Урок
русского языка
Тема:
«Мы слова похожие, как родственники схожие»
Цель:
создать условия для изучения и первичного усвоения и
закрепление новых знаний.
Задачи:
- обучающие создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять
группу родственных слов;
-развивающие развивать умения
самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку;
-воспитательные
воспитывать чувства товарищества и
взаимопонимания.
Формы работы учащихся:
фронтальная, работа в парах, игровая, самостоятельная работа.
Оборудование:
компьютер, медиапроектор, экран, документ-камера.
Учебник:
|
С.В. Иванов «Русский
язык» 1 класс УМК: «Начальная школа 21 века»
|
Ход
урока
I.
Мотивационный этап.
1)
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лидия
Николаевна. Я приехала к вам из Подмосковья, а точнее из Гжели.
Вы волнуетесь?
- Что нам необходимо для успешной работы
на уроке?
(Внимание, старание, знания,
взаимопомощь)
- В конце урока вам надо будет выполнить
самостоятельную работу, поэтому все эти качества необходимы.
2)
Запись на левом развороте доски
|
|
–
Прочитайте на доске предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
- Что это?
(Пословица)
- Как вы ее понимаете?
(Человек умный, грамотный
справится с любым заданием, ответит на любой вопрос)
- Пусть эта пословица будет девизом нашего
урока.
II.
Целеполагание и планирование.
1)
Формулирование темы урока.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных
гор уже снега
Сбежали
мутными ручьями
На потопленные
луга.
Улыбкой ясною
природа
Сквозь сон
встречает утро года;
Синея блещут
небеса.
Еще
прозрачные, леса
Как будто
пухом зеленеют.
Пчела за данью
полевой
Летит из кельи
восковой.
Долины сохнут
и пестреют;
Стада шумят, и
соловей
Уж пел в
безмолвии ночей.
- О каком времени года говорит А.С.Пушкин в своем
стихотворении?
(О весне)
-Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он — старший …
(Брат)
- Точки рыжие весной
На носу девчушки.
Называются они
Правильно –
веснушки.
- Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (Мама)
- Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (Папа)
На экране друг за другом появляются слова: весна, брат, веснушки,
мама, папа, веснушчатый, веснянка)
-
Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки.
- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столе эти же слова.
Разделите их на две группы.
Прохожу по классу и смотрю, как работают дети.
- Как бы вы назвали слова этой группы? (Семья,
родственники)
- Слова весна, веснушки, веснушчатый,
веснянка – тоже родственники. В русском языке их называют родственными
словами.
Записываю
на доске: Родственные слова (под числом).
|
|
- Ребята, вы догадались, как будет звучать тема нашего урока? (Родственные
слова)
- На какой вопрос вы должны будете
ответить?
(Какие слова называются родственными?)
Открываю на доске запись.
2)
Планирование деятельности.
- Чему мы будем учиться на уроке?
·
Узнаем, какие слова называются родственными.
·
Выбирать родственные слова.
·
Упражняться в подборе родственных слов.
- Молодцы, вы правильно сказали. А я еще
вот что добавила.
·
Делить слова на группы.
·
Конструировать слова.
·
Находить общую часть родственных слов.
III.
Открытие нового знания.
1)
- Посмотрите снова на слова, которые поставили во вторую
группу.
весна
веснушки
веснушчатый
Слайд 8
с подчеркнутым корнем
|
|
веснянка
- Как они называются? (Родственными)
- Чем они похожи?
- Почему их записали в отдельную группу?
(Во
всех словах есть одинаковая часть весн-)
Запись
на правой створке доски
|
|
2) Проблемная ситуация.
-
Прочитайте на доске слова.
водяной
водичка
водитель
подводный
-
Я утверждаю, что эти слова родственные.
Молчу, выдерживаю паузу.
(Учащиеся высказывают свое мнение)
Слова «водяной», «водичка», подводный» имеют отношение к
слову «вода», а слово «водитель» имеет другое значение.
-
Верно, ребята. Для того, чтобы слова назывались родственными, необходимо два
условия.
Открываю по очереди два листа на доске. Появляются записи: «близки
по смыслу» и «имеют общую часть (корень)».
3)
Лексическая работа.
-
Что же такое корень?
( Общая часть родственных слов)
-
Какое еще значение имеет слово корень?
Подземная часть растений – корень.
Часть зуба – корень.
В математике есть знак действия – корень.
Общая часть родственных слов – корень.
-
Корень слова принято обозначать дугой.
На доске выделяю корень в словах «водяной» и т.д.
4)
Работа с пословицей (девиз урока).
- Вернемся к девизу нашего урока: Ум да
разум надоумят сразу.
- Посмотрите очень внимательно на слова.
Что заметили?
(Там есть родственные слова
с корнем «ум»)
- Запишите предложение и
выделите корень.
IV.
Первичное
закрепление
1)
Упражнение в делении слов на группы
родственных слов.
-
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой домик».
-
Мне нужны четыре помощника:
-
У каждого из вас на столе лежит желтая карточка с записанным на ней словом.
Возьмите ее и прочитайте слово, которое записано.
-
Мы сейчас с вами окажемся в зимнем лесу, где стоят 4 домика. Вы должны
определить, в каком домике живет слово, которое написано на вашей карточке.
Потом подойти к нему, а мои помощники проверят.
садик
светло лиса цветочек
садовник
светить лисий цветок
садовый
светлячок лисонька цветок
садовод
светильник лисичка цветник
садовник
посветить листик
зацвёл
листок
цветочница
лисища цветочный цветущий
Проверяю
- Запишем слова, которым не нашлось домика, подберем для них
родственные и выделим корень. (Лист,
листик, листок, листопад)
|
|
На
правой створке с обратной стороны.
|
|
2)
Конструирование слов.
-
Вы любите играть в конструктор?
-
Что вы конструируете?
-
Я вам предлагаю конструировать родственные слова.
Открываю правую створку доски.
С помощью магнитов прикреплены два корня «мороз», «холод» и
различные части слов.
Дети выходят по очереди и составляют слова.
V. Самостоятельная
работа с самопроверкой по образцу.
1)
Выполнение работы.
-
Ребята, много заданий мы делали сообща. А сейчас вам сейчас предстоит
поработать самостоятельно.
-
У вас лежат карточки с двумя заданиями.
Читаю задания.
-
Что будете выделять? (Корень)
На
выполнение задания 4 минуты.
|
|
|
|
|
|
|
|
1 вариант
- Найди и зачеркни лишнее
слово. У оставшихся слов выдели их корень.
горе, горевать, гора,
горюшко, загоревал
- Найди в тексте родственные
слова, выдели корень.
В нашем саду появился ёжик. Алёша взял его домой.
Вечером мальчик увидел ежиху. Она пришла за ежом. Алёша вернул ежонка в сад.
|
|
|
|
2 вариант
- Найди и зачеркни лишнее
слово. У оставшихся слов выдели их корень.
больница, боль,
заболел, большой, больной
- Найди в тексте родственные
слова, выдели корень.
Мы с
папой ходили на рыбалку. Он поймал большую рыбу. А я маленькую рыбёшку. Мы
её отпустили в реку. Дома мама сварила рыбный суп.
|
|
|
|
|
|
2)
Самопроверка по образцу.
- Ребята,
посмотрите на экран и проверьте свою работу.
- Кто выполнил оба
задания верно?
-
Кто выполнил правильно только первое задание?
Резервный материал (для тех, кто выполнил задание раньше)
Даю
карточку тому, кто закончил раньше времени.
Задание:
придумать как можно больше родственных слов.
Дождь,
VI.
Рефлексия.
–
Подведем итог урока.
-
С какими словами знакомились? (Родственными)
-
На какой вопрос мы должны ответить? (Какие слова
называются родственными?)
-
Какие слова называются родственными? (Которые
близки по смыслу и имеют общую часть)
- Что вам удалось
на уроке, какие были трудности?
Дают ответы, используя начало предложений из листа рефлексии.
- Вы многое
сделали, многое вам удалось. Почему? Потому что, ум да разум надоумят сразу. Вы
молодцы. Спасибо за работу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.