Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему "Союз как служебная часть речи" (7 класс).

Урок русского языка на тему "Союз как служебная часть речи" (7 класс).

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 мая действуют скидки до 70% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тема: Союз как служебная часть речи.

Цель: Формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.

Задачи:

Образовательные : создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.  

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация к уроку; таблица по теме «Союз», карточки для рефлексии, медали трех видов; текст для анализа.



Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой; мультивидеопроектор.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, подготовьте все необходимое к уроку. Тихо сели.



  1. Вводно-мотивационный этап.

- Ребята, скажите, какое событие в мире сейчас заставляет нас переживать, волноваться, не отходить от экранов телевизоров? (Олимпиада)

- Сегодня на уроке мы поговорим не только о премудростях русского языка, но и о спорте. Мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.

- Работа с текстом.


На слайде прописан текст. (У каждого ученика текст на парте).

Задание: Прочитайте текст и подумайте какова тема текста?


На юге Греции в Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.

Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета.

Бегуны несут горящий факел. Также на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня может проходить через моря и океаны. Летчики или моряки также помогают доставить светило в нужное место.

Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

В честь прибытия огня устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из самых достопримечательных зданий в городе.

Момент, когда языки пламени всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый волнующий.



Тема текста – эстафета олимпийского огня.


- Какова основная мысль текста? Олимпийский огонь – неотъемлемая часть Олимпийских игр.


В этом тексте одно и то же понятие называется по-разному? О чем идет речь?


Для чего это делается?


- Какой частью речи являются выделенные слова? Предлоги.


- Что вы можете сказать о предлогах? (Связывают самостоятельные слова друг с другом; служебные части речи; вместе с окончаниями самостоятельных слов выражают различные смысловые значения; не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения).


- Какие разряды предлогов по значению вам известны?


(пространственные предлоги: «в», «на», «около», «вокруг» и другие;

временные предлоги: «к», «до», «в течение» и другие;

причинные предлоги: «по», «от», «из-за» и другие;

целевые предлоги: «для», «ради», «на» и другие;

предлоги образа действия: «с», «без», «по» и другие;

дополнительные предлоги: «о», «об», «про», «с» и другие – указывают на предмет, на который направлено действие).



- Посмотрите внимательно на выделенные предложения. Предлоги с каким значением в них присутствуют? (с пространственным;).



- Какие еще слова в этом предложении являются служебными? (а).



- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку:

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

-Что это? (Союз).

- Так какова же тема нашего урока? (Союз как часть речи).

- Перечислите, какие союзы вам известны?

- На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные)

-Союз относится к каким частям речи?

3. Целеполагание.

- А теперь сформулируйте цель урока, используйте опорные слова:

- познакомиться; (познакомиться с союзом как частью речи)

- углубить; (понятие о союзе)

-выяснить; (представление о союзе)

- повторить; (Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях).

- совершенствовать (умение находить союзы в предложении и словосочетании).

4. Изучение новой темы.

Прежде чем говорить об этой части речи послушаем сообщение заранее подготовленных учеников о союзе. Заранее подготовленные ученики готовят сообщения о союзе.

Ученик 1

Информацию для сообщения я взяла из словарей Владимира Ивановича Даля, Сергея Ивановича Ожегова.

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 (двухсот пятидесяти) союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке в “Толковом словаре русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз” как служебная часть речи, было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

Таким образом, если проанализировать эти словарные статьи, то можем прийти к выводу, что словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях.

Ученик 2:

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • И” – один из самых древних союзов русского языка;

  • Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;

  • Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;

  • Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.

Спасибо, откройте тетради запишите число, классная работа.

Внимательно посмотрите на текст.

Запишем первое выделенное предложение, выделим в нем грамматическую основу, построим схему этого предложения.

Аналогичную работу проведем и со вторым выделенным предложением.

[- = О  и  О ].

[  = -  ], а [ -  = ].

- Какие слова внесли в схему? Почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).



Найдите в тексте все известные вам союзы и заключите их в овал.



-Попробуем задать вопрос к союзам, можем мы это сделать? Нет.



- Являются ли союзы членами предложения? Нет.

5. Работа по опорной схеме. Выступает ученик.

- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.

С О Ю З

1. По строению

Простые:

А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, КОГДА.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Двойные:

И - и; ни-ни; либо-либо;
Либо я, либо ты.

3. По значению

Сочинительные:

А) соединительные: и; да; ни-ни; и - и.
Б) противительные: а; но; зато.
В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то -не то; то ли -то ли.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) следствия :так что

З) изъяснительные: что.




6.Закрепление материала.

Работа с предложениями разноуровневого характера.

Вам предлагается 2 предложения. Одно из них подчеркнуто красным цветом (задание повышенной сложности, требующее приложить усилия памяти), другое – синим (задание, с которым вы легко справитесь).

Каждый оценивает свои силы и выбирает предложения.

Задания к 1 предложению:

- Расставьте знаки препинания. Дайте характеристику предложения. Для чего служат союзы в этом предложении? Объясните постановку знаков препинания.

Начался февраль, и стартовала зимняя Олимпиада, и российские спортсмены стали получать первые медали.

(Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное; по наличию главных членов – сложное; союзы служат для связи сложных предложений. Союз и повторяется перед каждым однородным членом, запятая ставится перед каждым союзом и).

Задание ко 2-му предложению.

У каждого участника олимпиады должно быть стремление к победе и огромная сила воли.

(Одиночный союз и связывает однородные члены предложения).

Если позволяет время можно дать учащимся задания построить схему данного предложения.

7.Физминутка.

8. Тестирование.

    1. Найдите неправильное утверждение.

А) Союз – это неизменяемая часть речи.

Б) Союзы не являются членами предложения.

В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.



    1. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения?

А) Сборные России и Чехии играли в одно и то же время.

Б) В 1924 году Международный Олимпийский комитет решил провести первые Олимпийские зимние игры во Франции, а сейчас мы являемся свидетелями зимних 22-х Олимпийских игр Сочи 2014.

В) Солнце заблистало, и наступило радостное утро победы.



    1. Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

А) Снег падал и засыпал трибуны болельщиков.

Б) Снег падал, и болельщики скоро покрылись пушистым снегом.

В) Снег падал и покрывал все вокруг.



    1. Закончите начатое предложение, чтобы получилось сложное предложение.

Каждый день россияне ждут…

А) очередных золотых медалей.

Б) что наши спортсмены победят.

В) медалей и верят в победу нашей сборной команды.



5. Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.

А) Союз, глагол, предлог.

Б) Предлог, союз, частица.

В) Предлог, местоимение, союз.

9. .Заключительно - обобщающий этап урока.

Работа в группах: составление блок-схемы по теме союз. Выбирается лучшая. Работа производится на листочках.

(Примерная блок-схема прилагается)

Блок-схема по теме «Союз».

hello_html_m802b09e.gif

- Молодцы, главное сплоченная команда, поэтому и результат работы положительный.

10.Итог урока.

На какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).


11. Рефлексия

- Что нового узнали о союзе? (Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные; связывают…).

- Какие были затруднения при выполнении заданий?


В каждой группе лежат три карточки:
Зеленая – все понял, могу помочь другому!
Желтая – нужно закрепить дома.
Красная – не понял.

Каждый ученик в оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите карточки.

12. Выставление оценок с комментированием. (Медали соответствуют оценкам).

- Ребята, это, конечно, не настоящие медали. Для того чтобы получить настоящее золото и серебро, нужно прикладывать максимум усилий. На это уходят месяцы, годы изнурительных тренировок.

13. Домашнее задание.

Для тех, кто затрудняется в определении и нахождении союзов - упр. № 352.

(Задание: Вам нужно закончить сложные предложения, используя заключенные в скобки союзы). Словарные слова записать и составить с ними словосочетания.

Творческий уровень - упр. № 355.1. или составить текст с применением союзов на тему: “О чем думает зимний лес”.

(Задание: Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, а затем прочитайте предложения).

7


  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок русского языка предназначен для проведения урока в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи". Это первый урок в данной теме. Урок содержит элементы Федерального Государственного образовательного стандарта. Тип урока - объяснение нового материала. Урок связан тематически с Олимпиадой 2014. все упражнения содержат информацию о спорте.

 

Задачи урока:

Образовательные : создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала;  совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о  постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.  

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

 

Автор Заводчикова Светлана Леонтьевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 5957
Номер материала 4200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: