Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок русского языка по теме "Какие бывают предложения?"

Урок русского языка по теме "Какие бывают предложения?"

Скачать материал

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония»

 

Цель учителя: 1) сформировать у учащихся представление о видах предложений по цели высказывания и по интонации;

2) обеспечить здоровьесберегающие условия на уроке.

Цель ученика: узнать, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

Задачи (компетенции) урока:

Образовательные:

Ø  ввести в языковую практику учащихся термины повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение; восклицательное и невосклицательное предложение;

Ø  формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм.

Ø  продолжить формировать умение выделять предложения в тексте.

 

Социализирующие (воспитательные):

Ø  воспитывать аккуратность;

Ø  воспитывать усидчивость;

Ø  воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

Ø  воспитывать интерес к изучению родного языка.

 

Развивающие:

Ø   развивать аналитико-синтетическое мышление;

Ø   развитие эмоциональной и выразительной речи;

Ø  развивать умение работать с учебным текстом.

Тип урока:  комбинированный.

Вид урока: урок – усвоение новых знаний.

Основные принципы организации образовательного процесса на уроке:

ü  – наглядность;

ü  – доступность;

ü  – систематизация знаний, умений и навыков;

ü  -  научность.

Обоснование методов и форм:

ü  Создание на уроке благоприятного, эмоционального настроя.

ü  Учёт возрастных особенностей учащихся.

ü  Методы: 1) по источнику передачи и восприятия учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);  по логике передачи и восприятия информации (индуктивный); по степени самостоятельности мышления (проблемно-поисковый); по степени управления учебной работой (под руководством преподавателя, самостоятельная работа обучаемых; 2) методы стимулирования интереса к учению (игровой подход); 3) метод устного контроля.

ü  Сотрудничество между учителем и учащимися.

 

Дидактическое оснащение (методический инструментарий):

ü  Наглядные пособия: бумажные цветы, лепестки ромашки с именами детей и учителя.

ü  Графические наглядные пособия (раздаточные таблицы, таблица «Какие бывают предложения).

ü  Презентационное сопровождение.

ü  Мультимедиа оборудование (компьютер, мультимедиапроектор).

ü  Учебник «Русский язык. 2 класс». Составители: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. «Ассоциация XXIвек», 2008.

 

 

Новые понятия, термины:

Виды предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное; виды предложения по интонации (эмоциональной окраске): восклицательные, невосклицательные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Структура урока

Действия учителя

Возможные действия учеников

Методические комментарии

1 слайд

1.Организационный момент. Знакомство с классом. Эмоциональный настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд

(1)

 

 

 

 

 

 

(2)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Садитесь.

 

- Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Юлия Юрьевна. Я вижу, что ваши имена написаны на лепестках ромашки. А моё имя -  на её середине.

 

 - У вас на столах лежат цветы. Это цветы вашего настроения: голубой цветок – это нерешительность, зелёный – вам комфортно, чувствуете себя нормально, а жёлтый цветок – это символ солнечного  настроения, радости. Поднимите тот цветок, который подходит вашему настроению в данный момент. Как стало красиво!

 

 - Ой, ребята, смотрите, к нам солнышко на урок заглянуло. Улыбнитесь ему, протяните к солнцу свои руки и почувствуйте его тепло. Это солнышко подарит каждому из вас только отличное настроение!

 

- Вместе со мной к вам в гости пришёл мультипликационный герой. Как его зовут? У Винни-Пуха тоже отличное настроение!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети поднимают цветы вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ви́нни-Пу́х

 

 

 

 

На столах у детей заранее лежат по три цветка и таблица

 

 

 

 

 

Цветы настроения:

жёлтый -

голубой -

зелёный -

(Цель: узнать субъективное состояние детей при помощи цвета)

 

 

 

 

 

 

 

 

(3)

2. Минутка чистописания

- Мы с медвежонком приглашаем вас на летнюю полянку. Посмотрите как на ней здорово!

- А какая буква спряталась в этих цветах?

 

- Запишите в тетрадях дату, классная работа,  а на следующей строке – строчную письменную букву о.

- Давайте повторим, как правильно пишется эта буква. Вспомните, что существует 2 варианта её  написания:

1) начиная со 2 линии-помощницы, веду овал сверху справа налево и заканчиваю письмо верхним соединением;

2) начиная с 1 линии-помощницы, веду овал снизу слева направо и заканчиваю нижним соединением.

 

- А теперь превратим эти буквы в цветы при помощи простого карандаша! Продолжим верхнее соединение, превращая его в лепесток, а затем ещё в один… Вслед за этим цветком, нарисуем следующий: продолжим нижнее соединение, рисуя лепесток, затем ещё… и ещё…

 

 

 

 

 

 

- Буква О.

 

 

Дети записывают дату, классная работа, рисуют цветок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если дети затрудняются ответить, показываю на середину цветов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата записана на доске заранее.

Учитель пишет букву на доске с верхним и нижним соединением и  (рабочая строка начерчена заранее).

 

3. Подготовка к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

- Ребята, а вы любите цветы?

 

 

 

- Давайте запишем ваш ответ.

 

 

 

 

- Что ты сейчас записал (а)? Молодец! Садись.

 

- А это предложение?

- Почему?

 

- Сегодня мы продолжаем разговор о предложениях, как они устроены, какие могут быть предложения. Давайте сначала попробуем вспомнить все, что мы знаем об этом, и записать в таблицу.

 

 - Итак, что же вы уже знаете о предложении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Ребята, N поставила в конце предложения точку. А какой знак препинания поставили вы?

 

 - Ребята, Винни-Пух выполнял это задание вместе с вами и вот что у него получилось.

 

- Давайте прочитаем эти предложения.

 - Что общего в этих предложениях?

 

 - Чем отличаются?

 

- А почему стоят разные знаки?

 

- Вы сказали всё правильно, а по- научному это будет звучать так: «У этих предложений разная цель высказывания».

Дети отвечают полным ответом.

 

 

Записывают предложение «Я люблю цветы.» (один – у доски с пометами)

- Предложение.

 

- Нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

1) В предложении слова связаны по смыслу одной мыслью.

2) При письме начало предложения обозначается большой буквой, а конец – точкой или другим знаком препинания.

3) Между словами в предложении соблюдаются пробелы.

 

 

- Точку (? !)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одинаковые слова, мысль.

 

- Знаками препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рядом с предложением учащегося, вывешиваю табличку «белые ромашки»

У детей на партах – таблицы:

Знаем:

Хотим узнать:

Узнали:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы записывают кратко после устного проговаривания по очереди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возвращаемся к предложению «Я люблю цветы.»

 

 

 

Запись Винни-Пуха:

Я люблю цветы.

Я люблю цветы?

 

 

4 слайд Физкультминутка:

Спал цветок и вот проснулся,

 Больше спать не захотел,

 Шевельнулся, потянулся,

 А потом вдруг полетел!

 

5 слайд

4. Формулирование учащимися темы и учебной задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

6 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 слайд

(музыкальный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 слайд

 

 

 

 

10 слайд

 

 - Итак, тема сегодняшнего урока «Виды предложений по цели высказывания».

 

- Посмотрите на 2 колонку таблицы. Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

 

- Кто готов ответить?

 

- Давайте это запишем.

 

 

 

- Давайте возвратимся к нашим предложениям про лето. В конце 1 предложения стоит точка.

- С какой целью мы говорим это предложение?

… или, по-другому, повествовать, т.е. подробно рассказывать (толковый словарь Ушакова)

 

 

- Соответственно, и предложение будет называться повествовательным. Повествовательные предложения – это предложения, содержащие рассказ о чём-либо, сообщение, информацию для собеседника.

 

- В конце 2 предложения стоит вопросительный знак.

- С какой целью мы говорим это предложение?

 

- Действительно, это предложение, в котором заключён вопрос. Поэтому такое предложение называется….

 

- Откройте учебник на стр. 91 и прочитайте сведения в розовой рамке.

 - Какие ещё бывают предложения, кроме повествовательных и вопросительных? Приведите пример побудительного предложения.

 

- Вернёмся на нашу полянку!

 

- На летней полянке тепло и уютно. Закройте глаза, представьте, что вы сидите на зеленой травке, на неё можно даже прилечь.

 

- Если слова – это ноты, то любое предложение чем-то похоже на песню, у него есть своя мелодия. А у этой мелодии есть название – гордое, длинное, музыкальное. Вот такое: интонация.

 

- Наша тема урока дополняется этим словом и будет звучать так: «Виды предложений по цели высказывания и по интонации»

 

- Давайте вернёмся к таблице и дополним 2 колонку. Мы написали, что хотим узнать, какие бывают предложения по цели высказывания и вы дописываете по…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какие бывают предложения по цели высказывания.

 

 

 

 

- С целью что-то сообщить, рассказать…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы спрашиваем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… вопросительным

 

Один из учеников читает вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

… интонации.

На слайде – тема, на доске – таблички: «Предложение бывает» и  «по цели»

 

 

 

Ответы детей записываются во 2 колонку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вешает табличку «повествовательное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вешает табличку «вопросительное»

 

 

 

 

Учебник стр. 91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети ложатся на парты, закрывают глаза, учитель включает спокойную музыку и продолжает говорить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доску крепится лист «по интонации»

 

 

11 слайд

5. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 слайд

 

 

13 слайд

- Ребята, наш сегодняшний герой урока Винни-Пух приготовил вам мультсюрприз.

 

-  С какой интонацией Сова произнесла это предложение?

 

 

 

- Какой знак препинания вы бы поставили в конце этого предложения?

 

 - Я согласна с вами, т.к. интонация этого предложения действительно восклицательная. Здесь ярко выражены чувства.

 

- А если я произнесу это предложение так? (произношу спокойно).

- А какой знак вы бы поставили в конце этого предложения?

 

- И сейчас я с вами согласна, т.к. это предложение невосклицательное. Чувства здесь не подчёркнуты.

 

 - Таким образом, по интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

- Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 94.

 

- Ребята, а вы ничего не заметили в записи над дверью домика совы?

 

- Запишите в тетрадях, как это сделать правильно. Поставьте ударение, выделите орфограмму. У доски это задание выполнит N.

 

 - Молодцы!

Дети просматривают фрагмент мультфильма.

 

- Поздравляю тебя с днем рождения, желаю счастья в личной жизни (!) – (торжественно) сказала Сова.

- !

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Точку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Там написано не «сова», а «сава». Это неправильно!

 

Учащимся предлагается  фрагмент, где Пух приходит к Сове с просьбой подписать горшочек, который он хочет подарить на день рождение Иа.

 

(При изучении данной темы такой просмотр дает очень многое, так как дети смогут услышать «живую» речь, проанализировать её.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вешает таблички: «восклицательное» и «невосклицательное»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из учеников выполняет задание у доски.

 

                 

14 слайд

6. Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 слайд

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

- Посмотрите на доску. Чего не хватает в этой записи?

 

- Тогда какова наша задача?

 

 

 

 

- Запишите эти предложения в тетрадь и расставьте знаки препинания. К доске пойдёт N.

 

 

Физ-ка для глаз

 

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

 

- Охарактеризуйте эти предложения по цели высказывания и по интонации.

 

- Итак, по цели высказывания это предложение….

 

- А по интонации….

- Знаков препинания.

 

- Расставить в конце предложений знаки препинания.

 

Один ребёнок – у ИД расставляет знаки препинания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как хорошо летом! (повеств., т.к. в нём сообщается о лете и  воскл., т.к. выражено чувство радости)

- Вокруг много цветов. (повест., невоскл.)

- А тебе нравится это время года? (вопрос., невоскл.)

На слайде – текст: «Как хорошо летом Вокруг много цветов А тебе нравится это время года »

 

(Если времени осталось мало, предложения записывают по рядам: 1 ряд – 1 предложение и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

На слайде – уже готовый текст.

 

 

7. Итог урока

– У нас осталась незаполненной 3 колонка таблицы. Заполните схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сверьтесь со схемой на доске.

Дети заполняют 3 колонку таблицы.

Если времени не хватает – это буде д/з.

 

 

Если доска задвигается, то на время заполнения детьми таблицы – задвинуть, после заполнения – раздвинуть.

 

 

Если доска не задвигается и у кого-то из детей возникли затруднения, учитель говорит: «Если у кого-то возникли затруднения, вам поможет схема на доске».

 

 

17 слайд

8. Оценивание. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 слайд

– Сегодня на уроке мы учились различать предложения по интонации и по цели высказывания. Они передают наши чувства.  Человек радуется и огорчается, о чём-то просит других, за что-то благодарит. Без этих предложений наша речь будет бедна и невыразительна.

 

- За работу на уроке у меня для вас есть 3 цветка (красных). Как вы считаете, кому их нужно вручить?

 

 - Я согласна с вами, эти ребята действительно сегодня были моими помощниками на уроке.

 

- Дома вы ещё раз прочитаете сведения о предложениях по цели высказывания и по интонации в учебнике на стр. 91 и 94 и постараетесь их запомнить.

 

- Вы сегодня все молодцы!

 

- Давайте вернёмся к цветам на ваших столах. Мне бы хотелось, чтоб вы ещё раз подняли их, для того, чтобы узнать ваше настроение сейчас, в конце урока.

 

- Спасибо! Я дарю вам эти цветы на память.

 

- До свидания, ребята! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют лучших по их мнению.

 

 

Если время остаётся, задание: - Подумайте, каким предложением по цели высказывания и по интонации вы бы закончили этот урок?

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме "Какие бывают предложения?""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония»

 

Цель учителя: 1)сформировать у учащихся представление о видах предложений по цели высказывания и по интонации;

2) обеспечить здоровьесберегающие условия на уроке.

Цель ученика: узнать, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

Задачи (компетенции) урока:

Образовательные:

Ø  ввести в языковую практику учащихся термины повествовательное предложение, вопросительное предложение, побудительное предложение; восклицательное и невосклицательное предложение;

Ø  формировать навык осознанного грамотного письма на основе изученных орфограмм.

 

Ø  продолжить формировать умение выделять предложения в тексте. 

Социализирующие (воспитательные):

Ø  воспитывать аккуратность;

Ø  воспитывать усидчивость;

Ø  воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;

Ø  воспитывать интерес к изучению родного языка.

Развивающие:

Ø   развивать аналитико-синтетическое мышление;

Ø   развитие эмоциональной и выразительной речи;

Ø  развивать умение работать с учебным текстом.

Тип урока:  комбинированный.

Вид урока: урок – усвоение новых знаний.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 519
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панкратова Юлия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панкратова Юлия Юрьевна
    Панкратова Юлия Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 4110
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе