Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русского языка по теме

урок русского языка по теме

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т к р ы т ы й   у р о к

(Русский язык 3 класс)

 

 

 

 

Число имен существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов

Подушко Е.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009 год

Использование игровых моментов на уроках даёт заметный эффект в развитии детей, расширяет творческие возможности, улучшает эмоциональное состояние детей, поддерживает у младших школьников интерес к учебной деятельности. Учитель! Научись играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, в свободное время…

 Играй с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.

 


Русский язык(3 кл.)

Начальная школа XXI век

Тема:         Число имен существительных.

Цели:         1. Познакомить с существительными, употребляющимися только в единственном числе и только во множественном числе.

         2. Развивать умение классифицировать имена существительные по числам. Работать над развитием орфографической зоркости.

         3. Воспитывать потребность и способность внимательно вслушиваться и понимать родной язык, чувствовать и воспринимать его.

Оборудование: рисунок снеговика, карточки со словарными словами,                       снежинки.

Ход урока

I. Орнамент

 У.- Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: загадки, игры, интересные упражнения и наш помощник – учебник и рабочая тетрадь.

 У.- Начнём урок с загадки.

Загадка: Тройка-тройка прилетела,

            Скакуны в той тройке белы.

            А в санях сидит царица,

            Белокоса, белолица.

            Как махнула рукавом,

            Всё покрылось серебром.

Д.- Зима.                                    

II. Актуализация знаний

       Игра «Ассоциации»

У.- Какие ассоциации у вас возникают со словом зима?

Д.- Снег, лыжи, коньки, снежки, снеговик, горка, мороз, лёд, хоккей, санки, каникулы.

У.-  Вы назвали много ассоциаций. Молодцы!

 Все дети зимой любят лепить снеговика.  И сегодня на урок к нам пришел снеговик. Ему одному скучно. Он просит, чтобы мы на уроке слепили ему

друга -снеговика из слов.  Первый ком снеговик уже слепил. А второй и третий ком мы слепим сами.

- Давайте прочитаем слова снеговика.

Д. -  снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, санки, метель, солнце, оттепель.

 

 

 

 

                                                                           

                                                       

                                     Снег, мороз,

Снежинки, санки

Солнце, варежки, оттепель

 Коньки, метель,

Сосульки

 

 

У. – Как назвать эти слова одним словом ?

Д.- Это имена существительные.

У.-  Что мы уже изучили об имени существительном?

Д. Имя существительное обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?, имеет род и изменяется по числам.

III. Сообщение темы урока

 У.- Сегодня мы продолжим работать над именем существительным и узнаем, какие тайны скрывает число имени существительного.

IV. Работа над темой

У.- На какие группы можно разделить слова снеговика?

Д.- В одну группу записать слова единственного числа, а в другую – слова множественного числа.

У.- Запишите в тетрадь слова  по вариантам.

  I в – слова единственного числа, II в - слова множественного числа.

- Добавьте в каждую группу свои примеры.

У.- Проверим работу I варианта.

Д.- Снег, мороз, солнце, метель, оттепель.

У.- Как справился  с заданием II вариант.

Д.- Снежки, варежки, коньки, сосульки, санки.

У.- Устно поставим слова I в. во множественное число,  а II в. в единственное число. (работаем цепочкой).

У.-- Какое слово не удалось поставить в единственное число?

Д.- Слово санки.

У.- Исключим его из группы слов, которые принес снеговик.

 Какие слова теперь остались в этой группе?

Д.- Слова, которые можно поставить и в единственном и во множественном числе

У.- Назовите эти слова.

Д.- снег, мороз, снежинки, коньки, сосульки, варежки, метель, солнце, оттепель.

V. Сообщение сведений о языке

У.-  В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе. Прочтем об этом в учебнике на стр. 143. Тайны языка.

 У.- И вот, второй ком снеговику, мы будем лепить из слов, которые употребляются только во множественном числе.

- Запишите себе в тетрадь эти слова со страницы 143.

У.- А 3 й ряд запишет слова у доски на втором коме снеговика.

 

каникулы, брюки

                   часы, грабли, весы

                    ножницы, сливки

 

 

У-   Прочтите слова. Чем особенны эти слова?

Д.- Употребляются только во множественном числе.

У.- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употреблять их в речи.

VI Самостоятельная работа

У.- Не догадались, что должно быть записано у снеговика на третьем коме?

Д.- Слова, которые употребляются только в единственном числе.

У.- Прочтите об этом на стр. 142 (Тайны языка).

-Запишите у себя в тетради их самостоятельно, а у доски поработает Жукова Алина.

 У.- Проверим, какие слова вы записали.

