Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка в 10 классе на тему:

Урок русского языка в 10 классе на тему:

Скачать материал

Урок русского языка в 10 классе на тему:

«Употребление числительных в речи» (на материале олимпийского движения).

Цели:

 - закрепить  и систематизировать полученные  знания и отработать умения обучающихся по теме: «Правописание и употребление числительных»;

 - отработать умения правильно склонять числительные в речи, навыки правописания имен числительных;

 - совершенствовать  речевую грамотность обучающихся.

Форма урока: нестандартная

Тип: урок-игра

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, справочный материал, раздаточный материал.

 

Эпиграф:

          Как обойтись без числа

          Наука точная могла?

          Расчет во всяком деле нужен,

          Поэтому с числительным будь дружен!

Ход урока:

Учитель:

- Здравствуйте те, кто спешил на урок!

-Здравствуйте те, у кого хорошее настроение!

-Здравствуйте те, кто впервые в этом кабинете!

-Здравствуйте те, кто сегодня будет  хорошо, активно работать на уроке!

-Здравствуйте! Сегодня 19 февраля 2014 года. Третий день недели. Через 4 дня на главном стадионе в Сочи пройдет церемония закрытия XXII  Зимних Олимпийских игр. Следующие зимние Олимпийские игры состоятся в Южной Корее в 2018 году через 1460 дней. Но это в будущем, а сегодня тема урока: «Употребление числительных в речи».

-Давайте определим цель нашего урока.

              Звучит «Гимн XXII  Зимних Олимпийских игр».

- Как вы думаете, почему я сделала такое вступление к уроку?

(Самая злободневная сейчас тема – Олимпийские игры – невозможна без числительных: 2014-й год; XXII  Зимние Олимпийские игры и т.д.).

- Я уверена, что вы многое знаете об истории олимпийского движения, участниках и победителях олимпийских игр; смотрите трансляции со спортивных стадионов в Сочи по телевизору. Выражу общее мнение: каждый мечтает побывать на Олимпиаде. В силу определенных причин, стать участниками олимпийских игр мы с вами не можем. Но право болеть за российских спортсменов у нас никто не отнимал.

Мы все будем очень рады, если в будущем кто-то из вас будет представлять Россию на Олимпийских играх.

   У нас в запасе есть еще 4 дня, в течение которых мы будем продолжать активно болеть за наших спортсменов. Финалом станет просмотр церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в историю Олимпийских игр и стать участником церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

- Предлагаю каждому заполнить «Личную карту болельщика» и пройти тест-контроль (приложение 1).

- Тест-контроль пройден успешно. Желаю вам удачного путешествия.

-Давайте проведем игру «Спортлото» и распределимся на группы.

(Участники с четными номерами занимают места в первой группе, с нечетными – во второй).

-Займите свои места, уважаемые пассажиры! Во время нашего путешествия поезд будет останавливаться на различных станциях.

- Станция «Олимпийские игры современности».

Заполните пропуски в предложениях, опираясь на справочный материал (приложение 2).

1.Первые современные Олимпийские игры состоялись в  ____ году  в Афинах.

2.В ____ г. был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня: факел зажгли направленным пучком солнечных лучей. 

3.В ____ г. Пьер де Кубертен  придумал Олимпийскую эмблему – пять колец, сцепленных между собой.

4.В ____ г. впервые прозвучала Олимпийская клятва.

5.В ____ г.  были учреждены Зимние Олимпийские игры.

6.В ____ г. были проведены впервые Паралимпийские игры.

 

-Числительные какого разряда встречались в вашем тексте? Определите их роль?

-Станция «Спортсмены-легенды».

В истории Олимпийских игр спортсмены разных стран оставили яркий след. Вы видите предложения с пропусками. Вставьте пропущенные числительные и запишите их словами.

 

1.Лариса Латынина – легендарная советская гимнастка, обладательница ____________________ олимпийских медалей разного достоинства. (18)

 

2.Рекорд  Ларисы  Латыниной  по количеству медалей смог побить только в 2012 г. знаменитый американский пловец Майкл Фелпс. В его копилке ______________________ медали, из которых  ___________________– «золото». (22; 18)

3.Николай Андрианов – советский гимнаст, обладатель _______________________ олимпийских  медалей. Он неоднократно устанавливал мировые рекорды, 2 раза его имя заносили в Книгу рекордов Гиннеса.  (15)

4.Героем Норвегии является лыжник У. Бьорндален, обладатель _________________ олимпийских наград. (7)

 

5.Особой любовью в России пользуется фигуристка Ирина Роднина, чемпионка_______ олимпиад. (3)

 

6.Легендой женской сборной по лыжным видам спорта является Любовь Егорова. На её счету ________________ медалей. (9)

 

7.Российской надеждой является Ирек Зарипов, молодой лыжник, обладатель _____________ золотых наград  Паралимпийских игр. (4)

 

8.Поражает своими достижениями немецкий легкоатлет Генрих Попов, обладатель _____________________________ медалей, завоеванных на Паралимпийских играх. (24)

 

 

-Числительные какого разряда встречались в вашем тексте? Определите их роль.

-Станция «Отдыхайка!»(Презентация-релаксация «Зимнее чудо»).

 

-Станция «Супер-тренинг!»

-Внимание! Только что по электронной почте я получила два письма. Они адресованы вам, ребята!

Выполните задание (приложение 3).

- Согласитесь, ребята, рассказывать о выдающихся спортсменах, о людях, которые поражают не только спортивными достижениями, но и силой духа, трудно без употребления имён числительных Часто числительные мы записываем цифрами. Но каждый образованный человек должен знать, как писать и произносить слова этой части речи, чтобы не нарушать орфоэпические, орфографические и грамматические нормы языка. Предлагаю вам  усовершенствовать свои навыки употребления числительных в речи.

 

- Станция  «Это интересно!».

 

   Прочитайте статьи, чётко проговаривая имена числительные. Там, где это необходимо, выберите один верный вариант из нескольких предложенных.

 

  1. В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми, восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

  2. Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 262 (двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди чемпионов 137 (сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин.  На 12 (двенадцатый) деньXXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства: 182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и 183 (сто восемьдесят три) бронзовых.

-Давайте представим себя в роли дикторов общественного телевидения и озвучим разобранный материал.

 

Видеоролик. Звучит заставка «Новостей» Первого канала.

Ученик 1: Добрый день, уважаемые телезрители!

Ученик 2. В эфире «Новости».

Ученик 1. С Вами ________________________________________.

Ученик 2. Сегодня 13 (тринадцатый) день  Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Ученик 1. В  2014 (две тысячи четырнадцатом) году в XXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских играх в Сочи участвуют спортсмены из 88 (восемьдесят восьми, восьмидесяти восьми) стран. Это более 2800 (две тысячи восемьсот, двух тысяч восемьсот, двух тысяч восьмисот) спортсменов. Состоятся соревнования в 7 (семи) видах спорта по 15 (пятнадцати, пятнадцать) спортивным дисциплинам: лыжному спорту, конькобежному спорту, сноубо́рдингу, сла́лому, лыжной акробатике, биатлону, бобсле́ю, кёрлингу, ске́лето́ну.

Ученик 2.Всего с 1994 (с тысяча девятьсот девяносто четвёртого, с тысячи девятисот девяноста четвёртого) года  в Зимних и Летних Олимпийских играх стали чемпионами 262 (двести шестьдесят два, двесте шестьдесят два) россиянина. Среди чемпионов 137 (сто тридцать семь) мужчин и 125 (сто двадцать пять) женщин.  На 12 (двенадцатый) деньXXII (двадцать вторых) Зимних Олимпийских игр в Сочи за всю историю олимпийских игр в копилке российской сборной 529(пятьсот двадцать девять) медалей разного достоинства: 182 (сто восемьдесят две) – золотых, 164 (сто шестьдесят четыре) серебряных и 183 (сто восемьдесят три) бронзовых.

Ученик 1. Пожелаем удачи нашим спортсменам на Олимпиаде в Сочи на предстоящих соревнованиях.

Ученик 2.  О новых событиях расскажут «Новости».

Ученик 1. До новых встреч.

 

-Спасибо, ребята, вы прекрасно справились с ролью дикторов.

 

- Осталось всего _4_дня до закрытия Олимпийских игр. У сборной России есть еще время для изменения положения в общекомандном зачете. Давайте поддержим сборную России! (кричалки).

 

+ Россия! Вперед! Тебя победа ждет!

+ Россия! Вперед! Россия! Давай!

   Победу свою не отдавай!

+ Флаг России – круче, выше!

   Гимн – звучи, чтоб был ты слышен!

 

- Вот мы и добрались до последней станции «Активный болельщик». Здесь вас ждет сюрприз. (Звучат «Фанфары»). Каждый участник сегодняшнего виртуального путешествия получает бесплатный абонемент на просмотр церемонии закрытия XXII  Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Рефлексия.

- Позвольте у вас, участников виртуального путешествия, взять интервью:

- Что нового узнали?

-Что предприняли и чего смогли  достичь?

-Каким было ваше настроение?

-В чем видите пользу от сегодняшнего урока?

-С чем уходите с урока?

 

 

Домашнее задание.

Напишите текст о достижениях своего класса с использованием числительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

           Личная карта болельщика  № 1

 

 (фамилия, имя в Р.п.) __________________________________

 

        (дата заведения) _____________2014г._

Пол          муж.жен.

                         Возраст ___________

                         Вес _______________

                         Рост ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест-контроль «Склонение числительных».

Вариант 1:

1.      Укажите пример с ошибкой в форме имени числительного:

 

1)    восьмьюстами пятьюдесятью пятью дисками

2)    (о) девятисотах шестидесяти семи рублях

3)    семистам тридцати восьми детям

4)    четыремстам восьмидесяти пяти часам

 

      2. В каком сочетании слов имеется ошибка?

              1) семеро котят

              2) нас четверо

              3) пятеро женщин

              4) трое детей

 

       3.Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:

1) семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью

2) семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстамивосемьюдесятью двумя

3) сто девяти, шестьсот семьдесят двум

4) девятьсот девяносто девять, двести семьдесят два

       4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

            1) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.

            2) Температура дошла до тридцати девяти градусов.

            3) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.

            4) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.

 

  5. Укажите пример без ошибки в форме числительного: 

            1) (о) девятьсот пятидесяти шести рублям

            2)семисот тридцать семь книг

 3)четырьмьюстами восьмьюдесятью пятью телефонами

 4)шестьюстами пятьюдесятью четырьмя килограммами

 

 

 

 

 

 

 

 

Личная карта болельщика  № 2

 

 (фамилия, имя в Р.п.) __________________________________

 

        (дата заведения) _____________2014г._

Пол          муж.жен.

                         Возраст ___________

                         Вес _______________

                         Рост ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест-контроль «Склонение числительных».

Вариант 2:

1.Укажите пример с ошибкой в форме числительного:

   1)девятьсот пятьдесят шесть попугаев

   2) сто две кошки

   3) семьюстами тридцатью восьми обложками

   4) девятьсот тридцать восемь

 

  2. В каком сочетании слов имеется ошибка?

    1) семеро котят
    2) трое детей

    3) нас четверо
    4) пятеро женщин

       

     3. Укажите вариант ответа, в котором оба числительных имеют правильную форму:

      1) сто девяти, шестьсот семьдесят двум

      2) семьсот тридцать семь, восьмистами пятьюдесятью пятью

      3) семьсот семьдесят шесть, четырьмьюстами восемьюдесятью двумя

      4) девятьсот девяносто девять, двести семьдесят два

      4. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?

        1) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.

        2) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.

        3) Наше село в полутораста километрах от города.
        4) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых     раза.

  5. Укажите пример без ошибки в форме числительного: 

 

         1) семисот тридцати восьми наборов

         2) восьмистами сорока девятью монетами

         3) двести пяти книгам

         4) триста сорока девяти

 

 

 

Приложение 2

Энциклопедическая справка

 

        Первые современные Олимпийские игры состоялись в 1896 году в Афинах. В соревнованиях участвовали спортсмены 13 стран. А четыре года спустя атлетов принял Париж. Так была установлена периодичность, традиционная для древних игр.

  Олимпийские игры имеют клятву, девиз, эмблему, флаг.

Олимпийская клятва (впервые прозвучала в 1920 г.): «От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, вhttp://sochi2015.com/wp-content/uploads/2008/07/image_big_17544.jpg истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд».  В 2000 году в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов «Citius, Altius, Fortius», что  означает «Быстрее, выше, храбрее (сильнее)». Эту фразу впервые сказал французский священник Анри Мартин Дидон на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Слова понравились Кубертену, и он посчитал, что именно они отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийская эмблема (разработана Пьером де Кубертеном в 1913 г.) состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец – символов пяти континентов. На флаге любого государства есть по крайне мере один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

Олимпийский флаг: изображение олимпийской эмблемы на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время Игр. Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 г. Олимпийский флаг используется на церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующей Олимпиады.

   В 1912 году был возрожден ритуал зажжения Олимпийского огня.

иВ1924 г. были учреждены Зимние Олимпийские игры (Белые Олимпиады), которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. В 1994 г. время проведения Зимних Олимпийских игр было сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

 

       Первые Игры для инвалидов  (Паралимпийские игры) были проведены в 1948 году в английском городе Сток Мандевилль. Они стартовали в день начала Олимпиады в Лондоне. С 1960 года Паралимпийские игры проводятся после окончания Олимпийских игр.

 

Приложение 3

    Здравствуйте, ребята!

Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении.

Новости короткой строкой:

Российская двойка лидирует в соревнованиях по бобслею

Вчера, 16 февраля

Александр Зубков и Алексей Воевода из России лидируют по результатам первого дня олимпийских состязаний по бобслею среди двоек, состоявшихся в воскресенье в Центре санного спорта «Санки».

 

Задание: Какой частью речи являются слова двойка,первого(дня)

 

 

 

 

      Здравствуйте, ребята!

Каждый день мы обсуждаем сводку новостей с Олимпиады в Сочи и радуется успехам спортсменов. Предлагаем и вам принять участие в обсуждении.

Новости короткой строкой:

Алексей ВОЕВОДА

Двукратные чемпионы мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайт установили новый мировой рекорд по количеству баллов за короткий танец, приблизившись к завоеванию первого олимпийского золота сборной США в танцах на льду.

 

Задание: Какой частью речи являются слова двухкратные (чемпионы),первого(золота)

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Официальный сайт Олимпийских игр в Сочи /http://www.sochi2014.com.

2.Свободная  энциклопедия «Википедия»/http://ru.wikipedia.org.

http://www.olympic-champions.ru/

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка в 10 классе на тему:"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема "Имя числительное" сложная и одновременно интересная.

Эпиграф к уроку:

          Как обойтись без числа

          Наука точная могла?

          Расчет во всяком деле нужен,

          Поэтому с числительным будь дружен!

Главная задача учителя при изучении темы - научить школьников правильно склонять и грамотно употреблять числительные в речи.

Тип урока: нестандартный.

Форма урока: урок-игра.

Учащимся предлагается отправиться в виртуальное путешествие в историю Олимпийских игр и стать участником церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

Урок построен на материале олимпийского движения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 432 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 6 класс VIII вид. ОВЗ.
  • Учебник: «Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.
  • Тема: Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  • 01.10.2020
  • 721
  • 41
«Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (VIII вид)*», Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 656
    • DOCX 193.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чайкина Татьяна Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чайкина Татьяна Ильинична
    Чайкина Татьяна Ильинична
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9455
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детства и подросткового возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека