Урок
русского языка в 1 «Б» классе. УМК «Система Л.В. Занкова».
Учитель
первой квалификационной категории Устюжина Надежда Ивановна
Тема:
«Предложение. Как получаются предложения»
Цели:
1.Образовательные: формировать представление о предложении как единице речи, уметь
составлять предложения, изменяя окончания слов; развивать умение списывать,
диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге.
2.Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи,
фонематического слуха, мышления.
3.Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке,
положительной мотивации к учебе.
4.Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, игровая
форма работы, двигательная активность в ходе урока во время физкультминуток,
пальчиковая гимнастика, самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на
уроке.
5. Исследовательские: исследование предложения.
Тип урока: Изучение новой темы
Технические
средства обучения (ТСО):
- Компьютер,
- Мультимедийный
проектор,
- Презентация
- Смарт-доска
Ход
урока.
1.Организационный момент
Добрый день и
добрый час!
Как
я рада видеть вас.
Друг
на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
2.Каллиграфическая пятиминутка
- Ребята, сегодня на уроке русского языка
мы вновь отправимся в путешествие и поедем мы на паровозике, но сначала этот
паровозик надо построить. Вы согласны? Строить его, мы будем, опираясь на
наши знания по русскому языку. Начинаем? (да)
Начнем с загадки:
- Вы скажите мне друзья,
Что увидеть нам нельзя?
Стук калитки, шум дождя
Вы не видели, друзья?
А кто видел пенье птиц,
Шелест новеньких страниц,
Звон трамвая, бой часов,
Как шуршат под полом мыши-
Это всё мы только слышим.
Если мы в ладоши хлопнем,
Или мы ногою топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим …(звук).
На экране появляется 1 вагон «Звуки»
- Вот и
построили первый вагон
- А что вы знаете о звуках? (Бывают
гласные – воздух проходит свободно, и согласные - воздух встречает преграду,
согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, гласные
ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда
твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч, Ь и Ъ звука не обозначают и
разделяют согласный с гласным Ь смягчает согласный).
- Как на письме обозначаются звуки?
(буквами)
На экране появляется 2 вагон «Буквы»
- Вот мы построили второй вагон/
- Сейчас на минутке чистописания мы с вами
напишем букву, которая является лишней среди других на этом слайде (и), почему?
(гласная)
- Из каких элементов состоит эта буква?
(палочка, качалочка, крючок, секрет…)
Учитель записывает букву на доске с устным
проговариванием детей
- Запишите целую строку букву и
- Ребята, а что получится, если буквы встанут
рядом – согласная с гласной? (слог)
- Правильно, дружат гласная с согласной,
составляя вместе…(слог).
На экране появляется 3 вагон «Слоги»
- Мы построили следующий вагон.
- Запишите на следующей строке по одному разу
слоги ил, ир, ид.
- Какое соединение в первом слоге? (нижнее),
во втором слоге? (среднее)…
- Что общего во всех слогах? (начинаются на
и заканчиваются на твердый согласный звук)
- Поменяйте
местами буквы в слогах и запишите их
- Прочитайте что получилось (ли, ри, ди, )
- Что произошло с согласными? (они стали
мягкими) Почему? Какие еще гласные звуки смягчают предыдущие согласные?
(е,ё,ю,я)
3.Актуализация знаний уч-ся.
- Ребята, а если слоги поставить рядышком, что
получится? (слова)
На экране появляется 4 вагон «Слова»
- Придумайте слова с написанными слогами
(лиса, лимон, рисунок, диван…_
- На какой вопрос они отвечают? (кто? что?)
- Как называются такие слова?
(существительные)
- Как называются слова, отвечающие на вопросы,
какой? ... (прилагательные)
- Как называются слова, отвечающие, на вопрос
что делает? …(глагол)
- А что получится, если слова встанут в ряд по
смыслу? (Предложение).
- А что такое предложение? (Слова, связанные
по смыслу; в них выражается законченная мысль; в предложении всегда о чём-то
или о ком-то говорится и что-то говорится, большая буква в начале предложения,
в конце ставится .?!»)
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня
будем работать? (предложение)
- Правильно, предложение.
На экране появляется 5 вагон - паровоз «Предложение»»
- Мы будем учиться составлять предложения.
- Ребята, паровозик спрашивает, а что самое
важное в предложении: смысл, большая буква или точка в конце? (ответы детей)
- Вот на этот
вопрос мы тоже постараемся ответить
- Посмотрите на экран, а это предложение?
(Нет)
- Почему нет? (смысл непонятный)
- Что нужно сделать, чтобы эти слова стали
предложением? (изменить слова). Как?
- Прочитайте, что у вас получилось (на
тропке шуршит ёжик)
- Теперь понятно, о чем говорится в
предложении? (да)
- Что вы для этого сделали? (изменили слово
шуршать)
- Проверим, правильно ли вы составили
предложение, паровозик уже составил его для вас, прочитайте предложение
на слайде.
Физминутка
«Карусели»
4.Работа над новой темой.
- Ребята, паровозик приглашает нас заглянуть в
учебник на стр.5 и поработать с упражнением №4 (дети открывают учебник,
читают задания)
- Вы поняли предложения? (нет). Почему?
(смысл непонятен)
- Что нужно сделать, чтобы предложения стали
понятными? (изменить некоторые слова) Изменяйте!
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Спишите правильные предложения к себе в
тетрадь.
Проверка с паровозиком по слайду.
Задание №2 (устная работа)
- Составьте два предложения. Какие слова в
этих предложениях изменились?
- Скажите еще раз, что нужно сделать со
словами, чтобы получилось предложение? (надо слова расставить так, чтобы был
смысл)
- Скажите паровозику, какой вывод мы можем
сделать, исходя из этих заданий? (слова в предложении связаны по смыслу, а
если смысла нет то надо изменять слова)
5. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная
работа по карточкам.
- Паровозик подготовил для вас карточки. Прочитайте
их, исправьте ошибки в предложениях (работа в парах)
Ярко светить весеннее
солнышко. На дерево набухли почки.Что громко журчать по дорожке? Это весело
шуметь ручей. Как хорошо весной на улица!
- Прочитайте исправленный текст паровозику и
мне, а мы проверим.
Проверка на слайде.
- Найдите и прочитайте вопросительное
предложение, восклицательное предложение
- Что вы делали в предложениях? (изменяли
слова), зачем? (чтобы понять смысл)
-Так ответьте на
вопрос, который я задала в начале урока, что важнее в предложении большая
буква, точка,? ! или смысл? (смысл)
- Что нужно
сделать в предложении, если смысл непонятен? (изменять слова)
- Ребята как вы думаете мы сегодня все
узнали про предложение или нет? (нет)
- конечно, правил про предложение еще много
и мы с ними обязательно познакомимся
6.Итог урока.
- Вот мы и подъехали к концу урока,
паровозик хочет узнать, чему вы научились на уроке и приготовил для вас
последнее задание, оно называется «Продолжи предложение…»
- Я научился_________
-Мне
понравилось_____________
- Мне было трудно
_____________
7. Рефлексия (дети
ставят себе оценку за урок: желтый смайлик – 5, красный смайлик – 4
- Паровозик прощается с нами и желает нам
счастливого пути по огромной стране под названием «Русский язык».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.