Грамматические признаки частей речи
Цели: актуализировать
знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и
определении их признаков.
Формируемые УУД: п. —
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение
необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение,
классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — инициативное
сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий
партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и
его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив
в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л.
— установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I.
Мотивация
II. Актуализация
знаний
Распределительный
диктант
— Запишите слова в три
столбика.
Прелестный, пробегал,
беседка, гигантский, дремал, закуска, капустный, честный, засадил, брошь,
сторож, счастливый, приближался, глядит, подготовка, проездной, местный,
летишь, жираф, сковородка, грустный, берёзка, опередить, положу.
— По какому признаку
вы распределили слова по группам? (Первый способ — слова с непроизносимыми
согласными, с безударными гласными, с парными согласными в корне. Второй
способ — по частям речи.)
— Подчеркните
орфограммы. (Взаимопроверка, самооценка.)
II.
Самоопределение к деятельности
- А вы
знаете, ребята, что сегодня я тему нашего урока спрятала в стихотворном тексте,
послушайте стихотворение и подумайте, какова тема нашего урока? Назовите её.
- Правильно.
Тема нашего урока – части речи.
— Как вы думаете,
сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?
— Представьте себе
огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить
порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но если мы положим на одну
«полку» слова молоко и смеяться, на другую — по и восемь,
будет ли порядок? {Нет.)
— Что
же делать? {Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались
слова, обладающие общими признаками.)
—
Рассмотрите схему.
— По какому признаку
можно сгруппировать слова? {По частям речи.)
— Дополните схему.
— Сформулируйте задачи
урока. {Повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные
части речи.)
IV. Работа
по теме урока
Задание 1.
Разбей множество
слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:
красным – слова,
обозначающие предмет;
зеленым – слова,
обозначающие действия предмета;
синим – слова,
обозначающие признак предмета;
желтым – слова,
к которым нельзя поставить вопрос.
- Что нужно
сделать для того, чтобы правильно выполнить задание?
Ст..лица у па..ажир
р..совать за учить инт..ресный на
м..дведь св..ркает
ж..лезный синее
пишет от нежный красивый
до домик огород смотрит
- Проверьте работу
друг у друга и сравните с эталоном. Оцените свою работу.
Физкультминутка
Части речи назовём ,
и немножко отдохнём.
-Называть части
речи будем движениями:
= существительные
– тянемся руки вверх (это самые первые слова в жизни человечества)
= прилагательные –
руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)
= глаголы –
приседаем ( показываем действие)
письмо, письменный, писать,
гибкость, гибкий, загибать,
рисовать, рисунок, яркий,
пробежать, пробежка, жаркий.
Задание 2.
(выполняют в группе)
Отгадайте загадки.
Ответьте на вопросы.
О какой части речи
говорится в каждой загадке?
К самостоятельным
или служебным частям речи она относится?
·
Найдите
и подчеркните грамматические признаки каждой части речи.
·
Подготовьтесь
рассказать.
Загадки
про части речи
Всё
что существует, оно обозначает,
На
вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А
чтоб не обижался весь честной народ,
Оно
всегда имеет и число, и род.
У
него к тому же три склоненья есть,
Падежей
различных сразу целых шесть.
(______________________________)
Он предметы оживляет,
Всех
их в дело вовлекает,
ЧТО
им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго
сам за тем следит.
Он
три времени имеет
И
спрягаться он умеет.
Детям
строят много школ,
Чтоб
все знали про ...(________________________________)
Художницу нашу
знает весь свет:
Раскрасит
художница всякий предмет.
Ответит всегда на
вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ?
КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой
Существительным
Живёт на редкость
дружно:
Изменит
окончание,
Когда ему так
нужно.
Она с ним не
расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в
одном роде,
Числе и падеже.
(___________________________________)
Быстро предметы
оно сосчитает,
Строгий порядок
при счёте их знает.
На два вопроса
ответит вам только,
Это вопросы
КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько
его заменяют,
Люди его в устной
речи склоняют,
Часто при этом
они ошибаются,
Как его звать,
кто скорей догадается?
(___________________________________)
Применяем
все мы это
Вместо
имени предмета,
Нам
на всё оно укажет,
Но
имён ничьих не скажет.
Часто
очень применяется,
Сильно
очень изменяется.
Без
него, как ни крутись,
В
речи нам не обойтись.
(________________________).
В
предложении на службе
С
падежом всегда он в дружбе,
На
него показывает
И
слова все связывает.
Это
? (____________________).
Объединять
и связывать стараюсь
Я
равных и неравных в нужный час.
Порою
я совсем не повторяюсь,
Порою
повторяюсь много раз.
-
Это ? (______________________).
(Работа
в группах. Учащиеся составляют рассказ о частях речи. Проверка: каждая группа
рассказывает об одной части речи.)
— На какие ещё вопросы
может отвечать имя существительное? {Кого? Чего? Кому? Чему? И т. д.)
— Как
изменяются имена существительные? {По числам, падежам.)
— Какие постоянные
(неизменяемые) признаки они имеют? {Род, могут быть одушевлёнными или
неодушевлёнными, собственными или нарицательными.)
— Какая часть речи
связана с именем существительным? {Имя прилагательное.)
— Как
изменяются глаголы? {По числам, временам.)
Блицопрос
V.
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 116 (с. 70)
—Выполните письменное
задание к упражнению.
VI.
Рефлексия
Упр. 118 (с. 70)
VII.
Подведение итогов урока
— На какие две большие
группы можно разделить все слова русского языка?
— Какую роль играют в
языке служебные части речи?
— Приведите примеры
самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.
— Какое задание
сегодня на уроке было самым интересным?
— Что показалось вам
трудным?
Домашнее задание
Упр. 117 (с. 70)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.