Инфоурок Литература Рабочие программыУрок русского языка по теме: "Односоставные предложения"

Урок русского языка по теме: "Односоставные предложения"

Скачать материал

Разработка урока по теме «Односоставные предложения»

Цели:

1.    Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”;

2.    Закрепить умение различать виды односоставных предложений;

3.    Совершенствовать умение видеть односоставные предложения в контексте и использовать в речи.

4.    Углубить знания о речевой роли односоставных предложений;

5.    Развивать творческие способности учащихся;

6.    Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Оборудование:

·         Компьютерная мультимедийная презентация “Типы односоставных предложений”;

·         Текст для редактирования;

·         Контрольный тест.

Ход урока

1. Организационный момент – 1 мин.

Здравствуйте, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Сообщение темы и постановка целей урока – 1 мин.

Итак, тема нашего урока “Виды односоставных предложений”, сегодня мы должны обобщить, систематизировать изученный материал, научиться различать виды односоставных предложений, видеть их в контексте.

3. Повторение. Слово учителя – 4 мин.

И начнем мы с вами с повторения теоретического материала.

·         На какие две группы делятся предложения по наличию главных членов? (Односоставные, двусоставные.)

·         Какие предложения называются односоставными? (Предложение, в котором только один главный член – главный член односоставного предложения.)

·         Назовите типы односоставных предложений. (Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные.)

·         Какие предложения называются определенно-личные? (Главный член выражен глаголом в форме 1 или 2 лица изъявит. или 2 лица повелит. наклонения.)

·         Какие предложения называются неопределенно-личные? (Главный член выражен глаголом в форме 3 лица мн. ч. наст. или буд. времени; глаголом во мн. ч. в прош. вр. и условном наклонении.)

·         Какие предложения называются безличные? (Главный член выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопр. ф. глаг., кр. страд. прич. в форме ср. р. , сущ. в род. пад. с НИ или НЕ.)

·         Какие предложения называются назывные? (Главный член выражен существ. в им. пад. или сочетанием числит. с сущ.)

Хорошо, молодцы! Практическую работу мы начинаем с орфографической разминки.

Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор, т.е. обозначает орфограммы. Остальные ученики работают в тетради.

4. Орфографическая разминка – 5 мин.

Предпол..гает..ся заплы.. , хочет..ся пр..влеч.. вн..мание, гружё..ый вагон, бор..шься с усталостью, серебря..ое блюдце, пр..одолева..м пр..грады, (не)прерывно машет рукой, жела..ый гость, стро..ш.. дом, кова..ый стол.

! Оценить работу.

5. Синтаксический разбор предложения – 7 мин.

..., к доске. С красной строки записываем предложение:

Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. (Повеств., невоскл., сложн.:1 – односост.,(неопр.-личн.), распр.; 2– двусост., распр.)

1.    Предложение по цели высказывания…

2.    По интонации

3.    По наличию грамматических основ…

4.    1-ое простое: по наличию главных членов? Тип односоставного предложения? По наличию второстепенных?

5.    2-ое: по наличию главных членов? По наличию второстепенных?

! Оценить работу.

!!! Составьте, пожалуйста, 3 предложения, соответствующие схемам:

1. [назывное], и [безличное]. Пр.: Жаркий летний день, и густо пахнет полевыми травами.
2. [безличное], но [двусост.].
3. [назывное], и [безличное].

Запишите предложение в тетрадь. Грамматические основы подчеркните.

6. Закрепление материала – 6 мин.

Все внимание на экран, работаем устно. Ваша задача – определить тип односоставных предложений, свой ответ аргументировать.

1.    Брожу по набережной снова. (Определенно- личное.)

2.    Повеет полем, первой бороздой. (Безличное.)

3.    Его везли из крепости, из Бреста. (Неопределенно-личное.)

4.    Тепло на солнышке. (Безличное.)

5.    Всё грущу о шинели. (Определенно-личное.)

6.    Запоздалый птичий перелет. (Назывное.)

7.    Теперь и пахарям можно отдохнуть. (Безличное.)

8.    В Сибири не любят горячку и спешку. (Неопределенно-личное.)

9.    Синеватая черта большой речки… (Назывное.)

10.     Уже смеркалось, и в комнате стало темно. (Сложное: 1– безл., 2-безл.)

7. Редактирование текста – 8 мин.

Представьте себе, что вы редактор газеты. Вам принесли статью, она лежит перед вами, но, прочитав текст внимательно, вы понимаете, что в таком виде печатать ее нельзя. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопрос: “Почему этот текст неудачен?”

Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в 7 часов утра. Я хотел бы поспать еще, но надо вставать. Все равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел бы, чтобы день прошел удачно…

·         Отредактируйте этот текст. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными.)

·         Запишите текст в исправленном виде.

·         Прочитайте, что у вас получилось.

·         Назовите, какие типы односоставных предложений вы использовали.

Отредактированный текст.

Утро. Я встаю в 7 часов. Хотелось бы поспать еще, но надо вставать. Все равно меня разбудят. Надо поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Мне очень весело. Сегодня буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Хотелось бы, чтобы день прошел удачно.

Молодцы, у вас все хорошо получилось. Мы с вами еще раз убеждаемся в том, использование в речи односоставных предложений помогает нам избежать тавтологии, сделать текст более выразительным, ярким, лаконичным. Например, назывные предложения помогают создать образную, зримую картину, запечатлеть мгновение… На прошлом уроке мы с вами убедились, что многие поэты и прозаики используют при создании произведения односоставные предложения.

Давайте и мы с вами вообразим себя писателями и попробуем создать небольшое сочинение, посвященное описанию зимнего дня, леса, используя все виды односоставных предложений. Слайд 2.

8. Творческая работа (сочинение – миниатюра) – 4 мин.

Хорошо!

9. Тест.  Подведение итогов – 9 мин.

Итак, мы с вами повторили все виды односоставных предложений, думаю, что сейчас вы готовы к самому важному этапу урока – к контрольному тестированию, которое покажет, как вы освоили материал.

Резерв:

Графический диктант.

Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами (Н – назывное, Б – безличное, О/Л – опеределенно-личное, Н/Л – неопред.-личное) в столбик.

1.    Серое осеннее утро.

2.    Было холодно и сыро.

3.    Люблю тебя, моя Россия!

4.    В газетах пишут о выборах.

5.    Не догнать тебе бешеной тройки.

6.    Вот и станция.

7.    Не спеши!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме: "Односоставные предложения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка урока будет полезна учителям русского языка при закреплении темы "Односоставные предложения" Цели: 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Односоставные предложения”; 2. Закрепить умение различать виды односоставных предложений; 3. Совершенствовать умение видеть односоставные предложения в контексте и использовать в речи. 4. Углубить знания о речевой роли односоставных предложений; 5. Развивать творческие способности учащихся; 6. Развивать положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.07.2020 357
    • DOCX 20.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Веселицкая Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Веселицкая Ольга Владимировна
    Веселицкая Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75940
    • Всего материалов: 201

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек