Урок русского языка
УМК «Начальная школа ХХI века»
2 класс
Чернакова К.Н.
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Лицей №137»
Тема: «Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-»
Цель:
формирование и развитие ценностного отношения
обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению
способа правописания гласной в суффиксах -ик-, -ек- на основе сравнения,
классификации.
Планируемые
результаты
Личностные результаты
- ценностное отношение к совместной деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом
учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные:
-
осуществлять анализ слов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
проводить сравнение и классификацию слов с заданной орфограммой.
Коммуникативные:
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
-
применять правила правописания суффиксов -ик-, -ек- ;
- получит
возможность научиться подбирать примеры с
орфограммой в суффиксах -ик-, -ек- .
Оборудование:
презентация
к уроку, персональные компьютеры, проектор, карточки для групповой работы,
Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы: В 2ч. Ч. 1/
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др. – М.: Вентана-Графф, 2005, рабочая тетрадь
«Пишем грамотно» 2 часть.
Ход урока:
1. Организационный момент.
«Психологическая
установка на работу»
У. Улыбнемся
друг другу, дети.
Всем,
всем добрый день!
Прочь
с дороги, наша лень!
Не
мешай трудиться, не мешай учиться!
Дети
настраиваются на активную работу на уроке.
2. Актуализация знаний, мотивация.
«Найди
верное выражение». (Слайды № 2-4)
(Ученик
«вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует
информацию до изучения нового материала)
Найди
верное утверждение:
·
Суффикс – это маленькое слово.
·
Суффикс – это часть слова.
·
Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для
связи слов в предложении.
·
Суффикс стоит перед корнем.
·
Суффикс стоит после корня.
·
Суффикс не имеет значение.
·
Суффикс имеет значение.
·
Суффикс -ёнок- пишется после твердых согласных и [ч'].
·
Суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных, кроме [ч'].
Подведение
итогов.
У. –
О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Д. –
О суффиксе. (Слайд № 5)
Работа
с текстом (индивидуальная и парная)
Каждому
ребенку выдается текст. (Слайд № 6)
Ученик
читает текст, делает пометки на полях по мере осмысления информации.
После
индивидуального разбора текста идет обсуждение с соседом по парте, где ученики
должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли
разногласия.
Карточка
№ 1
1.
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования
новых слов. Суффикс имеет значение.
2.
Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
−
Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
−
Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
3.
Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к– имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4.
После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигренок, теленок.
5.
После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
6.
Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик].
Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
У.–
Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию
знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.
У.
– Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Д. –
Поставил восклицательный знак возле цифры 4 и 5, потому что немного
затрудняюсь при письме этих суффиксов.
Д. –
Я поставил восклицательный знак возле цифры 6. Думаю, следует обратить
внимание, потому что информация непонятна.
Д. –
А я поставил возле шестерки знак вопроса. Я думаю, что это для нас это
информация непонятна, потому что новая. Можно сделать предположение, что это
тема нашего урока.
Д.
– Интересно было бы узнать, когда надо написать суффикс –ик–, а когда
–ек–. Ведь они произносятся без ударения одинаково, а пишутся по-разному.
3.
Постановка учебной задачи.
У.– Давайте
с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 7-8)
У. –
Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
Д.
– Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И
ЗАМОЧЕК.
Д.
– Витя не знал какой суффикс вставить в эти слова: –ик– или –ек–.
У. –
Определите тему нашего урока.
Д.
– Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.
У. –
Чем же мы будем заниматься?
Д.
– Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.
У. –
Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Д.
– Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.
Д.
– Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова
с суффиксами –ек -, - ик
Групповая
работа
У. –
Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а
когда суффикс – ек–.
(Группы
созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо
успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и
выступают у доски).
Карточка
№ 2
1
уровень
Сравни
пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс
– ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть барашек – нет барашка
Есть бантик – нет бантика Есть горошек – нет горошка.
Карточка
№ 3
2
уровень
Соедини
пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а
когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка
№ 4
3
уровень
Измени
форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай
вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Выводы,
которые ученики сделали на уроке:
1 группа:
Мы
сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и
в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть
барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во
втором слове мы его не увидели.
В разговор
вмешалась 2 группа.
А мы
соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет)
билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек
– (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет,
он исчез, пропал.
1
группа:
Получилось,
что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что
если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А
если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.
3
группа:
Мы
изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:
ключик
– нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе
осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то
пишется суффикс –ик–.
Потом
мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек –
нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что
если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.
2 группа:
Если
сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали
такой же вывод.
У.
– Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 9)
У. –
Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?
Д. –
Надо прочитать правило в учебнике.
У. –
Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте
правило. Какое открытие вы для себя сделали?
Д. –
Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я
понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.
Д. –
Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового.
Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.
Физминутка.
У.
– Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек
– приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик,
лесочек, цветочек, дождик.
4. Составление алгоритма.
У.
– Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам
правильно писать эти суффиксы.
(Дети
предлагают свои варианты)
У.
– Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде. (Слайд № 10) Что
заметили?
Д. –
На слайде порядок действия описан тот же, что мы предлагали.
5. Первичное закрепление.
Выполнение
учащимися различных заданий.
У. –
Давайте с вами определим шаги, которые мы должны сделать, чтобы правильно
написать суффиксы –ик – и –ек –.
Дети
рассказывают своих предположениях, а затем сверяют их со слайдом № 10
а) Дифференцированная работа
(Задание
для слабоуспевающих детей – 1 группа)
На
слайде № 11:
(Задание
выполняется комментировано под руководством учителя)
Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к.
После
окончания этой работы, подводим итог:
Когда
слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –?
Задание
для 2 и 3 группы. (Выполняют задание в рабочей тетради №2 на стр. 28
упражнение 1, после выполнения работы проверка)
У. –
Какой вывод по этой работе сделаем? Дети делают выводы.
б).
Редактирование слов
У.
–Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего
утверждения, списать правильно.
Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик,
орешик.
Дети
проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.
У. –
Какие выводы по этой работе вы можете сделать?
У. –
Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные
ошибки и умело доказали свою точку зрения
6. Итог урока. Рефлексия.
Какова
была тема урока? А проблема?
Что
нового вы сегодня узнали?
Для
чего мы учимся правильно писать суффиксы –ик –,–ек –?
Какое
умение мы оценивали в начале урока?
Давайте
оценим умение писать суффиксы –ик –, –ек – еще раз. Если ваша самооценка не
изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
Чьи
умения писать суффиксы изменилось? Как? Кто остался на том же уровне?
Теперь
вы еще умнее и научились применять новое правило на практике.
Домашнее задание. Оценки за урок.
У. –
Запишите домашнее задание: правило на стр. 112, упр. 3 на стр. 113.
Прочитаем
задание. Какие вопросы у вас возникли?
Ученики
разбирают домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.