Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / урок русского языка Сочинение по теме "Зима""(2 класс)

урок русского языка Сочинение по теме "Зима""(2 класс)

7


Тема урока

Обучающее сочинение по теме : «Зима»

Дата урока

 

Тип урока

обучающий

Цель урока:

Задачи урока:

Развитие письменной речи через составление текста по заданной теме

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

Образовательные
ресурсы

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, изд.

Презентация «Обучающее сочинение к уроку по теме : «Зима», видео «Зимняя сказка», музыка Георгия Свиридова “Метель”,“Тройка» «Времена года» П.И. Чайковского

Карточки с опорными словами для написания сочинения, компьютер, проектор, экран

План урока

1стадия «Стадия вызова»

Цель: актуализация знаний, имеющихся у учащихся, вызов интереса к обсуждаемому вопросу

2 стадия – Осмысление новой информации. Цель: получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей;

продвижение от знания “старого” к “новому”.

III стадия – рефлексия: цель: размышление, рождение “нового” знания;

постановка учеником новых целей обучения

технологии

ТРКМ

проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;

обучение в сотрудничестве (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);

использование интерактивных возможностей ИКТ;

исследовательские и игровые методы обучения;

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная


Приемы

  • Возврат к ключевым словам,

  • Обращение к личному жизненному опыту.

  • Ответы на поставленные вопросы.

  • Работа по «кластеру»

  • Составление «синквейна».

  • Прием « ответ на поставленные вопросы»


Основные понятия

Сочинение , план, опорные слова.


Самоанализ урока

Урок разработан по технологии развития критического мышления. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно- деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.

Тема урока: « Обучающее сочинение »

Цель урока: развитие письменной речи через составление текста по заданной теме

Задачи урока: - развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

Тип урока: обучающий.

Форма урока: традиционная, с элементами проектной деятельности

Технологии:

  • ТРКМ (ведущая)

  • проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;

  • обучение в сотрудничестве (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений);

  • использование интерактивных возможностей ИКТ;

  • здоровье сберегающие (2 физминутки) разного характера.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Интеграция : каз.яз.,музыка, литература. Урок построен с использованием «тактики сотрудничества». Чтобы вовлечь ребят в работу, я использовала такие приёмы, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся. Использование методов и приёмов ТРКМТ существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока: 1. Стадия вызова - прием « загадка», . 2. Стадия осмысления – прием «Кластер». Здесь формируются целый блок познавательных общеучебных умений: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство. «Синквейн». Общеучебные : умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата; универсальные: анализ с целью выделения признаков, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов. 3. Стадия рефлексии – прием « ответ на поставленные вопросы».

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия : - прогнозирование темы урока - целеполагание урока - волевая саморегуляция при самостоятельной работе - осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. На протяжении всего урока использовала практические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми: - фронтальная(на стадии вызова) - групповая ( составление синквейна) - работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся). При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами самоконтроля и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля со стороны учителя. Урок прошёл в ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое. Активность и работоспособность ребят на уроке высокая. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружелюбием, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Результаты урока я оцениваю как оптимальные для данной категории обучающихся. Поставленные цели и план урока удалось реализовать. Материал урока учащимися выполнен.






Конспект урока русского языка

(2 класс)


Тема урока: Обучающее сочинение «Зима».

Цель урока: развитие письменной речи через составление текста по заданной теме

Задачи урока:

- развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость;

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

- формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы».


Технологическая карта урока



Название этапа урока.

Цели этапа урока

Содержание этапа.

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся:

Формы работы.


1стадия

«Стадия вызова»

Цель: актуализация знаний, имеющихся у учащихся, вызов интереса к обсуждаемому вопросу


1. 0рганизацион-ный момент

Психологический настрой


- Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок русского языка.

Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь. Проверьте, всё ли у вас готово.



-Дети по рядам проговаривают приветственное слова на каз.яз., подарят улыбку другу

- подготовка класса к работе.

Тренинг,

интеграция каз.яз.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


а) мотивация к работе.


Б) Выявление

причины затруднения

и постановка

цели деятельности.







В)Построение проекта выхода из затруднения.














Работа с кластером








-Сегодня мы с вами превратимся в писателей.

А кто такие писатели?

Писа́тель (реже литератор) — человек,

который занимается созданием словесных произведений,

предназначенных так или иначе для общественного

потребления(а не только для непосредственного адресата)

ru.wikipedia.org/wiki/Писатель

А каких писателей вы знаете?

Писатели пишут сказки, повести, рассказы. Сочиняют различные истории. И их сочинения читают все.

А что такое «сочинение»?

Сочинение - вид письменной школьной работы –

изложение своих мыслей на заданную тему.


Тема нашего урока «СОЧИНЕНИЕ»

Давайте и мы попробуем сочинить такой рассказ, чтобы его захотели читать.

А чтобы мы все успели, у нас будет « ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ». Он будет следить за рациональным использованием времени. Ведь «ВРЕМЯ –ЗОЛОТО»

А что поможет нам написать хорошее сочинение?

- Я тоже думала над этим и вот что у меня получилось. (слайд 2 )


hello_html_m38925961.gif











  1. «Наши знания» . ( Чтобы нам помогли знания, что вам нужно для этого?)

2. «Другие источники». Чтобы взять дополнительный материал , что вы должны уметь?

3. «План сочинения» Чтобы составить план сочинения необходимо…..

Значить, сегодня на уроке мы должны написать сочинение; для этого должны красиво и грамотно писать, развивать свою память, речь; быть внимательными, активными, самостоятельными.









выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Дети на доске читают «Сочинение»

Высказывают свое мнение

-Писать правильно, знать правила, уметь сочинять по теме.


Дети пробуют определить тему.










Время года, морозное время, много снега. И т.д.






формулируют (уточняют) тему урока.







Учатся ставить цели,


хорошая память,

Хорошо читать, внимательно слушать,

Хорошо и грамотно писать и знать тему сочинения.


Диалоговое обучение

















































2 стадия – Осмысление новой информации. Цель: получение новой информации;

корректировка учеником поставленных целей;

продвижение от знания “старого” к “новому”.

1) Введение нового материала в систему знаний.




«Наши знания»











А какова тема сочинения , вы узнаете из загадки.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Правильно – это зима.

- А что мы знаем про неё?

Предлагаю разбиться на группы по желанию. Вам предстоит выполнить СИНКВЕЙН по теме «Зима». ( слайд … ) СКОЛЬКО НАМ ДАЕТ ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ?

СИНКВЕЙН

1) слово;

2)  Назовите 3 прилагательных;

3) Назовите 2 глагола;

4) Предложение состоящее из 4 слов об этом предмете;

5) синонимы, ассоциации. 



Время закончилось. Предлагаю ознакомить нас с вашими работами.

1 группа читает, все проверяют. Совпадения отмечаем +, затем дополняем не повторяя.

При повторе команду не слушаем.

Молодцы. Знаете немало.


активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.





Преподавание и обучение в соотв. с возрастными особенностями




Работа в группах, прием

СИНКВЕЙН


«Другие источники»





























Немало стихов, рассказов, фильмов воспевают красоту зимней природы.

Давайте вспомним те, которые вы уже знаете. Для этого предлагаю открыть в учебнике лит-ры раздел «Белоснежная царица все покрыла серебром».

-Кто такая «Белоснежная царица»? А что за серебро?

- Какие литературные приемы здесь используются?

( олицетворение, сравнение)

Выберите стих-е или рассказ. И в нем найдите строчки, которые можно будет использовать в сочинении.

Время ограничено. СКОЛЬКО НАМ ДАЕТ ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ?

- Давайте послушаем прекрасные строки о зиме.

(Слушаем по 1 пред. от пары)

А я тоже приготовила фразы из произведений. Из каких?

«…. Наступила белоснежная зима. Земля покрылась снегом, лиственные деревья дрожали от холода….» Анни Сван

…… А глаза у Зимы синие-синие, как небо в морозный солнечный день….. М.Зверев

…….. Белый снег пушистый

В воздухе кружиться….. И.Суриков

……… Блеснул мороз. И рады мы

проказам матушки –зимы….. А. Пушкин

Молодцы. Вот к ваши знания дополнись материалами из произведений.

А сколько композиторов и художников посвящали свои произведения зиме

















Чтение отрывков из выученных стихов.


Физминутка – релаксирующая.

И сейчас я приглашаю вас в «Зимнюю сказку» под музыку великого композитора П.И.. Чайковского «Метель» ( вывесить портрет на доску)


hello_html_754cee12.gif






























Красота. Не зря ЗИМУ называют ВОЛШЕДНИЦА, ЦАРИЦА, МАТУШКА- ЗИМА.

А вот какую красоту вы делали на неделю литературы!

Какие строчки просятся, глядя на эти работы?

А наша зима за окном такая????? Интересно про нее рассказывать? Почему?









Прослушивание произведений

«сказочная метель»



Интеграция с музыкой,


Работа над сочинением

  • Составить план к сочинению.


























  • Опорные слова



Игра «Кинь снежок»

«Толстые и тонкие вопросы»



























  • Словар-ная работа


Прекрасно. Ну вот и мы подошли последнему подготовительному этапу.

Чтобы сочинение получилось интересным , нужно излагать материал последовательно. А для этого

давайте продумаем план написания сочинения.

Из скольки основных частей состоит любой текст?

І Вступление. ( с чего все начинается)

IІ Основная часть.(раскрытие важных моментов этого события или предмета, рассказываем о самом важном и главном.)

ІIІ Заключение. (выражаем свое отношение к происходящему)

О чем идет речь в каждой из них?

Я вам предлагаю 2 варианта.

План.

1. Наступила зима.

2. Описание природы зимой.

3. До чего же хороша зимушка-зима!

I. Вступление.

Волшебница зима.

II. Основная часть.

«Снег да снег кругом»

III. Заключительная часть

Снежные забавы.

Вы выбрали ………..

- Откроем тетради. Запишем.

27 января

Сочинение.

Зима.

Затем выбранный вами план.

Нашли место красной строки для написания 1 части. Сколько красных строк будет ? ( 3) Почему?

Мы еще маленькие и наше сочинение будет небольшим. А чтобы легче его написать, давайте подберем слова-помощники.

Поиграем в снежки. Я буду кидать в вас снежки- вопросы, а вы в меня снежки-ответы.

О чем наше сочинение? О зиме.

Какая она? Что сделала?



Что бывает зимой? (снег) Какой он? Что снег делает? Где лежит снег?

Что еще зимой бывает? (мороз) Какой мороз? Что он делает?

Что происходит от мороза с реками? С птицами? Какие птицы зимой? (голодные) Что они делают? (прячутся, ищут) Как им можно помочь?

Кому зимой весело? Какие они? Что делают? (катаются, играют, валяются)

Замечательно сыграли в словесные снежки. Посмотрите, какая таблица помощница получилась.

сущ -ное

прил-ное

глагол

І. зима

снежная,

морозная, сказочная,

пришла,

наступила,

II. снег, крыши, дорожки, одеяло, мороз, реки,

птицы

пушистый,

пуховым,

сильный,

трескучий, голодные

засыпал,

лежат,

стоит,

покрылись,

прячутся,

ищут.

III.дети,

зимушка- зима

Веселые,

радостные,

прекрасное

Катаются,

играют,

валяются


Почему выделены некоторые буквы, и даже целые слова красным? Это опасные места. Объясним.


построение проекта выхода из затруднения.

составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).


Физминутка

Мы сегодня в парк ходили.

Там снеговика лепили.

Веселились и резвились.

В Леву бросили снежком,

В Олю бросили снежком,

В И.И. бросили снежком , В Т.А. бросили снежком.

Получился снежный ком.

Холодно гулять зимой

Побежали все домой.














Уточнение полученной информации

Вопросы:

Что предстоит вам сейчас сделать?

Вы можете писать:

  • по опорным словам;

  • можете составить свой рассказ по теме;

  • можете взять опорную схему с наводящими вопросами.(прил. 1)

Сегодня я не буду читать вам примеры написания сочинений по этой теме т.к. мы достаточно подготовились.


устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение
















Самостоятель-ная работа.







Первичная проверка


- А сейчас пришло и наше время воспеть красоту матушки-зимы, создав свои зимние картины природы. Наступил последний этап нашей проектной работы. Но

прежде чем приступить к написанию сочинения, давайте вспомним правила его написания (дети вслух зачитывают правила и требования к написанию сочинения). (слайд…)

- Старайтесь не повторять одни и те же слова.

- Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшее.

-Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности и красочности в описании.

И НАЧНЕМ ПИСАТЬ В ЧЕРНОВИК. Ведь даже великие люди сначала писали в черновик, а сейчас эти черновики продаются за большие деньги.

- Прочти получившееся сочинение.







организует деятельность по применению новых знаний.






Слушает 1-2








Пишут сам-но,

осуществляют самопроверку,





читают выполненную работу





























самостоятельная работа,

III стадия – рефлексия: цель: размышление, рождение “нового” знания;

постановка учеником новых целей обучения




























Рефлексия
























Домашнее задание





























Давайте вернемся к теме урока

Какая тема?

Какие цели мы ставили перед собой?

Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?

А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?

Продолжи фразу:

Мне больше всего удалось…

Я  получил от этого урока…

Я могу похвалить себя за …

Я могу похвалить …. за …














Д/з дописать сочинение сделать иллюстрацию

организует




























рефлексию.



Направляет усилия учеников в определенное русло;

Сталкивает различные суждения;

Создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

Даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы





осуществляют




























самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Прием « ответ на поставленные вопросы».




















(при.1) Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:


Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


(при.1) Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:


Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!



(при.1) Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:


Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!


(при.1) Прочитай текст, распространи его, добавив слова и выражения:


Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу. Узоры на окнах домов. Строят горку. Прилетели на кормушку. Сказочно красиво вокруг. Зима – прекрасное время года!


Несколько вариантов сочинений



Русская зима

Наконец после дождливой, нудной осени пришла волшебница-зима. Она принесла с собой метели и вьюги.

Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Земля покрылась белым снежным ковром. Снег лежал легкой пеленой, словно лебяжий пух. Вокруг стояли красивые деревья в зимнем убранстве. Они тихо качали ветвями. Иней красивыми звездочками переливался в прозрачном воздухе.

До чего же хороша русская зима!



Гостья-зима

Пришла чародейка-зима. Она привела с собой вьюги, метели, бураны.

Пришла наша гостья и сразу взялась за дело. Нарядила березки в искристые платьица, укутала ели и сосны в белоснежные шубы. Накрыла землю теплым пуховым одеялом. Падает мягкий снежок. Сыплет большими хлопьями, ложится на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы кусты и деревья. Кругом белым-бело.

Красива наша русская зима!

Зима.

Наступила зима. Снежная, морозная волшебница.

Летят с неба ажурные, серебристые снежинки и укладываются на землю пуховым, белым ковром. Деревья оделись в белоснежные шубы и шапки. Тепло им и уютно. Повсюду сказочная, величавая красота.

До чего же хороша зимушка-зима!



Тема: Зима в городе.

Опорные слова: повалил хлопьями снег, большие сугробы, сильные морозы, сосульки на крышах домов, прилетели на кормушку, дворники убирают снег, снегоуборочные машины, машины буксуют, узоры на окнах



  • Начальные классы
Описание:

 

Урок разработан по технологии развития критического мышления. Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, т.к. изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно- деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.  

 

Тема урока: « Обучающее сочинение »

 

Цель урока: развитие письменной речи через составление текста по заданной теме    

 

Задачи урока: -    развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус,   художественную зоркость;

 

- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь;

 

-      формировать коммуникативные навыки;

 

-      воспитывать самостоятельность, активность, терпение.

 

Тип урока: обучающий.

 

 Форма урока: традиционная, с элементами  проектной деятельности

 

Автор Ершова Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 12396
Номер материала 2239
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: