Урок русского языка "Как в детской пирамидке"
Цели:
·
ввести понятия «тема» и «основная мысль» текста;
·
учиться пользоваться ими при обдумывании содержания текста и его
заглавия;
·
работать над развитием речи;
·
закреплять изученные орфограммы.
Оборудование:
·
маленькая пирамидка (игрушка);
·
карточка с названием темы урока;
·
большая пирамидка (на кольцах написано «предложение», на стержне
– «тема», «главная мысль»);
·
карточки «тема», «главная мысль»;
·
учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
2 кл.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
1. Чистописание.
– Записываем слоги: ра, пи, мид, ка
– Какое слово получится? Запишите его, выделите орфограммы.
(дети записывают вначале слоги, а потом записывают полученное
слово)
III. Изучение нового.
1. Постановка проблемы.
– А что такое пирамидка? Как она устроена?
(поставить маленькую пирамидку)
– Прочитайте тему нашего урока.
(на доске на карточке написана тема урока)
– Интересно, что же мы будем сегодня изучать на уроке?
2. Введение понятий «тема» и «главная мысль».
– Прочитайте запись на доске. Это текст? Почему?
(на доске запись: В лесу каждый готовится к зиме по-своему.)
– А что же такое текст?
– Спишите это предложение.
– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо
сказать?
(устные высказывания детей)
а) работа в тетрадях
– Спишите это предложение.
– А как эту мысль превратить в текст? О чём, что ещё надо
сказать?
(устные высказывания детей)
Физминутка
б) работа по учебнику
– Теперь мы с вами должны будем решить какие предложения из упр.
241 раскрывают записанную нами мысль.
(учащиеся открывают учебники на стр. 111 упр. 241: работа идёт
по заданиям упражнения)
– Получился ли текст? Как это узнаете?
– А почему же так звучит наша сегодняшняя тема? Какое отношение
пирамидка имеет к тексту?
– Ещё раз посмотрите на пирамидку. Давайте попробуем с её
помощью открыть ещё одну тайну русского языка.
– На что в пирамидке насаживаются кольца?
(показать на пирамидке – стержень)
– А вот теперь представьте, что в любом тексте есть такой
стержень.
(показ на пирамидке, где прикреплены карточки: на стержне «тема»
и «главная мысль»)
– Итак, тема – то о чём говорится в тексте, а главная мысль – то
что об этом хочет сказать автор. Так вот, тема и главная мысль – это стержень
текста.
(на доску прикрепить таблички «тема», «главная мысль»)
– Запомните: не решите о чём и что хотите сказать, – не
получится хороший текст, как без стержня не соберёшь пирамидку.
– А
с чем можно сравнить кольца пирамидки? Текст из чего состоит?
(показать кольца, на которых прикреплены карточки «предложение»
– ученики нанизывают кольца на стержень)
3. Закрепление.
– Ученикам одного класса учитель дала задание написать о том,
как они увидели первый снег. Как вы думаете, о чём и что они должны были
написать?
(устные рассуждения учеников)
– Давайте проверим работу одного из учеников этого класса и
выясним, все ли предложения о первом снеге. Есть ли в них общая, главная мысль.
а) работа в тетради – задачнике стр. 58.
(учащиеся открывают тетрадь и выполняют № 243 – разбор по
заданиям)
IV. Итог урока.
– Какую тайну русского языка помогла нам сегодня открыть
пирамидка?
V. Домашнее задание.
– стр.112 упр. 244, упр. 245, правило.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.