Инфоурок Русский язык КонспектыУРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

Скачать материал

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ

 

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме

                               «Местоимение». Активизация внимания к синтаксической     

                               роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

                           2. Продолжение работы по развитию монологической речи  

                               учащихся, умению анализировать поэтический текст.

                           3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических

                               текстов А.С.Пушкина.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, карточки с заданием

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: слово учителя, работа в группах, беседа

 

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап.

Психологический настрой.

Вывод на тему урока.(2-3 мин.)

     Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы вы не забыли пройденный материал? Какова цель этого урока?

 

 

II. Операционный этап.

 

   1. Лингвистическая разминка (10-12 мин.)

    Работа в группах по вариантам.

    Контроль учителя.

    Цели

    В процессе выполнения задания закрепить навыки:

              Определять разряд и начальную форму местоимений;

              Определять синтаксическую роль местоимений;

              Правильно писать неопределенные и отрицательные местоимения;

              Правильно употреблять местоимения в речи.

 

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Поставьте местоимения в начальную форму.

(н.)(с) кем не встретился

(н.) (с) кем поговорить

(н..) (о) чем сожалеть

(н..) (о) чем не спросил

(н..)  (в) какой игре не участвовал

(кое) (за) чем зайти

2. поставьте местоимения в начальную форму, укажите их разряды. У каких местоимений нельзя определить разряд или начальную форму вне контекста?

Собой, таков, их,

о чем-то

Этому, кое о чем, моего,

н..кто

Н..кому, столько, твоего, обо мне

3. Подчеркните местоимения как члены предложения.

Никто не знал, что произошло.

Никому не удалось ему помочь.

Птицы, которые так радовали нас своим пением, улетели.

4. Укажите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

Мы вчера были у их в гостях.

Собака услышала ее имя и громко залаяла.

Я ничего не знаю об них планах.

Катя договорилась с подругой, что она зайдет за ней.

Друзья спорили о этом давно.

Художник закончил писать портрет, и его купил известный коллекционер.

 

2. Работа над поэтическими текстами. (5 мин).

 Общеклассная устная работа.

  Индивидуальная работа по карточкам.

  Контроль учителя.

 

ЭТАП 1.

 

Группа А. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

     Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством

      связи?  

 

Группа В. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

     О чем говорит поэт в этих строках? Какова синтаксическая роль и

      Функция в тексте местоимения «таков»?

 

Группа С. Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Деревня». Какие чувства испытывает поэт, находясь вдали от города? Какие средства выразительности используются в стихотворении, какова роль личного место-

имения?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Индивидуальная работа по карточке.

Подчеркните местоимения как члены предложения.

 

       Приветствую тебя, пустынный уголок,

       Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

       Где льется дней моих невидимый поток

       На лоне счастья и забвенья!

 

 

 

ЭТАП 2. (12-15 мин.)

Цель.

       Уметь определять в поэтических текстах функции местоимений различных разрядов, способствующих созданию образной поэтической картины.

 

Устная работа в группах по вариантам.

Индивидуальная работа по карточкам.

С сообщением по каждому варианту выступает один из учащихся.

Контроль учителя.

Уровень 1.

     Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Какие чувства вызывают у вас эти строки? Какую картину создает поэт в каждом стихотворении? Какие средства выразительности, и с какой целью использует их автор?

     Выясните, местоимения какого разряда преобладают в тексте? Чем, по-вашему, обусловлено употребление именно этих местоимений?

 

1 вариант

Задание. Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

                                          Кто, волны, вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

          Кто в пруд безмолвный и дремучий

                                         Поток мятежный обратил?

 

2 вариант

Задание. Подчеркните местоимения как члены предложения.

 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

                                 Шумит Арагва предо мною.

  Мне грустно и легко; печаль моя светла;

                                 Печаль моя полна тобою,

                                 Тобой, одной тобой…

 

3 вариант

Задание. Поставьте местоимения в начальную форму, укажите их падежи и разряды.

  Прощай же, море! Не забуду

 Твоей торжественной красы

   И долго, долго слышать буду

                                           Твой гул в вечерние часы.

   В леса, в пустыни молчаливы

                                           Перенесу, тобою полн,

                                           Твои скалы, твои заливы,

   И блеск, и тень, и говор волн.

 

 

Уровень 2

Цель.

     Уметь анализировать поэтический текст, определять роль местоимений различных разрядов в раскрытии темы произведения и в создании поэтических образов.

 

Выполняется в тетради.

Контроль учителя.

    Прочитайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Бонапарт и черногорцы». Письменно проанализируйте стихотворение, предварительно продумав ответы на следующие вопросы.

1.     О чем рассказывается в данном стихотворении?

2.     Как оно построено?

3.     Как связаны предложения в тексте, что является средством связи предложений в тексте?

4.     Как раскрываются образы Бонапарта и черногорцев?

5.     Какова роль этих местоимений в создании этих образов?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

3. Срез знаний (10 мин.)

Цель. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме.

 

ТЕСТ

1. Установите соответствия между разрядами местоимений и приведенными словами:

А. Личные                       1. (увидели) их

Б. Неопределенные        2. некто

В. Отрицательные          3. ни о ком

Г. Притяжательные        4. их (работа)

                                          5. не за кого

2. Найдите ошибку:

А. Я увидел себя в зеркале.               Мест. «себя» употр. в Род. пад.

Б. Мне не о чем жалеть.                    Нач. форма мест. «не о чем» - «нечего»

В. Столько новых слов!                    «Столько» - указательное местоимение

 

3. Укажите предложения, в которых местоимение является подлежащим:

А. Мне не удалось его встретить.

Б. Кто может ответить на вопрос?

В. Деревья, которые мы посадили, зазеленели.

 

4. Укажите местоимения, в написании которых нет ошибок:

А. кое о ком

Б. низачто

В. не о чем не спросил

Г.чей-нибудь

    Д. ни во что не верю

 

    5. Определите вид связи предложений в тексте. Что является средством связи? Укажите разряды местоимений и их синтаксическую роль.

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный голос твой

                                        И поэтические слезы.

                                                                         (А.С.Пушкин)

 

III. Рефлексия (1-2 мин.).

Подведение итогов урока.

     Какая цель была поставлена нами в начале урока? Достигли ли вы ее? Довольны ли вы своей работой? Почему?

 

Домашнее задание. 1. Составьте тест-вопросник по теме «Местоимение».

                                    2. Напишите лингвистический рассказ или сказку о

                                        местоимении.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

SMM-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 А КЛАССЕ

 

ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Закрепление знаний, умений и навыков по теме

                               «Местоимение». Активизация внимания к синтаксической     

                               роли местоимений в предложении и их функциям в тексте.

                           2. Продолжение работы по развитию монологической речи  

                               учащихся, умению анализировать поэтический текст.

                           3. Эстетическое воспитание учащихся на основе поэтических

                               текстов А.С.Пушкина.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          ОБОРУДОВАНИЕ: слайды, карточки с заданием

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: слово учителя, работа в группах, беседа

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.11.2014 848
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ашенова Айнагуль Сериковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ашенова Айнагуль Сериковна
    Ашенова Айнагуль Сериковна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24224
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1514 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 28 регионов

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе