МКОУ
«Слаутнинская средняя школа»
Учитель русского языка и
литературы Кумандина О.И.
План урока
русского языка 11 класс
Тема урока:
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Цель:
1.Создание условий для успешной отработки навыков работы с изобразительно-выразительными
средствами языка; подготовка к контрольной работе по теме;
2.Привитие интереса к работе над языковыми
особенностями литературных произведений;
3.Воспитание любви и уважения к
языковым богатствам к русского языка.
Тип урока:
обобщение и закрепление материала
Оборудование урока:
компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ
Виды работы
: фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, работа с тестами ЕГЭ.
Структура урока:
I.
Повторение изученного материала
1.Устное повторение орфограммы «НЕ с
разными частями речи».
Выделение общего правила для всех частей
речи (Если слово без НЕ не употребляется, то пишется слитно; Если есть
противопоставление с союзом а, то пишется раздельно):
Выделение общего правила для глагола,
деепричастия, краткого причастия, числительного, личного местоимения (С этими
частями речи НЕ пишется всегда раздельно)
Выделение особенностей написания НЕ с
прилагательными, наречиями, рядом с которыми слова далеко, вовсе, ничуть,
нисколько, отнюдь; написания НЕ с причастиями (наличие зависимых слов)
2. Запись изложенного материала в
алгоритм:
А) Определить
какая часть речи
Б) Вспомнить
правило написания НЕ с этой частью речи.
В) Применить
правило
3. Запись
примеров, работа по алгоритму:
Вовсе не
интересный фильм показывали сегодня. Неуклюжая походка малыша забавляла всех.
II. Работа над темой
урока.
1.Фронтальный опрос класса по изобразительно-выразительным
средствам русского языка. Дать определение каждого из средств:
2.Распределение
предложенных средств в таблицу:
Лексические
|
Синтаксические
|
Фонетические
|
Антонимы
|
Анафора
|
|
Гипербола
|
Антитеза
|
Аллитерация
|
Лексический
повтор
|
Восклицательные
частицы
|
Ассонанс
|
Литота
|
Градация
|
Звукопись
|
Метафора
|
Инверсия
|
|
Метонимия
|
Композиционный
стык
|
|
Оксюморон
|
Многосоюзие
|
|
Олицетворение
|
Парцелляция
|
|
Перифраз(а)
|
Риторически
вопросы и восклицания
|
|
Сравнение
|
Синтаксический
параллелизм
|
|
Синекдоха
|
Эпифора
|
|
Эпитет
|
|
|
3. Индивидуальная работа
по карточкам, текст которых выведен на экран. Коллективная проверка с
обоснованием ответа.
Задание 1
- Ваш шпиц,
прелестный шпиц, не более наперстка. (А. Грибоедов)
- Спит земля в
сиянье голубом. (М. Лермонтов)
- И на известку
колоколен невольно крестится рука. (С. Есенин)
- Я восторгами
сердце баюкаю. (В.Брюсов)
- Меж тем как
сельские циклопы
Перед
медлительным огнем
Российским
лечат молотком
Изделье
легкое Европы. (А. Пушкин)
А) олицетворение
Б) метонимия
В) литота
Г) перифраза
Д) метафора
Ответ:1-В; 2-А;
3-Б; 4-Д; 5-Г
Задание 2
1.
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче- все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)
2.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)
3.
Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д. Мережковский)
4.
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)
5.
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
А) гипербола
Б) перифраза
В) антитеза
Г) эпитеты
Д) звукопись
Ответ: 1-В; 2-Д;
3-Г; 4-Б;5-А
Задание 3
- Подруга думы
праздной, чернильница моя;
Мой
век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)
- Летят они,
написанные наспех,
Горячие
от горечи и нег.
Между
любовью и любовью распят
Мой
миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
- Нас ведь вся
Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница.
(А.Куприн)
- Здесь вы
встретите усы чудные, никаким пером, никакой кистью не обозримые.
(Н.Гоголь)
- Сусальным
золотом горят
В
лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
А) метонимия
Б) метафора
В) градация
Г) перифраза
Д) гипербола
Ответ:1-Г; 2-В;
3-Д; 4-А;5-Б
Задание 4
- Боже, какие
есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но
увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой
начальников. (Н. Гоголь)
- Величье
низкое, божественная грязь! (Ш. Бодлер)
- Было горе,
будет горе,
Горю
нет конца,
Да
хранит святой Егорий
Твоего
отца. (А. Ахматова)
- Женской лести
лебяжий пух. (М. Цветаева)
- Смотрите,
первенцы свободы;
Мороз
на берегах Невы! (З. Гиппиус)
А) лексический
повтор
Б) оксюморон
В) ирония
Г) перифраза
Д) метафора
Ответ:1-В; 2-Б;
3-А; 4-Д; 5-Г
Задание 5
- Эти ивы и
березы,
Эти
капли – эти слезы,
Этот
пух – не лист,
Эти
горы, эти долы,
Эти
мошки, эти пчелы,
Этот
звук и свист. (А. Фет)
- Привычные к
степям – глаза,
Привычные
к слезам – глаза,
Зеленые
– соленые –
Крестьянские
глаза! (М. Цветаева)
- Тот имеет
отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух
кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною с арку
главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким
обедом из картофеля. (Н. Гоголь)
- Но никогда ни
один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом.
Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
- Предки были,
вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских
мурз. (Ю. Трифонов)
А) парцелляция
Б) анафора,
эпифора
В) бессоюзие
Г) метонимия,
метафора
Д) литота,
гипербола
Ответ: 1-В; 2-Б;
3-Д; 4-Г; 5-А
II.Закрепление
изученного материала
Работа с заданием
№24 Демонстрационного варианта КИМ 2015 года по русскому языку. Нахождение
изобразительно-выразительных средств в тексте.
Для
того чтобы перенести читателя в военное время, В.П. Некрасовым наряду с
лексикой тематической группы «Война» («землянка», «телогрейка», «пулемёты»,
«блиндаж», «шинель») используется и
(А)_______
(«клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем
выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует
троп – (Б)________ («кровавые бои» в
предложении 2, «отвратительными подходами»
в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В)________ («даже в голову
не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности –
(Г)________ (предложение 37) – фиксирует внимание читателя на реалиях военного
времени».
Список
терминов:
1)
эпитет
2)
сравнительный оборот
3)
восклицательные предложения
4)
профессиональная лексика
5)
фразеологизм
6)
лексический повтор
7)
противопоставление
8)
разговорная лексика
9)
ряд однородных членов предложения
III.Итог
урока.
Обсуждение
сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.
Домашнее задание:
подготовиться к практической работе по теме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.