ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
1.
Предмет: русский язык
2.
Класс: 5
3.
Тема урока: Употребление
суффиксов существительных –ЧИК, -ЩИК (1 час).
7. Базовый
учебник: Русский язык 5 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.:
Дрофа, 2008. – 286 с.
8.
Цель урока: сформировать
навык правильного употребления суффиксов существительных –чик, -щик.
9.
Задачи:
-
обучающие:
-
активизировать знания, полученные учащимися ранее,
-
познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в
существительных суффиксов -чик, -щик;
-
научить
применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик;
-
обратить внимание учащихся на различные функции суффикса –чик-;
-
повторить сопутствующие орфограммы: правописание ь для смягчения согласных,
правописание сомнительных согласных и букв на стыке двух согласных;
-
развивающие:
-
совершенствовать коммуникативную, лингвистическую, языковую компетенции;
-
развивать умение работать в паре;
-
обогащать лексический запас учащихся;
-
воспитательные:
-
воспитывать интерес и любовь к родному языку,
-
формировать навыки контроля и самоконтроля.
10.Тип урока: комбинированный
урок
11.Формы работы учащихся: парная,
индивидуальная, фронтальная
12.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс (или компьютер с интерактивной доской),
мультимедийный проектор, проекционный экран, раздаточный материал.
13.Структура и ход
урока:
Таблица № 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
Организационный момент
|
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку
|
Готовятся к уроку
|
2
|
2
|
Актуализация знаний.
|
|
Даёт задание, проверяет
его выполнение, задаёт вопросы.
|
Выполняют задание в
тетради, отвечают на вопросы.
|
3
|
3.
|
Определение темы и цели
урока.
|
|
С помощью проблемных
вопросов подводит к теме и цели урока, записывает тему на доске.
|
Отвечают на вопросы,
формулируют тему, записывают её в тетрадь, формулируют цель.
|
2
|
4.
|
Изучение нового
материала: решение орфографических проблем.
|
ЭОР № 1
|
Объясняет задание для
исследовательской работы в паре, подводит к решению орфографической
проблемы, рассказывает сказку, демонстрирует ресурсы.
|
Работают в паре, проводя
исследование слов с суффиксами -чик, -щик, формулируют правило и способ
действия, сверяют его с учебником, анализируют слова с сопутствующими
орфограммами, вспоминают изученные ранее правила с помощью ресурсов.
|
8
|
5.
|
Физминутка для глаз.
|
ЭОР № 2
|
Проводит физическую разминку для глаз
|
Выполняют разминку для глаз
|
3
|
6.
|
Закрепление повторённых
и изученной орфограмм.
|
ЭОР № 3
ЭОР № 4
ЭОР № 5
|
Демонстрирует ресурсы,
объясняет задания, контролирует правильность их выполнения.
|
Выполняют задания
ресурсов и учебника, объясняют правописание, комментируют ответы
одноклассников, исправляют возможные ошибки, работают на карточках.
|
16
|
7.
|
Рефлексия.
|
|
Задаёт вопросы по уроку.
|
Подводят итоги урока, анализируют
свою работу.
|
3
|
8.
|
Домашнее задание.
|
|
Объясняет задание.
|
Записывают задание в
тетрадь, задают возможные вопросы.
|
3
|
Приложение к
плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА
ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Употребление
суффиксов существительных –ЧИК и -ЩИК. 5-й класс.
Цель урока: сформировать навык
правильного употребления суффиксов существительных –чик, -щик.
Задачи:
- обучающие:
- активизировать знания,
полученные
учащимися ранее,
подвести их к теме и цели урока;
-
познакомить учащихся со способами действия при выборе написания суффиксов -чик,
-щик;
- научить
применять этот способ действия для правильного написания;
- обратить
внимание учащихся на различные функции суффикса –чик-;
- повторить
сопутствующие орфограммы: правописание ь для смягчения согласных, правописание
сомнительных согласных и букв на стыке двух согласных;
- развивающие:
-
совершенствовать
коммуникативную,
лингвистическую, языковую
компетенции;
-
развивать умение работать в паре;
-
обогащать лексический запас учащихся;
- воспитательные:
-
воспитывать
интерес
и любовь к родному
языку,
-
формировать навыки контроля
и самоконтроля.
ХОД УРОКА.
I. Оргмомент.
II. Тема урока.
1. Актуализация
знаний.
*
Образуйте существительные со значением «лицо по профессии» от указанных слов
суффиксальным способом.
На доске: библиотека,
скрипка, трактор, груз, камень
(библиотекарь,
скрипач, тракторист, грузчик, каменщик)
* Что
придаёт это значение словам? (суффиксы)
2.
Определение темы и целей урока.
*
Правописание каких суффиксов вызвало у вас затруднение? (-чик, -щик) Почему?
(произношение не совпадает с написанием)
А это
значит, мы имеем дело с орфографической проблемой, решить которую нам сегодня и
предстоит.
* Как бы
вы сформулировали тему урока? (Правописание суффиксов -чик, -щик)
*
Поставьте перед собой цель.
3. Решение
орфографической проблемы №1.
а)
Исследовательская работа в парах.
* Выпишите
из предложенного вам текста слова с суффиксами –чик, -щик в два столбика: с
суффиксом –чик и суффиксом –щик (на каждой парте лежит распечатка текста).
Однажды
разведчик получил ответственное задание: внедриться в группу опасных
заговорщиков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и времени
пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал и бетонщиком, и
каменщиком, и сварщиком, и паркетчиком, и смазчиком, и лакировщиком, и
подносчиком, даже пытался завербовать перебежчика. Однако вскоре выяснилось,
что заговорщики были просто строителями, а в их тайные планы входило
строительство новой школы.
(Должно получиться:
разведчик
паркетчиком
смазчиком
подносчиком
перебежчика
|
заговорщиков
бетонщиком
каменщиком
сварщиком
лакировщиком
|
б) Формулирование правила.
*
Почему же в одних словах пишется суффикс –чик, а в других - -щик?
*
Чтобы ответить на этот вопрос, изучите выписанные слова и попытайтесь найти
какую-либо закономерность.
А
чтобы облегчить вашу задачу, я расскажу сказку. Если вы внимательно её
выслушаете, то легко справитесь с заданием.
"Жили-были
суффиксы -ЧИК и -ЩИК, разводили вместе пчел на пасеке. Дело в том, что оба
очень любили кушать мед. Как ни странно, одного из них постоянно жалили пчелы,
они налетали на него, жужжа: "Д-Т-З-С-Ж, Д-Т-З-С-Ж". Суффикс - ЩИК
убегал от них в слезах. А вот его брата, суффикс - ЧИК, пчелы очень любили и
угощали медом. С недавних пор суффиксы договорились, что собирать мед будет
только -ЧИК, а -ЩИК будет приходить к нему в гости и вдоволь наедаться
любимым лакомством. Однако до сих пор -ЩИК обходит пасеку стороной. Как
только услышит "Д-Т-З-С-Ж" - бежит со всех ног прочь, так что бывает
в гостях у брата очень редко". (Дети работают и формулируют
правило написания)
*
Проверьте себя по правилу в учебнике § 89.
4. Решение орфографической проблемы № 2.
*
К сожалению, это не единственная проблема при написании слов с суффиксами –чик,
-щик.
На доске: барабан…, фона(р,рь)щик,
го(н,нь)щик, перебе…ик
*
Вызывают ли эти слова затруднение при написании? Почему? (в них есть другие
орфограммы: правописание РЩ, ЧН, ЧК и слияние согласных ЗЖ, СЧ, ЖЧ)
*
Давайте вспомним эти правила.
http://www.fcior.edu.ru/card/12210/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html (ЭОР,
см. ссылку)
*Почему
в одном из этих слов пишется суффикс –чик, а в другом - -щик? (потому что у
них разные лексические значения)
5. Физминутка для глаз.
(ЭОР,
см. ссылку) http://www.rusedu.ru/detail_2617.html
6.
Закрепление.
а) Отработка сопутствующих орфограмм.
http://www.fcior.edu.ru/card/11105/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-i-shik.html (ЭОР,
см. ссылку, задание 1,2, 3).
(Если урок проходит в компьютерном классе, то все
выполняют задания на ПК, если такой возможности нет, то по одному человеку на
каждое задание у интерактивной доски или компьютера, остальные слушают и
исправляют возможные ошибки)
б) * Упр. 689.
в) (Во время самостоятельного выполнения упр. 689 один ученик работает
индивидуально с ресурсом с последующей коллективной проверкой.) Распределительный
диктант.
http://www.fcior.edu.ru/card/1944/bukvy-ch-i-sh-v-suffikse-chik-shik-p.html (ЭОР,
см. ссылку, задание 2)
г) Отработка навыков употребления слов с изученными суффиксами.
http://www.fcior.edu.ru/card/13147/pravopisanie-suffiksov-imen-sushestvitelnyh-chik-shik.html (ЭОР,
см. ссылку, задания 1, 2, 3)
(Если
урок проходит в компьютерном классе, то все выполняют задания на ПК, если такой
возможности нет, то 1 задание один человек у интерактивной доски или
компьютера, остальные – в тетрадях записывают пропущенные слова, 2 задание
выполняет один ученик у доски, остальные в это время пишут предложения под
диктовку, 2 человека работают по карточкам (см. дополнительный материал), 3
задание – творческое - самостоятельно в тетради с последующей
проверкой.)
Дополнительный материал.
*
Записать предложения под диктовку, графически обозначить орфограмму.
Поехал я в должности грузчика доставать для колхоза
запчасти.
Этот худенький юноша - спорщик и выдумщик.
Сплавщики ушли работать рано утром.
С собой в дорогу мы взяли попутчиков.
Карточка № 1.
Спишите,
вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…,
газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…
Карточка № 2.
Спишите,
вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.
Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…,
уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…
III.
Рефлексия.
*
Что вы узнали сегодня на уроке?
*
Для чего нам нужно знать эти правила?
*
Достигли мы поставленной цели?
*
Трудно ли было изучать данную тему?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.