магнитные буквы, слова из словаря на "цветочных лепестках", два картонных кружка  с буквами А и О.

 

 

 

ХОД  УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

—  Личностные  УУД: Самооценка готовности к уроку.

—  Метапредметные  УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

1.Организационный момент. Психологический настрой на работу.

- Ребята, рада вас видеть. Желаю вам показать на уроке хорошие знания. Начинаем урок.

 У вас на партах лежат линеечки успеха .Сегодня каждый из вас оценит свою работу  с помощью этой линеечки. Я очень хочу, чтобы вы успешно поработали. Но для этого необходимо постараться. Я желаю вам удачи.

-Послушайте строчки известного литературного произведения и скажите, кто их автор:

У Лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём  и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит...

 

-Назовите автора этих строк. (А.С.Пушкин)

- Сегодня мы будем путешествовать с Учёным котом

 

На доске - рисунок кота Баюна

 

.   

    - Конечная цель нашего путешествия - дойти до Золотой рыбки и узнать от неё важное сообщение.

 

2. Каллиграфическая минутка

-Отправная точка нашего путешествия - минутка чистописания. Надо постараться написать каллиграфически правильно "цепочку" из букв и одно предложение (ученикам, которые медленно пишут), два предложения (остальным ученикам).

-Как составлена "цепочка"? (первое звено: "прописная буква О, строчная буква о, строчная буква п,...)

-Как продолжить "цепочку"? (Сст, Тту, Ууф)

  На доске:  (буквы письменные)

 

Ооп    Ппр    Ррс  

У  Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.

 

 

- Тетрадь лежит "уголком". Спинку держим прямо.

Если будете стараться,

Буквы красивыми будут получаться.

- Проверьте свою работу. Оцените по линеечке успеха. (Цукермана)

2.Актуализация опорных знаний.
Цель: Актуализировать знаний о   существительном

—  Личностные УУД : умение  видеть и признавать свои ошибки.

—  Метапредметные    УУД :умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

—  Предметные  УУД :знания о  существительном, его признаках.

  1)Игра "Шифровка"

- Кот Баюн зашифровал слово. Чтобы его прочитать, надо убрать повторяющиеся буквы.

На доске буквы с магнитами:   (слово "число")

 

Ш Е Ч Д И О Ш С Е Д О Л О

 

 

- Слово "число" сегодня на уроке будет ключевым, т.е. главным.

- Посмотрите, какие слова приготовил Учёный кот.

На доске - слова на карточках

 

МОРЕ     БЕРЕГА     ДУБ

ПЕСНЯ  СКАЗКИ   СЛЕДЫ

 

- К какой части речи они относятся? Почему так думаешь?

- С какой частью речи будем работать на уроке?

- Что вы знаете об имени существительном?(вопросы, значение, роль в предложении, собственные , нарицательные, одушевлённые , неодушевлённые).

3 .Введение в тему
Цель:  Сформировать представление о результате

*  Личностные  УУД:  умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

*  МетапредметныеУУД: целеполагание

*  ПредметныеУУД: затруднение в определении числа имени  существительного.

1) "Разбей слова на две группы"

- На какие две группы можно разделить слова? (слова в ед.числе и во мн. числе)

На доске:

        МОРЕ                                                  БЕРЕГА

        ДУБ                                                     СКАЗКИ

        ПЕСНЯ                                                СЛЕДЫ

 

- В  благодарность за то, что вы хорошо справились с заданием, кот Баюн приготовил две коробки.

4. Открытие нового знания.
Цель:  Сформировать  умение определять число имен существительных.

—  Личностные   УУД :умение удерживать учебную задачу

—  МетапредметныеУУД :владение  правильной речью,

—  ПредметныеУУД :понятия о частях речи.

1)Постановка темы урока

- На одной написано «подарок», на другой «подарки». Какую коробку выберете. Почему?

-  Какое слово обозначает один предмет? Оно в каком числе употребляется? Какое слово обозначает много предметов? Оно в каком числе употребляется? Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время путешествия? (изменять имена существительные по числам)

(а из коробки можно достать небольшие сувениры по усмотрению учителя)

- Какого числа бывают имена существительные? Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе? А во множественном?

На доске открываю тему

Тема урока: Изменение имен существительных по числам

 Учащиеся формулируют тему урока, ставят задачи (открываем по ходу их называния)

1.      Изменять существительные по числам

2.      Определять  среди слов имена существительные  единственного числа и множественного числа .

3.      Подбирать  по грамматическим признакам подходящее имя существительное.

 

 

2)Игра  «Наоборот »  (игра с мячиком)

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и, наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

 Школа - ….., вёдра - ….., сапог - ….., воробей - ….., поле - ….., шапка - ….., карандаши - ……., яблоко - …….. . (дети отвечают по «цепочке»)

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

- Давайте изменим число у имён существительных, которые нам приготовил кот Баюн (море - моря, дуб - дубы,...)

- Запишем пары слов  красиво в тетради. Взаимопроверка в паре.

-Что заметили, когда изменяли число у имён существительных? (изменялось окончание). Давайте выделим окончания.

Читают сведения в учебнике на стр. 20

5.  Первичное закрепление  УУД

Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения числа  имени существительного.

Личностные УУД :развитие умения выбирать действия по достижению цели

МетапредметныеУУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

ПредметныеУУД :умение применять знания на практике.

 

1) Работа с орфоэпическим словарём учебника (стр. 21 упр. 31) устно

2)  Работа с предложениями (стр. 21 упр. 29)

  Задача детей: составить предложения, употребив в них имена существительные в другом числе.

 Работа с предложением : распространить одно предложение и подчеркнуть основу.

6. Физкультминутка "Цветы"
Цель:  сформировать ценностное отношение к своему здоровью

Наши нежные цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши нежные цветы закрывают лепестки.

Дружно засыпают, головой качают.

 

(На сайте "Учительский портал" смотрите  другие физминутки  в моей разработке - презентации "Физминутки для ребят" http://www.uchportal.ru/load/0-0-56612-0-17 )

 

7. Словарная работа.

- Откройте орфографический словарь учебника и повторите словарные слова.

Игра "Собери цветок"

- Кот Баюн предлагает игру. У волшебных цветов опали лепестки. Если вы правильно выполните задание , выбрав нужную букву, то цветы вновь "оживут".

Ученики берут лепестки - слова и прикрепляют их к букве А или О

(в словах пропущена непроверяемая безударная гласная буква а или о)

-Молодцы! Вы не забыли, что нам надо добраться до Золотой рыбки. Надо ещё поработать.

8. Включение нового знания в систему знаний.

 УУД: сформировать навык определения числа сущ., опираясь на выведенный способ.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  Восстанови текст сам (текст на доске закрыт).

Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; установление аналогий и причинно - следственных связей

Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Работа в группах: найти по грамматическим признакам подходящее имя существительное.

 В снежных шапках  стоят (им.сущ., мн.ч., неодуш). Но зимний (им.сущ.,ед.ч.,неодушев. ) живет. Стучат по стволу (им.сущ.,мн.ч.,одушев.). У куста трусливый (им.сущ.,ед.ч., одушев.) грызёт кору. За елью скрылась хитрая (им.сущ.,ед.ч.,одушев.).

Слова для справок: пни, лисица,  лес, дятлы,  заяц.

9.Контроль и оценка
Цель:  сформировать  чувство  самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

МетапредметныеУУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Предметные  УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

 Коллективная самопроверка, зачитать по предложению.

10.  Рефлексия
 Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

—  Личностные УУД :осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

—  МетапредметныеУУД :умение сравнивать, делать выводы;

—  ПредметныеУУД :применение новых знаний в жизненных ситуациях.

-Вот мы и дошли до Золотой рыбки.

На доске - рисунок рыбки

- Послушайте, какое сообщение она приготовила для вас:

"Ребята, надо дружить с русским языком, учить правила, и если не лениться, то можно всему, всему научиться!"

- А теперь каждый из вас пусть закончит фразу:

—  Я знаю ………………………………………

—  Я умею ……………………………………….

—  У меня получается ……………….................

—  Я могу ………………………………………..

—  Мне ещё надо поучиться …………………….

—  Мне ещё трудно ………………………………

 

11. Итог урока. Самооценка детей по линеечке успеха

-Завершается наш урок, думаю, будет полезно и интересно обменятся мнениями об участии в уроке.

УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

-Оцените свою работу на уроке по линеечке успеха.

12. Домашнее задание

Стр. 20 читать сведения, стр. 21 упр. 30

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 3 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в форме путешествия.

 Учащимся  надо добраться до Золотой рыбки и прочитать важное сообщение. Им помогает кот Баюн, который предлагает интересные задания.

Цель урока:

-  формировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  формы числа  имени существительного.   

Обучающие задачи:

 - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

 - изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

 - способствовать развитию речи, внимания.

 Воспитательные задачи:

 - воспитывать в учащихся интерес к литературе, аккуратность, взаимовыручку.

Оздоровительная задача:

- предупредить учебную перегрузку.

Планируемые результаты:

Личностные:

  проявлять интерес к русскому языку.

Метапредметные:

  понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

  работать с орфоэпическим словарём;

  планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

  слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

  провести рефлексию своих действий на уроке.

 Предметные:          

 

  • определять число имён  существительных;
  • изменять число имён существительных;
  • распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 513 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 378
    • DOCX 3.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковальских Татьяна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковальских Татьяна Васильевна
    Ковальских Татьяна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 13161
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 515 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 394 человека из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 211 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методические навыки и эффективность обучения школьников на уроках литературы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 40 человек