Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка на тему "Союз как служебная часть речи" (7 класс).

Урок русского языка на тему "Союз как служебная часть речи" (7 класс).

Скачать материал

Тема: Союз как служебная часть речи.

Цель: Формирование общего понятия о союзе как служебной части речи.

Задачи:

Образовательные : создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала;  совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о  постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях.

Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма.  

Тип урока:  комбинированный.

Методы обучения:  Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Дополнительный материал к уроку: карточки с заданиями, презентация к уроку; таблица по теме «Союз», карточки для рефлексии, медали трех видов; текст для анализа.

 

Оборудование:  учебный  комплекс  «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой; мультивидеопроектор.

 

Ход урока:

1.     Оргмомент.

– Здравствуйте, подготовьте все необходимое к уроку. Тихо сели.

 

 

2.     Вводно-мотивационный этап.

- Ребята, скажите, какое событие в мире сейчас заставляет нас переживать, волноваться, не отходить от экранов телевизоров? (Олимпиада)

- Сегодня на уроке мы поговорим не только о премудростях русского языка, но и о спорте. Мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобится и ваша помощь.

   - Работа с текстом.

 

На слайде прописан текст. (У каждого ученика текст на парте).

Задание: Прочитайте текст и подумайте какова тема текста?

 

     На юге Греции в Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.

     Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета.

Бегуны несут горящий факел. Также на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Путь огня может проходить через моря и океаны.  Летчики или моряки также помогают доставить светило в нужное место.    

Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

     В честь прибытия огня устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из самых достопримечательных зданий в городе.

     Момент, когда языки пламени всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый волнующий.

 

       Тема текста – эстафета олимпийского огня.

 

- Какова основная мысль текста? Олимпийский огонь – неотъемлемая часть    Олимпийских игр.

 

В этом тексте одно и то же понятие называется по-разному? О чем идет речь?

 

Для чего это делается?

 

- Какой частью речи являются выделенные слова? Предлоги.

 

- Что вы можете сказать о предлогах? (Связывают самостоятельные слова друг с другом; служебные части речи; вместе с окончаниями самостоятельных слов выражают различные смысловые значения; не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения).

 

- Какие разряды предлогов по значению вам известны?

 

(пространственные предлоги: «в», «на», «около», «вокруг» и другие;

        временные предлоги: «к», «до», «в течение» и другие;

               причинные предлоги: «по», «от», «из-за» и другие;

               целевые предлоги: «для», «ради», «на» и другие;

               предлоги образа действия: «с», «без», «по» и другие;

               дополнительные предлоги: «о», «об», «про», «с» и другие – указывают на предмет, на который направлено  действие).

 

 

- Посмотрите внимательно на выделенные  предложения. Предлоги с каким значением в них присутствуют? (с пространственным;).

 

- Какие еще слова в этом предложении являются служебными? (а).

 

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, попробуйте отгадать загадку:

Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час,
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.

-Что это? (Союз).

- Так какова же тема нашего урока? (Союз как часть речи).

- Перечислите, какие союзы вам известны?

- На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные, служебные)

-Союз относится к каким частям речи?

3. Целеполагание.

- А теперь сформулируйте цель урока, используйте опорные слова:

- познакомиться; (познакомиться с союзом как частью речи)

- углубить; (понятие о союзе)

-выяснить; (представление о союзе)

- повторить; (Повторить правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и сложных предложениях).

- совершенствовать (умение находить союзы в предложении и словосочетании).

4. Изучение новой темы.

Прежде чем говорить об этой части речи послушаем сообщение заранее подготовленных учеников о союзе. Заранее подготовленные ученики готовят сообщения о союзе.

Ученик 1

Информацию для сообщения я взяла из словарей Владимира Ивановича  Даля, Сергея Ивановича Ожегова.

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел».

Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания.  

Название “союз” появилось в XVII веке. В русском языке около 250 (двухсот пятидесяти) союзов.

В XIX веке в “Толковом словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль так определил значение слова “союз”: “Взаимные узы, связь, скре,па, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова”.

В XX веке  в “Толковом словаре русского языка” Ожегова и Шведовой слово “союз”  как служебная часть речи, было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения”.

Таким образом, если проанализировать эти словарные статьи, то можем прийти к выводу, что  словарь Ожегова по сравнению со словарем Даля указывает на большее количество признаков: служебное слово, связывает не только слова, но и предложения).

- Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX веке ученые-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX века, что отразилось в словарях.

Ученик 2:

Ученые исследовали союз “И”, его значения, частоту употребления и обнаружили, что:

  • “И” – один из самых древних союзов русского языка;
  • Союз “И” за тысячелетия не изменил своего значения, он соединяет слова и части сложного предложения;
  • Слово “И” за столь долгий срок не изменило своего звучания;
  • Союз “И” является исключительно частотным словом.

Итак, союз “И” – самый употребляющийся союз, особенно в устной речи.

Спасибо, откройте тетради запишите число, классная работа.

Внимательно посмотрите на текст.

 Запишем первое выделенное предложение, выделим в нем грамматическую основу, построим схему этого предложения.

Аналогичную работу проведем и со вторым выделенным предложением.

 [- =  О  и  О ].

 [  = -  ], а [ -  = ].

- Какие слова внесли в схему? Почему в схеме отражаются именно союзы, а не предлоги и другие слова? (Союзы связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного).

 

Найдите в тексте все известные вам союзы и заключите их в овал.

 

-Попробуем задать вопрос к союзам, можем мы это сделать? Нет.

 

- Являются ли союзы членами предложения? Нет.

5. Работа по опорной схеме. Выступает ученик.

- Посмотрите на опорную схему “Союз” и расскажите, используя ее, о союзе.

С О Ю З

1. По строению

Простые:

А, НО, ДАЖЕ, ЧТО, ЕСЛИ, КОГДА.

Составные:

Потому что; так как;
После того, как;
Несмотря на то, что.

2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Двойные:

И - и; ни-ни; либо-либо;
Либо я, либо ты.

3. По значению

Сочинительные:

А) соединительные: и; да; ни-ни; и - и.
Б) противительные: а; но; зато.
В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то -не то; то ли -то ли.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) следствия :так что

З) изъяснительные: что.

 

 

6.Закрепление материала.

Работа с предложениями разноуровневого характера.

Вам предлагается 2 предложения. Одно из них подчеркнуто красным цветом (задание повышенной сложности, требующее приложить усилия памяти), другое – синим (задание, с которым вы легко справитесь).

Каждый оценивает свои силы и выбирает предложения.

Задания к 1 предложению:

- Расставьте знаки препинания. Дайте характеристику предложения. Для чего служат союзы в этом предложении? Объясните постановку знаков препинания.

Начался февраль, и стартовала зимняя Олимпиада, и российские спортсмены стали получать первые медали.

(Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по эмоциональной окраске – невосклицательное; по наличию главных членов – сложное; союзы служат для связи сложных предложений. Союз и повторяется перед каждым однородным членом, запятая ставится перед каждым союзом и).

Задание ко 2-му предложению.

У каждого участника олимпиады должно быть стремление к победе и огромная сила воли.

(Одиночный союз и связывает однородные члены предложения).

Если позволяет время можно дать учащимся задания построить схему данного предложения.

7.Физминутка.

8. Тестирование.

1.       Найдите неправильное утверждение.

А) Союз – это неизменяемая часть речи.

Б) Союзы не являются членами предложения.

В) Союзы не связывают между собой однородные члены предложения.

 

2.       В каком предложении союз связывает однородные члены предложения?

А) Сборные России и Чехии играли в одно и то же время.

Б) В 1924 году Международный Олимпийский комитет решил провести первые Олимпийские  зимние игры во Франции, а сейчас мы являемся свидетелями зимних 22-х Олимпийских игр Сочи 2014.

В) Солнце заблистало, и наступило радостное утро победы.

 

3.       Укажите предложение, в котором союз И связывает простые предложения в составе сложного.

А) Снег падал и засыпал трибуны болельщиков.

Б) Снег падал, и болельщики скоро покрылись пушистым снегом.

В) Снег падал и покрывал все вокруг.

 

4.       Закончите начатое предложение, чтобы получилось сложное предложение.

Каждый день россияне ждут…

А) очередных золотых медалей.

Б) что наши спортсмены победят.

В) медалей и верят в  победу нашей сборной команды.

 

      5.    Укажите строку, где встречаются только служебные части речи.

             А) Союз, глагол, предлог.

             Б)  Предлог, союз, частица.

               В)   Предлог, местоимение, союз.

9. .Заключительно - обобщающий этап урока.

Работа в группах: составление блок-схемы по теме союз. Выбирается лучшая. Работа производится на листочках.

(Примерная блок-схема прилагается)

Блок-схема по теме «Союз».

- Молодцы, главное сплоченная команда, поэтому и результат работы положительный.

10.Итог урока.

 На какие две группы делятся все части речи?

 Какие части речи относятся к служебным? Приведите примеры.

 (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

 

11. Рефлексия

- Что нового узнали о союзе? (Бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные; связывают…).

- Какие были затруднения при выполнении заданий?


В каждой группе лежат три карточки:
Зеленая  – все понял, могу помочь другому!
Желтая  – нужно закрепить дома.
Красная  – не понял.

Каждый ученик в  оценивает себя и выбирает соответствующую карточку. Поднимите карточки.

12. Выставление оценок с комментированием. (Медали соответствуют оценкам).

- Ребята, это, конечно, не настоящие медали. Для того чтобы получить настоящее золото и серебро, нужно прикладывать максимум усилий. На это уходят месяцы, годы изнурительных тренировок.

13. Домашнее задание.

•Для тех, кто затрудняется в определении и нахождении союзов - упр. № 352.

(Задание: Вам нужно закончить сложные предложения, используя заключенные в скобки союзы). Словарные слова записать и составить с ними словосочетания.

•Творческий уровень - упр. № 355.1. или составить текст с применением союзов на тему: “О чем думает зимний лес”.

(Задание: Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, а затем прочитайте предложения).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка на тему "Союз как служебная часть речи" (7 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок русского языка предназначен для проведения урока в 7 классе по теме "Союз как служебная часть речи". Это первый урок в данной теме. Урок содержит элементы Федерального Государственного образовательного стандарта. Тип урока - объяснение нового материала. Урок связан тематически с Олимпиадой 2014. все упражнения содержат информацию о спорте. Задачи урока: Образовательные : создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте; воспроизвести сведения о постановке знаков препинания при однородных членах и в сложных предложениях. Развивающая: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма. Тип урока: комбинированный. Методы обучения: Репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.09.2020 525
    • DOCX 172 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якимова Светлана Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якимова Светлана Семеновна
    Якимова Светлана Семеновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 114173
    • Всего материалов: 241

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека