Технологическая
карта учебного занятия
|
Этап
|
Содержание
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Универсальные
учебные действия
|
1.Организационный
|
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
- Ребята, я желаю
вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе
повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны
русского языка.
|
Организация учащихся, включение в деловой
ритм.
|
Подготовка к восприятию нового материала.
|
Личностные : самоопределение.
Регулятивные : целеполагание.
Коммуникативные : умение с точностью
выражать свои мысли.
Познавательные : поиск и выделение
информации.
|
2.Подготовка к работе на основном этапе
|
- Сегодня на уроке работаем с листами самооценки.
После выполения задания самостоятельно оцениваете свою работу.
Вид задания
|
Отметка
|
Чистописание
|
|
Словарная
работа
|
|
Самостоятельная
работа по вариантам.
|
|
Работа
в группах.
|
|
Самостоятельная
работа по карточкам.
|
|
Игра
«Верно-неверно»
|
|
1.Чистописание
1) Работа в парах
-Внимательно
посмотрите на данную запись:
большой
- маленький,
сухой
-…
война
- …
глубокий
- …
старый
- …
твёрдый
- …
-
Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву
мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
(Необходимо
подобрать слова с противоположным значением, антонимы)
-
Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны
начинаться с одинаковой буквы. (Слайд 2)
-
Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м)
-
Какой звук обозначает буква м? (согласный, звонкий, непарный по
глухости-звонкости, бывает твёрдый или мягкий)
2)
Письмо букв М м мм
3)
Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма.
4)Самооценка.
-
Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.
5)
Записать пословиц: Много снега – много хлеба, много в…ды – много тр…вы.
Вставить
пропущенные буквы. Доказать правильность письма вставленных букв.
2.
Словарная работа. (Слайд 3) Записать название картинок:
медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля.
Взаимопроверка
(обменяться тетрадями)
-
Что объединяет эти слова? (Имена существительные)
-
Что такое существительное?
3. Разделить слова на группы по
определенному признаку. (Кто? что?)
- Какие слова отвечают на вопрос кто?
- Какие слова отвечают на вопрос что?
|
Актуализация знаний учащихся: определение
уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.
Подведение к озвучиванию темы урока.
|
Выполнение игрового задания, фиксация знаний
и незнаний, затруднений.
Самооценка.
Взаимопроверка
Классификация слов по определенному
признаку.
|
Коммуникативные : умение с точностью
выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Общеучебные универсальные действия:
умение внимательно слушать.
Логические универсальные действия:
анализ материала; вывод-ответ.
Действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы и желания ее решить.
|
3.Этап усвоения новых знаний и способов
действий.
|
1. Чтение
правила из учебника, с. 54
- Что нового вы
узнали?
- Определите тему
нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные) (Слайды
4, 5)
- Я приготовила вам задания, которые помогут совершенствовать ваше
умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы, помогут развить
память, внимание, мышление.
Проблемная ситуация.
- Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и
одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование.
2. Расшифруй
слова. (Слайд 6)
- Даны цепочки
слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить
новое слово.
·
гиря+тапочки+ракета=….(гитара)
·
мышцы+катер=….(мышка)
·
рога+забор=…(роза)
·
сова+баня+капуста=…(собака)
·
коза+лето+сова=…(колесо)
·
сито+нива+царица=…(синица)
Получившиеся
слова, записанные на карточках, фиксируются на доске.
гитара, мышка,
роза, собака, колесо, синица
- Первый
вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариант
запишите неодушевлённые существительные.
Работа
выполняется самостоятельно.
- Какие слова
выписал I вариант? Почему?
- Какие слова
выписал II вариант? Почему?
- А теперь сверим
свои ответы. (Слайд 7)
- Что заметили?
- Что не так по
сравнению с вашими ответами?
(Слова мышка и
роза записаны в 1 и во 2 столбиках)
- Как вы думаете,
почему?
- В первом
столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором?
(в 1 столбике -
животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)
- А слово роза?
(в 1 столбике –
девочка Роза, а во втором – цветок роза)
-Вывод: в русском
языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они
меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором
употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. (Слайд
8)
|
Организация учащихся на изучение нового
материала; построение проекта выхода из затруднений.
Создание проблемной ситуации.
|
Уточнение темы урока.
Создание проблемной ситуации..
Самостоятельная работа по вариантам
Самоконтроль.
|
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование (определение
цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и
сверстниками).
|
4. Физкультминутка
|
- А теперь я
предлагаю немного отдохнуть.
Поиграем в группы
слов,
Кто из вас играть
готов?
- Сейчас будут
звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос
кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что?
делаете два прыжка.
Окно, узор,
снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель,
ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень.
|
Организация отдыха детей
|
Выполнение заданий.
|
Регулятивные:
саморегуляция
|
5. Этап закрепления новых знаний и способов
действий
|
1. «Волшебные
превращения». Работа по группам
- А теперь я
предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок
русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова)
1 группа. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов?
(Эти слова
отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные)
Образуйте от
данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.
что?
|
кто?
|
коса
|
коза
|
мак
|
рак
|
капля
|
цапля
|
сон
|
сом
|
неодушевлённые
|
одушевлённые
|
2 группа. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный.
- Что общего у
этих слов?
(Эти слова
отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы)
Образуйте от
данных слов однокоренные неодушевлённые существительные.
- На какой вопрос
должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)
что?
|
кто?
|
сила
|
силач
|
гриб
|
грибник
|
лыжи
|
лыжник
|
пожар
|
пожарный
|
неодушевлённые
|
одушевлённые
|
3 группа. Найди слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка
2.
Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
-А теперь предлагается
вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы
усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас на столах
карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.
Карточка №1
Даны слова, если
слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые
предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н
(неодушевлённые предметы).
Скворец, дом,
кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь,
грибник, телевизор.
Карточка №2
Даны слова с
пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав
вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто?
сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на
вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да,
моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница,
ч…йник, к…тенок.
- Выберите
карточку, подпишите и приступайте к работе.
Проверка карточек
осуществляется после урока.
|
Организация учащихся на изучение нового
материала; построение проекта выхода из затруднений.
|
Выполнение заданий.
Работа в группах.
Дифференцированная работа
|
Регулятивные : прогнозирование, контроль в
форме сличения, коррекция.
Познавательные : логические универсальные
действия: решение проблемы.
Коммуникативные УУД:
сотрудничество, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
5. Разминка для глаз.
|
Электронная
физминутка «Составь слово»
|
|
Отгадывание букв. Составление слова.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
|
6.Этап обобщения и систематизации знаний.
|
Возьмите сигнальные
карточки. Я буду читать высказывание, если оно истинное, то покажите зелёный
цвет, если высказывание ложное, то красный цвет.
·
Слова,
отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов.
(красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
·
Слова,
обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются
именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
·
Слова,
отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными
(зелёный цвет – истинное высказывание).
·
Неодушевлённые
существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет –
ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
·
В
русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на
вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание).
Приведите примеры таких слов.
·
Такие
слова называются антонимами (красный цвет – ложное высказывание,
многозначные слова, антонимы – слова с противоположным значением)
|
Организация деятельности по применению новых
знаний.
Обобщение.
|
Самостоятельная работа. Осуществление
самопроверки.
|
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные : умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные : общеучебные –логические
(анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)
|
7. Этап информации о домашнем задании.
|
1.Учебник. Упр.
2, с. 54. Повторить правило, с. 54.
2.Подобрать и
записать как можно больше одушевлённых и неодушевлённых существительных на
тему «Школа».
|
Организация деятельности по применению новых
знаний.
|
|
Регулятивные:
умение планировать
необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности,
вносить необходимые коррективы.
|
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
|
-
Что новое узнали на уроке?
-
Чему учились?
-
Какое задание вам больше понравилось?
-
Где вам пригодятся полученные знания?
Работа
с листами самооценки. Продолжите предложение: На уроке я….
Оцените свою деятельность на уроке на
лестнице успеха.
|
Организация рефлексии.
|
Осуществление самооценки собственной учебной
деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.
|
Коммуникативные : умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.