Д.- Мёд, молоко, творог, трусость, ловкость, соль.

                  

мед

              молоко

            ловкость 

 

                   соль                             

            трусость                    

              творог

 

    каникулы, брюки                        

   часы, грабли, весы

    ножницы, сливки

 

        

         Снег, мороз,

          Снежинки, санки,

Солнце, варежки,

          Оттепель

          Коньки, метель,

Сосульки.

 

 

У.- У нас получился красивый снеговик из слов.

- Итак, какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д.- В русском языке есть слова, которые употребляются только во множественном числе или только в единственном числе.

VII. Физкультминутка

Дети исполняют песню «Выпал снег такой мохнатый» и  выполняют движения под музыку.

 VIII. Игра «Снежки» (Испрввь ошибку)

У.- Вы любите играть в снежки?

Д.- Да.

 У.- Снеговик предлагает поиграть с ним в снежки. Он принес слова с ошибками и предлагает бросить снежок в слово с ошибкой.

У меня снежки (кружки).

Итак, начинаем игру: снежком нужно «залепить» не правильную букву в слове.

Слова: колендарь, жевотное, ботинки, тромвай, польто, гозета, яблоко, малина, морковь,    инжинер.

- Заметили, какие это все слова?

Д.-  Это словарные слова.

У.- Прочтем слова, в которые вы бросили снежком.

Д.- Календарь, животное, трамвай, газета, пальто.

У.- Посмотрите внимательно на слова. Здесь есть слово, которое употребляется только в единственном числе. Догадались какое слово?

Д.- Слово  «пальто» употребляется только в единственном числе

IX. Составление предложений и запись в тетрадь.

У.- Давайте поучимся правильно употреблять это слово в своей речи.

- Составьте предложение со словом «пальто» и запишите в тетрадь.

(Дети записывают составленные предложения и определяют род и число имен существительных).

X. Релаксация

У.- На уроке мы поиграли со снеговиком. А сейчас я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что на улице идет легкий и пушистый снежок, все становится вокруг чисто, бело, красиво.  (Музыка И.Крутого, композиция)

XI. Составление предложений.

У.- К нам под эту музыку прилетели волшебные снежинки со словами. Они водили хоровод вокруг снеговика и у некоторых растаяли буквы. Поможем восстановить буквы, объясняя их написание. (Дети выходят к доске, вставляют пропущенную букву и объясняют орфограммы)

                З_ма                                                     з_сыпала

                                                                                                          вот

сл_ды                              доро ки               и                

                    л_сные

                                                                                     снегом

 

.

У. - Составим предложения из этих слов.

Д.- Зима засыпала снегом лесные дорожки. Вот и следы зверей.

(Предложение записываем с комментированием. Один ученик у доски.)

У.- Определите число имён существительных                                             

XII. Дифференцированная работа

У.- Сейчас предлагаю работу по выбору.

- Кто желает творчески поработать, добавьте к составленным предложениям свои предложения, чтобы получился текст.

Остальные дети работают по тетради «Пишем грамотно» С.41, упр.3.

Задание: выписать имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.

XIII. Проверка дифференцированной работы

У.- Какие слова вы выписали из упр.3?

Д.  -Ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, духи, именины, сливки.

У. – Чем интересны эти слова?

Д.- Употребляются только во множественном числе.

У.- Проверим, какой текст получился у детей, которые работали творчески.

XIV Итог урока

У.- Какие тайны русского языка мы узнали на уроке?

Д.-  В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном и только в  единственном числе.

У.- Сегодня вы очень хорошо старались и без домашнего задания все остались.

Подушко Елена Петровна                                                                                                         Учитель начальных классов                                                                                                          г.Старый Оскол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка по теме"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по автоматизации производства

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка по теме "Число имён существительных" 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". В урок включены игровые моменты, дифференцированная работа, индивидуальная работа.

Использование игровых моментов на уроках даёт заметный эффект в развитии детей, расширяет творческие возможности, улучшает эмоциональное состояние детей, поддерживает у младших школьников интерес к учебной деятельности. Учитель! Научись играть со своими воспитанниками на уроках, на переменах, в свободное время…

 Играй с ними каждый день! И тогда обучение в школе будет желанным и полезным для каждого школьника.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 273 материала в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века") "«Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных»"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • 27.09.2020
  • 482
  • 20
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
Урок по русскому языку на тему "Правописание приставок на з-с" (3 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 28. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з//с
  • 12.09.2020
  • 438
  • 4
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 319
    • DOCX 303.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подушко Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Подушко Елена Петровна
    Подушко Елена Петровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 87892
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 228 человек из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 761 человек

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе