Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи"

Урок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи"

Скачать материал

Урок русского языка в 7 классе

«Употребление слов категории состояния в речи»

Цель урока: Дать представление об употреблении  слов категории состояния в художественном тексте и показать их роль в речи.

Задачи: Образовательные:

- актуализировать знания об основных особенностях категории состояния как самостоятельной части речи;

- дать представление об употреблении категории состояния в литературе;

- организовать деятельность учащихся  по определению роли слов категории состояния в собственной  речи  и литературе;

- провести анализ притчи со словами категории состояния  по методике анализа художественного текста (МАХТ).

Развивающие:

- обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

- содействовать развитию навыков смыслового чтения;

- создать условия  для  развития  умений искать, извлекать и  анализировать информацию из разных источников;

- способствовать  формированию  коммуникативно-речевых умений  для выражения своих мыслей в устной форме;

- помочь учащимся осознать  роль слов категории состояния в обозначении своего эмоционального состояния и  состояния окружающего мира;

- формировать нравственную оценку событий  и героев  с точки зрения моральных норм.

- Здравствуйте, ребята!

Введение в тему.

-Обратите внимание на СЛАЙД. Разгадайте ребус. (СОКРОВИЩЕ) Это имя нашего сегодняшнего урока, а почему, вы ответите в конце занятия.

-На рабочих листах – синонимы к слову «сокровище» из Толкового словаря В.И. Даля.

- Найдите синоним, который имеет непосредственное отношение к уроку русского языка.

- Объясните, какое отношение к урокам русского языка имеет слово состояние? (Категория состояния). СЛАЙД.

- Эту тему вы уже изучили. Свои теоретические знания примените на практике, т.е. в речи. СЛАЙД. Сформулируйте тему урока.

- Тема нашего урока: «Употребление слов категории состояния в речи». (СЛАЙД) Это урок развития речи, поэтому мы сегодня будем не столько писать, сколько говорить.

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока, используя один из глаголов. (СЛАЙД)

- А теперь сформулируйте для себя цель сегодняшнего урока: что вы хотите добавить к знаниям по категории состояния на сегодняшнем уроке?

Актуализация знаний (работа в паре):

-Обратимся к рабочему листу. Прочитайте четверостишие стихотворения, (СЛАЙД) обсудите в паре и подчеркните признаки слов категории состояния. Если данной информации для ответа на вопрос недостаточно, воспользуйтесь материалом учебника на стр. 128

- Какие признаки слов категории состояния вы подчеркнули?

- Какое значение у слов категории состояния? Что обозначают эти слова?

 

Работа с текстом

- В рабочих листах найдите алгоритм анализа художественного текста. Он поможет вам при выполнении следующего задания.

- Предположите, о чем будет текст с названием «Незабудка». (СЛАЙД).

- По алгоритму первое действие-формулировка цели чтения. Что вы хотите получить от чтения этого текста: развлечение, поучение, развитие ума и чувств?

-Какое второе действие по алгоритму?

-Прослушайте текст.

(1).Вырос в поле цветок и радовался солнцу, свету, теплу, жизни…(2). А еще тому, что был создан не крапивой, а таким, чтобы радовать человека.

(3).Рос он, рос…

(4). И вдруг шел мимо мальчик и сорвал цветок. 5). Просто так. 6). Скомкал и выбросил на дорогу.

(7). Больно стало цветку, горько. 8).Ведь растения, как и люди, могут чувствовать боль.

(9).Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили света, тепла, жизни…

(10).Последнее, о чем цветок подумал - как все-таки хорошо, что не создали его крапивой. (11).Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.

(12).А цветок, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно

 

- Какой пункт в алгоритме следующий?

-О чем текст и как развиваются события?

- Кто главный герой текста? Как определили? (часто повторяются)

- Мальчик? Каков он? (беззаботный, бездушный, безответственный, равнодушный).

- Если это литературный герой, то мы характеризуем по поступкам. Что делает цветок? Какой он, ЦВЕТОК?

-Какие нравственные проблемы раскрываются в тексте? (проблема милосердия, проблема равнодушия или нелюбви к природе).

- Есть ли в тексте средства художественной выразительности? (олицетворение).

- Достаточно ли этого, чтобы дать оценку тексту по эмоциональности?

- Почему средств не так много? Чтобы ответить на этот вопрос, определим жанр текста по шифрограмме. На слайде.

ШИФРОГРАММА

-В чем особенность притчи как жанра? Прочитайте ключевые слова на СЛАЙДЕ.

- Какой урок всем людям дает эта притча? (Урок-поучение людям, как цветку нужно быть милосердными и любить природу)

- Как оценить красоту и эмоциональность текста, если нет художественных средств? Давайте проведем эксперимент. Итак, просмотровое чтение: просмотреть текст, найти слова категории состояния?

