Русский язык(3 кл.)
Начальная школа XXI век
Тема: Число имен существительных.
Цели: 1. Познакомить с существительными,
употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.
2. Развивать
умение классифицировать имена существительные по числам. Работать над развитием
орфографической зоркости.
3.
Воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать
родной язык, чувствовать и воспринимать его.
Оборудование: рисунок снеговика, карточки со словарными
словами, снежинки.
Ход урока
I. Орнамент
У.- Сегодня, на
уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам
в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник и рабочая
тетрадь.
У.- Начнём урок с
загадки.
Загадка: Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в
той тройке белы.
А в санях
сидит царица,
Белокоса,
белолица.
Как
махнула рукавом,
Всё
покрылось серебром.
Д.- Зима.
II. Актуализация знаний
Игра
«Ассоциации»
У.- Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?
Д.- Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей,
санки, каникулы.
У.- Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!
Все дети зимой любят лепить снеговика. И сегодня на урок к нам пришел
снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему
друга -снеговика из слов. Первый ком снеговик уже слепил. А второй и
третий ком мы слепим сами.
- Давайте прочитаем слова снеговика.
Д. - снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель,
солнце, оттепель.
Снег,
мороз,
Снежинки, санки
Солнце, варежки, оттепель
Коньки, метель,
Сосульки
У. – Как назвать эти слова одним словом ?
Д.- Это имена существительные.
У.- Что мы уже изучили об имени существительном?
Д. –Имя существительное обозначает предмет, отвечает на
вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числам.
III.
Сообщение темы урока
У.- Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем,
какие тайны скрывает число имени существительного.
IV. Работа
над темой
У.- На какие группы можно разделить слова снеговика?
Д.- В одну группу записать слова единственного числа, а в другую
– слова множественного числа.
У.- Запишите в тетрадь слова по вариантам.
I в – слова единственного числа, II в
- слова множественного числа.
- Добавьте в каждую
группу свои примеры.
У.- Проверим работу I
варианта.
Д.- Снег, мороз,
солнце, метель, оттепель.
У.- Как справился с
заданием II вариант.
Д.- Снежки, варежки,
коньки, сосульки, санки.
У.- Устно поставим
слова I в. во множественное число, а II в. в
единственное число. (работаем цепочкой).
У.-- Какое слово не
удалось поставить в единственное число?
Д.- Слово санки.
У.- Исключим его из
группы слов, которые принес снеговик.
Какие слова теперь
остались в этой группе?
Д.- Слова, которые
можно поставить и в единственном и во множественном числе
У.- Назовите эти
слова.
Д.- снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, метель, солнце,
оттепель.
V. Сообщение сведений о языке
У.- В русском языке
есть слова, которые употребляются только во множественном числе. Прочтем
об этом в учебнике на стр. 143. Тайны языка.
У.- И вот, второй
ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном
числе.
- Запишите себе в
тетрадь эти слова со страницы 143.
У.- А 3 й ряд запишет слова у доски на втором коме снеговика.
каникулы, брюки
часы,
грабли, весы
ножницы,
сливки
У- Прочтите слова.
Чем особенны эти слова?
Д.- Употребляются
только во множественном числе.
У.- Постарайтесь
запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.
VI Самостоятельная работа
У.- Не догадались,
что должно быть записано у снеговика на третьем коме?
Д.- Слова, которые
употребляются только в единственном числе.
У.- Прочтите об этом
на стр. 142 (Тайны языка).
-Запишите у себя в
тетради их самостоятельно, а у доски поработает Жукова Алина.
У.- Проверим, какие
слова вы записали.
Д.- Мёд, молоко,
творог, трусость, ловкость, соль.
мед
молоко
ловкость
соль
трусость
творог
каникулы, брюки
часы, грабли, весы
ножницы, сливки
Снег, мороз,
Снежинки,
санки,
Солнце, варежки,
Оттепель
Коньки,
метель,
Сосульки.
У.- У нас получился
красивый снеговик из слов.
- Итак, какие тайны
русского языка мы узнали на уроке?
Д.- В русском языке
есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в
единственном числе.
VII. Физкультминутка
Дети исполняют песню
«Выпал снег такой мохнатый» и выполняют движения под музыку.
VIII. Игра «Снежки» (Испрввь ошибку)
У.- Вы любите играть
в снежки?
Д.- Да.
У.- Снеговик
предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает
бросить снежок в слово с ошибкой.
У меня снежки (кружки).
Итак, начинаем игру:
снежком нужно «залепить» не правильную букву в слове.
Слова: колендарь, жевотное, ботинки,
тромвай, польто, гозета, яблоко, малина, морковь, инжинер.
- Заметили, какие это
все слова?
Д.- Это словарные
слова.
У.- Прочтем слова, в
которые вы бросили снежком.
Д.- Календарь,
животное, трамвай, газета, пальто.
У.- Посмотрите
внимательно на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в
единственном числе. Догадались какое слово?
Д.- Слово «пальто»
употребляется только в единственном числе
IX. Составление предложений и запись в тетрадь.
У.- Давайте поучимся
правильно употреблять это слово в своей речи.
- Составьте
предложение со словом «пальто» и запишите в тетрадь.
(Дети записывают
составленные предложения и определяют род и число имен существительных).
X. Релаксация
У.- На уроке мы
поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить,
что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело,
красиво. (Музыка И.Крутого, композиция)
XI. Составление предложений.
У.- К нам под эту музыку прилетели волшебные снежинки
со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем
восстановить буквы, объясняя их написание. (Дети выходят к доске, вставляют
пропущенную букву и объясняют орфограммы)
З_ма з_сыпала
вот
сл_ды доро ки и
л_сные
снегом
.
У. - Составим
предложения из этих слов.
Д.- Зима засыпала
снегом лесные дорожки. Вот и следы зверей.
(Предложение
записываем с комментированием. Один ученик у доски.)
У.- Определите число
имён существительных
XII. Дифференцированная работа
У.- Сейчас предлагаю
работу по выбору.
- Кто желает
творчески поработать, добавьте к составленным предложениям свои предложения,
чтобы получился текст.
Остальные дети
работают по тетради «Пишем грамотно» С.41, упр.3.
Задание: выписать
имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
XIII. Проверка дифференцированной работы
У.- Какие слова вы
выписали из упр.3?
Д. -Ножницы, брюки,
очки, сани, каникулы, деньги, духи, именины, сливки.
У. – Чем интересны
эти слова?
Д.- Употребляются
только во множественном числе.
У.- Проверим, какой текст получился у детей,
которые работали творчески.
XIV Итог урока
У.- Какие тайны
русского языка мы узнали на уроке?
Д.- В русском языке
есть имена существительные, которые употребляются только во множественном и
только в единственном числе.
У.- Сегодня вы очень
хорошо старались и без домашнего задания все остались.
Подушко
Елена
Петровна
Учитель начальных
классов
г.Старый Оскол
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.