Тема: Союз как
служебная часть речи.
Цель: Формирование общего понятия о союзе как
служебной части речи.
Задачи:
Образовательные : создать условия для осознания
и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять
роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о постановке знаков
препинания при однородных членах и в сложных предложениях.
Развивающая:
способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.
Воспитательная: воспитывать
чувство патриотизма.
Тип урока:
комбинированный.
Методы обучения:
Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Дополнительный материал к уроку:
карточки с заданиями, презентация к уроку; таблица по теме
«Союз», карточки для рефлексии, медали трех видов; текст для анализа.
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык.
Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7
класс» / под ред. С. Н. Пименовой; мультивидеопроектор.
Ход урока:
1.
Оргмомент.
– Здравствуйте,
подготовьте все необходимое к уроку. Тихо сели.
2.
Вводно-мотивационный
этап.
- Ребята, скажите, какое событие в мире
сейчас заставляет нас переживать, волноваться, не отходить от экранов
телевизоров? (Олимпиада)
- Сегодня на уроке мы поговорим не
только о премудростях русского языка, но и о спорте. Мы будем работать как
самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.
- Работа с текстом.
На слайде прописан текст. (У каждого ученика текст на парте).
Задание: Прочитайте текст и подумайте какова тема текста?
На юге Греции в
Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала
зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.
Факел с огнем
принимает бегун, и начинается факельная эстафета.
Бегуны несут горящий факел. Также на
помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня
может проходить через моря и океаны. Летчики или моряки также
помогают доставить светило в нужное место.
Олимпийский огонь не должен потухнуть по
дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только
олимпийский огонь, но и два запасных.
В честь прибытия огня
устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из
самых достопримечательных зданий в городе.
Момент, когда языки пламени
всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый
волнующий.
Тема текста – эстафета
олимпийского огня.
- Какова основная мысль текста? Олимпийский огонь – неотъемлемая
часть Олимпийских игр.
В этом тексте одно и то же понятие называется по-разному? О чем идет
речь?
Для чего это делается?
- Какой частью речи являются выделенные слова? Предлоги.
- Что вы можете сказать о предлогах? (Связывают самостоятельные слова
друг с другом; служебные части речи; вместе с окончаниями самостоятельных слов
выражают различные смысловые значения; не являются членами предложения, но
входят в состав членов предложения).
- Какие разряды предлогов по значению вам известны?
(пространственные предлоги: «в», «на», «около», «вокруг»
и другие;
временные предлоги:
«к», «до», «в течение» и
другие;
причинные предлоги: «по», «от», «из-за» и
другие;
целевые предлоги: «для», «ради», «на» и
другие;
предлоги образа действия: «с»,
«без», «по» и другие;
дополнительные предлоги:
«о», «об», «про», «с»
и другие – указывают на предмет, на который направлено действие).
- Посмотрите внимательно на выделенные
предложения. Предлоги с каким значением в них присутствуют? (с
пространственным;).
- Какие еще слова в этом предложении
являются служебными? (а).
- Если вы затрудняетесь ответить на этот
вопрос, попробуйте отгадать загадку:
Объединять и
связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
-Что это? (Союз).
- Так какова же тема
нашего урока? (Союз как часть речи).
- Перечислите, какие
союзы вам известны?
- На какие две группы
делятся части речи? (самостоятельные, служебные)
-Союз относится к
каким частям речи?
3. Целеполагание.
- А теперь сформулируйте
цель урока, используйте опорные слова:
- познакомиться;
(познакомиться с союзом как частью речи)
- углубить; (понятие
о союзе)
-выяснить; (представление
о союзе)
- повторить; (Повторить правила постановки знаков
препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях).
- совершенствовать
(умение находить союзы в предложении и словосочетании).
4. Изучение новой
темы.
Прежде чем говорить
об этой части речи послушаем сообщение заранее подготовленных учеников о союзе.
Заранее подготовленные ученики готовят сообщения о союзе.
Ученик 1
Информацию для
сообщения я взяла из словарей Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича
Ожегова.
Слово «союз» очень древнее. Когда-то в
нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со
значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».
Приставка со- в значении «вместе» есть
во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с
кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее
время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого
окончания.
Название “союз”
появилось в XVII веке. В русском языке около 250 (двухсот пятидесяти) союзов.
В XIX веке в
“Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил
значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение,
смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.
В XX веке в
“Толковом словаре русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” как
служебная часть речи, было определено так: “В грамматике: служебное слово,
соединяющее предложения и слова внутри предложения”.
Таким образом, если
проанализировать эти словарные статьи, то можем прийти к выводу, что словарь Ожегова по сравнению со словарем
Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не
только слова, но и предложения).
- Такое различие
объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке
ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его
законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях.
Ученик 2:
Ученые исследовали
союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:
- “И” – один из самых
древних союзов русского языка;
- Союз “И” за
тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части
сложного предложения;
- Слово “И” за столь
долгий срок не изменило своего звучания;
- Союз “И” является
исключительно частотным словом.
Итак, союз “И” –
самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.
Спасибо, откройте
тетради запишите число, классная работа.
Внимательно
посмотрите на текст.
Запишем первое
выделенное предложение, выделим в нем грамматическую основу, построим схему
этого предложения.