- Назовите номера предложений, в которых встретились слова категории состояния. (7, 9, 10, 12)

- А теперь уберем из текста слова категории состояния. (Один человек у доски)

-Чего лишился текст? Какова их роль в тексте? (Показывает эмоциональное состояние героя)

- При отсутствии художественных средств в тексте именно слова категории состояния дают оценку тексту, так как они показывают эмоциональное состояние героя.

- Пять лепестков незабудки напоминают о пяти чувствах, дарованных человеку. Чувства - это психологические инструменты, с помощью которых человек получает первичные образы об окружающем мире.

- Может, вы самостоятельно назовете эти 5 чувств? (Слух, зрение, осязание, вкус, обоняние)

-Образуйте слова категории состояния от указанных в рабочем листе слов.

-Проверьте себя. (СЛАЙД)

- Вспомните особенности предложения со словами категории состояния.

- Предложения, в составе которых есть слова категории состояния, называются односоставными без подлежащего (безличные).

-Составьте по 2 предложения, соответствующих конструкциям на СЛАЙДе, в которых будут слова категории состояния, характеризующие состояние человека и природы? Подчеркните грамматическую основу. (Проверка, несколько человек вслух)

- Ребята, а для чего вам необходимо уметь выделять грамматическую основу? (Умение находить грамматическую основу в предложении пригодится вам на экзамене).

- Достаточно ли одного какого-либо чувства, чтобы оценить мир? Почему? (Человеку нужны все 5 чувств, чтобы оценить состояние мира и человека в этом мире. Порой бывает, что даже этих 5-ти чувств не хватает. Русский язык несоизмеримо богаче для определения состояния человеческой души.)

- В каких произведениях в наибольшей степени чувствуется лирический настрой героя? (стихотворение).

Творческая работа

- В рабочем листе у вас стихотворение. (СЛАЙД) Прочитайте и восстановите пробелы, используя слова для справок. Перед вами поэтический текст, поэтому не забудьте про ритм.

-Сравните свой текст с текстом автора (СЛАЙД) (ПРОЧИТАТЬ ВСЛУХ). У каждого получился свой текст. Это очень хорошо. Это значит, что вы творческие люди.

- Поэтому составить самостоятельно тексты я вам предлагаю дома.

Домашнее задание. (СЛАЙД)

- Составьте текст на тему «Мой любимый цветок» (на выбор: либо проза, либо стихи), используя слова категории состояния.

- В рабочих листах изображен символ урока ЦВЕТОК НЕЗАБУДКА. Ваша задача – оставить в лепестках слова категории состояния, которые отражают ваше отношение к теме урока.

-Скажите, кто мог бы сказать: «Мне интересно», «Мне понятно», «Мне нужно», «Мне важно».

- Вспомните цель, которую мы поставили вначале урока. Достигли мы цели урока? Какое значение имеют слова категории состояния?

- Говорят, что незабудка – это «вселенная в ладони», весь мир в себе держит. Ее голубые лепестки - это небо, а желтая серединка – это солнце! Вселенная, а уместилась на человеческой ладони

Заключение.

- Пришло время объяснить, почему имя урока «сокровище». (Каким же сокровищем обладает наш язык? Почему?) (Для того чтобы показать состояние окружающего мира и мира «в себе» в русском языке существуют слова категории состояния, которые являются настоящим сокровищем).

Как красоту нам принести на Землю?

Вопросом потревожила пространство.

Твори свой мир, да будет он открытым,

Неси в нем знанье и живое сердце…

Спасибо за урок!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме "Употребление слов категории состояния в речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данное учебное занятие проведено в соответствии с КТП материала по учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык», 7 класс (ФГОС ООО). Это урок развития устной речи, поэтому записей практически не делалось. В уроке использованы все составляющие процесса развития речи учащихся: обогащение словарного запаса, конструирование предложений, поиск необходимых слов в тексте (через просмотровое чтение), осмысление содержания и формы текста, создание текста (творческая работа).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья ,,Проектная деятельность на уроке литературы как средство формирования ключевых компетенций учащихся 5-11 классов.""
  • Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
  • Тема: О романе «Евгений Онегин»
  • 03.01.2021
  • 190
  • 4
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.
Литературная гостиная "Поэты серебряного века"
  • Учебник: «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
  • Тема: Разнообразие творческих индивидуальностей в поэзии Серебряного века (Л. А. Смирнова)
  • 03.01.2021
  • 460
  • 6
«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.
Интеллектуальная игра "Слабое звено" (5-7 классы)
  • Учебник: «Русская литература. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», С. Н. Захарова, Г.М. Юстинская
  • 03.01.2021
  • 5718
  • 157
«Русская литература. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (в 2 частях)», С. Н. Захарова, Г.М. Юстинская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 997
    • DOCX 27.8 кбайт
    • 88 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Каракетова Лейла Али-Солтановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75905
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 19 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе