Урок
обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа 2100»
Тема:
Упражнения в чтении и письме.
Корень.
Однокоренные слова.
Тип
урока: изучения нового материала.
Цель: формирование
коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
образовательные:
совершенствование каллиграфических и читательских умений,
развивающие:
развитие логических операций, развитие умения мыслить, формирование умения
анализировать текст
воспитательные: воспитание
культуры общения (умения слушать и слышать других).
I.
Повторение.
-С какой буквой мы познакомились вчера на
уроке? (С буквой В)
-Оденьте схему-человечка в костюм. (Один
ученик выходит к доске и характеризуя звуки выбирает из размещенных на доске
«ботиночек» и «шапочек» подходящие и «одевает» звуковичка.)
-На доске вы видите рисунки (Ведро, вишня,
волк, вилы, ваза.) Что изображено, назовите.
-Что общего?
-Подумайте, как можно разделить эти
рисунки на две группы.
II.
Работа над родственными словами.
-Посмотрите на доску. Там выросло
волшебное дерево и на нем вместо листьев растут слова (На ветвях записаны
слова: водяной, подводник, в его «корнях» написан корень – вод
-).
- Прочитайте слова про себя.
- Прочитайте вслух (Несколько ребят читают
по 1 слову.).
- Кто может объяснить значение слова
«подводник»?
- Давайте обратимся к словарю и проверим
наши предположения (чтение значения слова по толковому словарю).
- Что интересного заметили в словах?
(Общая часть.)
- Какая? Как она называется? (Корень.)
- Посмотрите как я выделяю корень в этих
словах.
- Как называются такие слова?
(Однокоренные слова или родственные.)
- Кто сможет придумать ещё однокоренные
слова с корнем –вод-?
- Я тоже придумала слово и хочу его написать
его на наше дерево – в.дичка. Но вот беда, у меня возникло затруднение
при написании, помогите мне выбрать правильную букву.
- Что необходимо сделать? (Подобрать
проверочное слово или посмотреть в словаре.)
- Как пишутся корни родственных слов?
Вывод:
Корни родственных слов пишутся одинаково под ударением и без ударением.
- А теперь отгадайте загадку:
Хищный
клюв – всегда крючком.
По
ночам она летает,
Спит
на дереве лишь днем (сова).
-Как узнали, что это сова? (На доску
вывешивается картинка с изображением совы.)
Физ.
минутка «Совушка».
- Как ласково можно назвать сову?
(Совушка.)
-Что делает слово ласковым? (Суффикс
–ушк.)
-Как называют птенца совы? (Совенок.)
(На доске появляются напечатанные
однокоренные слова.)
- Задание: Списать слова, поставить
ударение, выделить корень.
(Один ученик работает на индивидуальной
доске.)
-Проверка: Назовите слова с
безударной гласной в корне слова.
Назовите проверочное слово. Почему оно
является проверочным? Как называются эти слова? Почему?
- Задание: Выполним звуко-буквенный
анализ слова «совушка».
(Один ученик объясняет на доске; два
ученика работают по карточкам, на которых несколько слов; четыре ученика
работают в парах «сильный-слабый».
- Проверка: Проанализируйте работу
в парах. Какие замечания?
- Домашнее задание: В «Азбуке»
слова второго и третьего столбика прочитайте и выделите корень.
- О каких словах мы говорили на уроке?
- Пригодятся ли знания, полученные на этом
уроке в дальнейшем?
Физ.
Минутка.
III.
Работа с текстом.
1) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название текста.
- Что такое «выставка»? (Обращение к
словарю.)
-О чем может пойти речь в рассказе с таким
названием?
- Посмотрите на иллюстрацию к тексту.
Можете ли вы дополнить свои предположения, о чем будем читать?
- Оправдаются ли наши предположения? Это
мы узнаем, когда прочитаем рассказ.
2) Работа с текстом во время чтения.
Самостоятельное чтение текста.
- Так о чем вы прочитали? Правы мы были
или нет?
Прочитайте 1-2 предложение:
- Какое незнакомое слово встретилось?
- Что такое «водопад»?
- Кто нарисовал водопад?
- Как напечатаны слова «Виктор» и
«Владик»? Почему?
Прочитайте 3 предложение:
- Прочитайте, кто вышивал вигвам?
- Есть ли ко мне вопросы по этому
предложению? (Объяснение лексического значения слова «вигвам» и показ
картинки.)
Прочитайте 4-5 предложение:
- Кто приготовил пироги и торт?
- Чья красивая полка висит на стене?
Прочитайте 6 предложение:
- Что сделал Павлик?
- Ему кто-нибудь помогал? (нет, он все
делал сам.)
- Какой знак стоит в конце этого
предложения? Что он обозначает?
- Прочитайте предложение с выражением.
- Закройте глазки и представьте выставку
ребят, о которой мы сейчас прочитали. Понравилась вам она?
- Хотели ли вы подружиться с этими
ребятами? Почему?
- У нас в классе тоже выставка
книжек-малышек. Вы сами сочинили сказки и сами проиллюстрировали их.
Прочитайте 7 предложение:
- Кто еще участвовал в выставке?
- Что он принес?
- Он сам вырастил цветы? Докажите.
- Почему он так сделал?
- Расскажите о своем отношении к Вове. Что
бы вы посоветовали ему?
Прочитайте 8 предложение:
- Кто пришел в класс смотреть выставку?
- Останутся ли довольны папы и мамы ребят
тем, что увидят на выставке?
- А родители Вовы?
- В конце предложения ставится точка, а
здесь что за интересный знак увидели?
- В русском языке такой знак называется
многоточием и показывает, что мысль незакончена. Автор задумался. Что же будет
дальше?
IV.
Домашнее задание:
1) Прочитайте еще раз рассказ и придумайте
продолжение этого рассказа.
2) Для более слабых детей: в тексте
подчеркните слова, написанные с большой буквы и объясните их написание.
V.
Рефлексия.
-Оцените свою работу на уроке.
Если все было понятно, если со всеми
заданиями справились уверенно – свой жетон разместите на верхней ступеньке.
Если вы затруднялись, чувствовали себя
неуверенно – свой жетон разместите на этой ступеньке.
Если на уроке было трудно, с заданием не
справлялись – жетон разместите ниже.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.