Аналогичную работу
проведем и со вторым выделенным предложением.
[- = О и О ].
[
= - ], а [ - = ].
- Какие слова внесли в схему? Почему в
схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы
связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе
сложного).
Найдите в тексте все известные вам союзы
и заключите их в овал.
-Попробуем задать вопрос к союзам, можем
мы это сделать? Нет.
- Являются ли союзы членами предложения?
Нет.
5. Работа по
опорной схеме. Выступает ученик.
- Посмотрите на
опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.
С О Ю З
|
1. По строению
|
Простые:
А, НО, ДАЖЕ, ЧТО,
ЕСЛИ, КОГДА.
|
Составные:
Потому что; так
как;
После того, как;
Несмотря на то, что.
|
2. По
употреблению
|
Одиночные:
Песни И стихи.
|
Двойные:
И - и; ни-ни;
либо-либо;
Либо я, либо ты.
|
3. По значению
|
Сочинительные:
А) соединительные:
и; да; ни-ни; и - и.
Б) противительные: а; но; зато.
В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то -не то; то ли -то
ли.
|
Подчинительные:
А) временные: с тех
пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) следствия :так что
З) изъяснительные:
что.
|
|
|
|
|
6.Закрепление
материала.
Работа с
предложениями разноуровневого характера.
Вам предлагается 2
предложения. Одно из них подчеркнуто красным цветом (задание повышенной
сложности, требующее приложить усилия памяти), другое – синим (задание, с
которым вы легко справитесь).
Каждый оценивает свои
силы и выбирает предложения.
Задания к 1
предложению:
- Расставьте знаки
препинания. Дайте характеристику предложения. Для чего служат союзы в этом
предложении? Объясните постановку знаков препинания.
Начался февраль, и
стартовала зимняя Олимпиада, и российские спортсмены стали получать первые
медали.
(Данное
предложение по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске
– невосклицательное; по наличию главных членов – сложное; союзы служат для
связи сложных предложений. Союз и повторяется перед каждым однородным членом,
запятая ставится перед каждым союзом и).
Задание ко 2-му
предложению.
У каждого участника
олимпиады должно быть стремление к победе и огромная сила воли.
(Одиночный союз и
связывает однородные члены предложения).
Если позволяет время
можно дать учащимся задания построить схему данного предложения.
7.Физминутка.
8. Тестирование.
1. Найдите неправильное
утверждение.
А) Союз – это неизменяемая
часть речи.
Б) Союзы не являются
членами предложения.
В) Союзы не связывают между
собой однородные члены предложения.
2. В каком предложении союз
связывает однородные члены предложения?
А) Сборные России и Чехии
играли в одно и то же время.
Б) В 1924 году
Международный Олимпийский комитет решил провести первые Олимпийские зимние
игры во Франции, а сейчас мы являемся свидетелями зимних 22-х Олимпийских игр
Сочи 2014.
В) Солнце заблистало, и
наступило радостное утро победы.
3. Укажите предложение, в
котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.
А) Снег падал и засыпал
трибуны болельщиков.
Б) Снег падал, и болельщики
скоро покрылись пушистым снегом.
В) Снег падал и покрывал
все вокруг.
4. Закончите начатое
предложение, чтобы получилось сложное предложение.
Каждый день россияне ждут…
А) очередных золотых
медалей.
Б) что наши спортсмены
победят.
В) медалей и верят в победу
нашей сборной команды.
5. Укажите строку, где
встречаются только служебные части речи.
А) Союз, глагол,
предлог.
Б) Предлог, союз,
частица.
В) Предлог, местоимение, союз.
9. .Заключительно
- обобщающий этап урока.
Работа в группах:
составление блок-схемы по теме союз. Выбирается лучшая. Работа производится на
листочках.
(Примерная блок-схема
прилагается)
Блок-схема по теме
«Союз».
- Молодцы, главное
сплоченная команда, поэтому и результат работы положительный.
10.Итог урока.
– На какие
две группы делятся все части речи?
– Какие
части речи относятся к служебным? Приведите примеры.
(Союз – это
служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей
сложного предложения).
11. Рефлексия
- Что нового узнали о
союзе? (Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные; связывают…).
- Какие были затруднения
при выполнении заданий?
В каждой группе лежат три карточки:
Зеленая – все понял, могу помочь другому!
Желтая – нужно закрепить дома.
Красная – не понял.
Каждый ученик в оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите
карточки.
12. Выставление
оценок с комментированием. (Медали соответствуют оценкам).
- Ребята, это, конечно, не настоящие
медали. Для того чтобы получить настоящее золото и серебро, нужно прикладывать
максимум усилий. На это уходят месяцы, годы изнурительных тренировок.
13. Домашнее задание.
•Для тех, кто
затрудняется в определении и нахождении союзов - упр. № 352.
(Задание: Вам нужно
закончить сложные предложения, используя заключенные в скобки союзы). Словарные
слова записать и составить с ними словосочетания.
•Творческий уровень -
упр. № 355.1. или составить текст с применением союзов на тему: “О чем думает
зимний лес”.
(Задание: Спишите,
расставляя недостающие знаки препинания, а затем прочитайте предложения).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.