Разработка урока русского языка в 8 классе
Автор:
Белякова Оксана Анатольевна,
учитель
русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска МО
Класс: 8
Тип урока: сообщение новых сведений.
Тема лингвистическая: способы передачи
чужой речи.
Тема коммуникативная:
коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских
поэтов и писателей о природе.
Тема по развитию речи: рассуждение на тему
любви к природе, отношение к экологической проблеме.
Технология урока: комплексная: блочная
подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при
закреплении.
Методы познавательные: эвристическая
беседа, анализ, сравнение.
Способ познания: индуктивно-дедуктивный.
Средства обучения:
Тростенцова Л.А., Ладыженскя Т.А., Дейкина А.Д., Александрова
О.М.. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.
М.: Просвещение, 2012.
Дидактический
материал – высказывания о природе русских писателей.
Обобщающая
таблица;
Портреты
М.Ю.Лермонтова, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского и др.
Выставка
книг этих поэтов и писателей.
Цели урока
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения об
основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и
словосочетаниями и обращениями;
б) познакомить с основными способами передачи
чужой речи с разрывом; с косвенной речью.
2. Практические:
а) закрепить (старое) умение расстановки знаков
препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;
б) сформировать умение постановки знаков
препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с
косвенной речью.
3. Общепредметные:
а) воспитывать
·
интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и
размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного
края и любви к малой родине, к отчему дому;
·
языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей
филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой,
культуроведческой, правописной);
·
нравственные качества школьников (понимание значимости малой
родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать
положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним,
эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;
б) развивать разные виды памяти (слуховую,
зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление (мыслительные
операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой
деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;
в) формировать умение самостоятельно пополнять
знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим
словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к
прозе отечественных писателей.
ХОД УРОКА.
1. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Содержание проверки и опроса
|
Методы и приёмы проверки
|
1.
Знания о предложении с прямой
речью.
|
Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными
примерами из домашней работы.
|
·
Умение различать
предложения с прямой речью до и после слов автора. С диалогом и вводными
конструкциями. Умение расставлять знаки препинания в предложениях с прямой
речью.
|
Чтение и комментирование предложений с прямой речью, диалогом,
вводными конструкциями, используя предложения из домашней работы ( предложения
о природе родного края, об экологии)
|
·
ОТД (опыт творческой
деятельности – проверка речевых умений).
|
Вопросы учителя:
– Можно ли из данных предложений построить текст? Каким
образом? Доказать свою точку зрения. Какой заголовок вы бы подобрали?
|
·
НЭОМ (нормы эмоционального
отношения к миру, к обществу, к себе)
|
Вопросы учителя:
– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и
писателей о природе родного края?
– Что особенно понравилось в их высказываниях?
– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?
– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?
– Какова ваша роль как Человека на земле?
|
Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего
задания.
1)
2)
3)
4)
Универсальные учебные действия:
Личностные:
актуализацию
изученных способов действий.
Ценностно-смысловая
ориентация учащихся.
Коммуникативные:
Оценка
ответов других учеников.
2.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
А) Формулирование цели урока.
Эвристическая беседа по
предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.
1) Л.Н.Толстой любил повторять Без Ясной
Поляны не было бы ни меня ни моих сочинений.
2) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал
Сергей Есенин.
3)
Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе писал М.Ю. Лермонтов
мы невольно становимся детьми.
4) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой”
писал что природа сама по себе всегда нравственна безнравственной её может
сделать лишь человек.
5) По словам М.М.Пришвина человек это
часть природы, его нельзя разлучить с ней.
6) Замечательный писатель ученый публицист
Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о своем постоянном стремлении постичь тайны
природы.
|
|
|
Посмотрите на предложения, записанные на доске.
Какой темой объединены?
Одинаковы ли они по строению?
Все ли предложения можно назвать «Предложения с прямой речью»?
1,2,3
В каких предложения передается чужая речь? 4,5,6
Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Какую
цель вы перед собой поставите?
Б)
Актуализация знаний.
Расставьте
знаки препинания в 1 и 2 предложении, спишите, составьте схему данных
предложений.
В)
Знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.
Анализ
предложения №3. В чем особенность его строения? Попробуйте расставить знаки
препинания и составить схему.
Делаем
вывод о знаках препинания в предложениях, когда слова автора разрывают прямую
речь.
"П, – а, – п".
"П,
– а. – П".
Г)
Заранее подготовленное выступление учащегося.
Исторический комментарий о
причинах и времени появления пунктуации в русском языке.
Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских
берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка
встречается осмысленное употребление точек (они ставились между
словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации
сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного
освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской
грамматике” (1755 г.)
Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды
по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова
(1771г.) и др.
