Урок русского языка по теме
"Повелительное наклонение глагола". 6-й класс
Эпиграф: “Все
обучают каждого – каждый обучает всех”.
Цель урока: создать условия для понимания и применения знаний учениками правописания глаголов
повелительного наклонения, его значения, образования.
Задачи:
1.
Учащиеся совершенствуют навык правильного употребления глаголов повелительного
наклонения в речи;
2.Учащиеся смогут в ходе
анализа упражнений образовывать формы
повелительного
наклонения, выделять
главное;
3.Учащиеся развивают речь, память, внимание; навык
работы в парах, а так же навык
самоконтроля
и взаимоконтроля, оценки и самооценки;
4.Учащиеся
учатся уважать чужое мнение, умению совместной
деятельности, ответственности за выполнение заданий.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: таблица “Наклонения глагола”; карточки с заданиями; карточки с
ответами для самоконтроля и взаимоконтроля; “Листок учета знаний”.
ХОД УРОКА:
I. Орг. момент. Приветствие.
Актуализация
знаний.
- Мы сегодня,
ребята, продолжим знакомство с наклонениями глагола. Будем работать в парах,
помогая друг другу при усвоении новой темы и контролируя знания друг друга. А
сейчас давайте обратим внимание на таблицу.
Наклонения
глагола
Наклонение
|
Пример
|
Значение действия
|
Изъявительное
|
пишу, писал, буду писать
|
происходит, происходило, будет происходить
|
Условное
|
написал бы, прочитал бы
|
возможно при каком-либо условии
|
Повелительное
|
напишите, пожалуйста быстро принеси
|
просьба или приказ выполнить
|
- Сколько наклонений
имеет глагол? (три наклонения)
- Какое действие
обозначают глаголы в изъявительном наклонении? (действие, которое происходило,
происходит и будет происходить)
- Какое действие
обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (которое возможно при
каком-либо условии)
- Какое действие
обозначают глаголы в повелительном наклонении? (которое просят или приказывают
выполнить)
- Как образуются
формы повелительного наклонения глаголов? Об этом мы узнаем сегодня, а также
научимся правописанию глаголов в повелительном наклонении.
2. Запись темы урока
в тетрадях.
II. Основной этап
Ученикам раздаются карточки
с заданиями и “Листки учета знаний”. Выполненное задание сразу
проверяется и оценивается в парах.
Задание 1.
Вариант 1
Самостоятельная работа
|
Работа с партнером
|
Задание 1
|
1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что
обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы
повелительного наклонения.
2. Выпиши примеры.
|
1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.
Попроси его ответить на вопросы:
-Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
-В форме какого лица и числа они употребляются?
-Как образуются?
Попроси его повторить определение повелительного наклонения
(Оценка партнеру)
|
Задание 2
|
Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.
Советы биолога.
Ничего нельзя нарушать в лесу! Иди в лес, но не бери с собой сачков и
морилок. Оставь дома своего четвероногого друга – собаку. Старайся тише
говорить, чтобы больше увидеть, услышать и не нарушить лесную жизнь.
Запиши в дневнике, сколько видел муравейников, очисти их от мусора.
Увидите плакучую березу – залепите глиной рану. Не лови и не бери домой
зайчат, птенцов.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища
назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы.
Помоги в случае затруднения.
(Оценка партнеру)
|
Задание 3
|
Образуйте форму повелительного наклонения единственного и
множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.
Быть, бежать, везти, жарить, плакать, стричь.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.
(Оценка партнеру
|
Задание 4
|
Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами
повелительного наклонения мн. Числа.
Приготовление домашних заданий.
(Научиться) быстро включаться. Не (отвлекаться), (быть) внимательны и
аккуратны. (Сесть) прямо, не (горбиться). Сначала (готовить) уроки средней
трудности. Когда втянетесь в работу, (переходить) к выполнению наиболее
трудных заданий, (заканчивать) более легкими. Через каждые 40-50 минут
(делать) перерыв на 5-10 минут. (Проветрить) комнату, (сделать) несколько
гимнастических упражнений и (продолжать) работу.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.
(Оценка партнеру)
|
Вариант 2
Самостоятельная работа
|
Работа с партнером
|
Задание 1
|
1. Работа с учебником: чтение теоретического материала. Выучи, что
обозначают, в какой форме употребляются и как образуются глаголы
повелительного наклонения.
2. Выпиши примеры.
|
1. Расскажи товарищу о глаголах в повелительном наклонении.
Попроси его ответить на вопросы:
- Какие действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- В форме какого лица и числа они употребляются?
- Как образуются?
Попроси его повторить определение повелительного наклонения
(Оценка партнеру)
|
Задание 2
|
Спиши текст, подчеркни глаголы повелительного наклонения.
Советы юным велосипедистам.
Езде на велосипеде учитесь в стороне от уличного движения. Научитесь
самостоятельно садиться на велосипед. Не держитесь слишком сильно за руль!
Смотрите на метров пять-шесть вперед, а не на колесо. Педали вращайте
равномерно, без рывков.