И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки
(“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати
привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его
известном труде “Русское правописание” (1885г.)…
Оценки
за работу.
1)
2)
3)
4)
5)
Универсальные учебные действия:
Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполагание
Коммуникативные:
определение
цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.
Д) Открытие нового знания.
Способы передачи прямой речи.
Работа с предложениями 4,5,6.
Учащиеся анализируют предложения с прямой речью:
В.Распутин в повести «Прощание с Матёрой» писал: «Природа
сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек».
М.М.Пришвин говорил: «Человек – это часть природы, его нельзя разлучить с ней».
Замечательный писатель, ученый, публицист
Сергей Тимофеевич Аксаков говорил: «Главная моя цель – постичь тайны природы».
Учащимся предлагается сравнить данные предложения, расставить
знаки препинания в предложениях 4,5,6, доказать.
Сделать вывод о том, какими тремя способами можно передать чужую
речь.
Оценки за работу:
1)
2)
3)
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
Установление
причинно-следственных связей.
Поиск
и выделение информации; Анализ объектов с целью выделения признаков
самостоятельное
создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
Регулятивные:
Выполнение
учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в
ситуации затруднения.
3. ФИЗМИНУТКА.
4.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
А) Репродуктивные
упражнения:
Даны
предложения с прямой речью. Заменить прямую речь на косвенную, объясняя, какой
из трех способов используем.
1.
Дмитрий спросил у собеседника: «Как ты думаешь, может человек жить без природы, без ее целительной силы?»
2.
Василий Степанович громко сказал: «Ребята, берегите наш лес!»
3. Георгий напомнил: «Сейчас запрещено разводить костры.»
Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания мы
сейчас переделывали? При помощи чего у нас получилось передать вопросительное
предложение? Побудительное?
4. «Леса учат человека понимать прекрасное,» – говорил А.П. Чехов.
5. М.М. Пришвин писал: «Для
меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие
таланты.»
Оценки за работу:
1)
2)
3)
Б) Репродуктивно-продуктивные упражнения
Перед вами высказывание и его автор. Сначала запишите его в виде
предложения с прямой речью, затем – с косвенной.
1.
Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Древнеримский философ Цицерон.
2.
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М.Пришвин.
3. Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало,
заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками…
и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и
доброте. В.П.Астафьев.
4. Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г.
Паустовский.
5. Соприкосновение с природой есть самое последнее слово
всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры.
Ф.М. Достоевский.
Оценки за работу:
1)
2)
3)
Универсальные учебные действия:
Личностные:
Выдвижение
гипотез, их доказательство
Регулятивные:
выделение
и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Познавательные:
анализ
объектов, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5.
ОБОБЩЕНИЕ.
Обобщение и систематизация на основе таблицы.
1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
|
Примеры
|
1) перед словами автора
«П,»-а.
«П?»-а.
«П!»-а.
«П…»-а.
2) после слов автора
А: «П.»
А: «П?»
А: «П!»
3) с разрывом
«П, – а, – п.»
«П, – а. – П.»
«П? – а. – П.»
«П! – а. – П.»
|
|
2. Способы передачи прямой
речи.
|
|
Предложение с прямой речью
|
Косвенная речь
|
Повествовательное
предложение
|
ЧТО, БУДТО
|
Вопросительное предложение
|
Местоимения и наречия КТО,
ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ
|
Побудительное предложение
|
ЧТОБЫ
|
Пример
|
|
Николай Рубцов
проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”
|
1.
Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы
Руси.
2.
По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.
3.
Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к
берёзам Руси.
|
Оценки за работу:
1)
2)
6.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вопросы учителя к учащимся:
– В каких местах нашего села, района, страны вам нравится
бывать?
– Какое время года вы по-особенному чувствуете?
– Какими красками изобразили бы вечернюю зарю и заходящее
солнце?
– Какого цвета ночное небо?..
– Ощущали ли вы запахи луговых трав, берёзовой рощи, хвойного
леса?
Вариант 1:
Сочинение-рассуждение на основе одного из высказываний, которые анализировали
на уроке.
Вариант 2:
Составить предложения по схемам, данным в обобщающей таблице.
7. ИТОГИ
УРОКА.
Рефлексия: «Чему же я научился сегодня?»
Оценка деятельности учащихся
- Какова была цель нашего урока?
- Достигли ли мы её?
- Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?
- Заполните, пожалуйста, оценочный лист.
Заполняют
оценочный лист:
1.
Комфортно ли вам было на уроке?
2.
Что повторили?
3.
Что узнали нового?
4.
Что было непонятно?
5.
Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.
6.
Оцени работу соседа по парте.
7.
Оцени работу учителя.
8. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ.
1.
Подготовить устно связанный текст о способах передачи чужой
речи.
2.
Задание на карточке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.