Прежде чем спуститься, прекратите вращение педалей. Когда скорость
уменьшится, машина накренится. Опустите в сторону наклона ногу и поставьте ее
на землю.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Продиктуй товарищу текст. Проверь, нет ли ошибок. Попроси товарища
назвать глаголы в повелительном наклонении, подчеркнуть в них суффиксы.
Помоги в случае затруднения.
(Оценка партнеру)
|
Задание 3
|
Образуйте форму повелительного наклонения единственного и
множественного числа. Запишите, обозначая суффиксы и окончания.
Возить, резать, шить, купить, читать, сдать.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы.
(Оценка партнеру)
|
Задание 4
|
Спиши текст, заменяя глаголы неопределенной формы глаголами
повелительного наклонения мн. Числа.
Составление плана текста.
(Прочитать) текст, (выяснить) значение непонятных слов. (Определить)
тему и основную мысль текста. (Разделить) текст на смысловые части,
(озаглавить) их. (Написать) черновик плана. (Сопоставить) его с текстом.
(Проследить), все ли нашло отражение в плане; связаны ли пункты по смыслу.
(Проверить), можно ли, руководствуясь планом, изложить текст.
(Самоконтроль по карточке с ответом, самооценка)
|
Предложи товарищу выполнить самостоятельно. Сверьте работы).
(Оценка партнеру)
|
Разминка «Макарена»
Листок
учета знаний.
Ф.И. ученика
___________________________________________
№ заданий
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
Карточки с
ответами
|
Тест
|
Итоговая оценка
|
Оценка
|
Самокотроль
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Взаимоконтроль
|
Самоконтроль
|
Учитель
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Карточки с ответами.
Вариант 1.
Задание 1. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения
единственного и множественного числа.
Бежать, отрезать,
поздравлять, поехать, бежать, измерять, прославиться, знакомиться.
Критерии оценок:
8-9 правильных
ответов-“5”;
6-7 правильных
ответов- “4”;
4-5 правильных
ответов-“3”;
0-3 правильных
ответа-“2”.
Задание 2. Найдите глаголы повелительного наклонения.
Быть- будут- будь –
будьте; бежать- бегут- беги – бегите; везти – везут – вези –везите; жарить
–жарят-жарь-жарьте; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут- стриги –
стригите.
Критерии оценок:
6 правильных
ответов-“5”;
4-5 правильных
ответов- “4”;
3 правильных
ответа-“3”;
0-1 правильных
ответа-“2”.
Задание3.Составить словосочетания с глаголами в повелительном наклонении во
множественном числе
Прилечь, не хмурить,
спрятать, наладить, не горбитесь, не спорить, переходить, заканчивать.
Критерии оценок:
8 правильных
ответов-“5”;
7-6 правильных
ответов- “4”;
4-5 правильных
ответа-“3”;
0-3 правильных
ответа-“2”.
Вариант 2.
Задание 1. Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения
единственного и множественного числа.
Взвесить, вставать,
поехать, верить, кинуть, лечь, измерять, положить.
Критерии оценок:
8 правильных
ответов-“5”;
6-7 правильных
ответов- “4”;
4-5 правильных
ответов-“3”;
0-3 правильных
ответа-“2”.
Задание 2. Найдите глаголы повелительного наклонения.
Возить – возят
–вози- возите; резать –режут – режь - режьте; шить – шьют – шей - шейте; купить
– купят – купи - купите; плакать –плачут -плачь-плачьте; стричь- стригут-
стриги – стригите.
Критерии оценок:
6 правильных
ответов-“5”;
4-5 правильных
ответов- “4”;
3 правильных
ответа-“3”;
0-1 правильных
ответа-“2”.
Задание 3. Составить словосочетания с глаголами в повелительном наклонении во
множественном числе
Прочитать, выяснить,
определить, разделить, написать, сопоставить, проследить, проверить, ответить.
Критерии оценок:
8 правильных
ответов-“5”;
7-6 правильных
ответов- “4”;
4-5 правильных
ответа-“3”;
0-3 правильных
ответа-“2”.
III.
Заключительный этап.
1. Контроль степени
усвоения темы. Учащимся предлагается выполнить тест. Учащиеся выполняют тест на
ноутбуках
Выполните тест:
1. Укажите глагол в
повелительном наклонении.
а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал;
г) сделал бы.
2. Укажите глагол в
повелительном наклонении:
а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.
3. Укажите глагол в
повелительном наклонении:
а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА
находится в форме :
а) условного
наклонения;
б) изъявительного
наклонения;
в) повелительного
наклонения.
5. Вставьте букву
–И- в глагол повелительного наклонения:
а) Работа. . т;
б) вылет. . те;
в) отправ. . тся.
6. Укажите глагол в
повелительном наклонении:
а)Не смейте забывать
учителей,
б)Ведь лучшее все в
нас – от их усилий:
в)Учителями славится
страна.
(Ключ к тексту:
а,б,в,в,б,а.)
2. Взаимопроверка
тестов. Выставление оценок партнеру.
3. Подведение
итогов.
-Что нового мы
узнали о повелительном наклонении глагола?
-В форме какого лица
и числа они употребляются?
-От основы какого
времени они образуются?
3. Сбор листков
учета знаний и выставление итоговой оценки.
4. Рефлексия.
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
5. Д.з. : параграф 85, правило, упр.642 (по
заданию)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.